Новые направления в итальянском дизайне 1960-80х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание

Предметы должны улучшать нашу жизнь, добавлять ей больше тепла, больше цвета, больше ощущений. Мне кажется, чем больше этим наделен предмет, тем лучше. На мой взгляд, назначение дизайна в будущем - это именно улучшать психологическое состояние человека, не только делать жизнь удобной, но и радостной.
У итальянского дизайна исключительная репутация во всем мире. Знаменитый итальянский стиль, идет ли речь о моде, автомобилях или мебели, поражает нас своей элегантностью, оригинальностью и совершенством.

Работа состоит из  1 файл

итальянское.docx

— 41.46 Кб (Скачать документ)

«Дизайн в Италии как вид  национального спорта» — так  называлась статья о международном  дизайнерском конкурсе, опубликованная итальянским журналом «Модо» в 1980-х  гг.

В итальянском дизайне  второй половины XX в. активно развивалось  несколько направлений. Во-первых, в  сфере дизайна интерьеров, мебели, светильников проявлялась традиционно  сильная школа архитектурного проектирования. Во-вторых, не менее сильная инженерная школа, умение работать с новыми материалами  и технологиями стали основой  создания многих новаторских проектов в сфере автомобильного дизайна, инженерного конструирования. В-третьих, в 1970-х гг. итальянские модельеры  стремительно ворвались в мир  высокой моды и «pret-a-porter». «Бенеттон», «Миссони» и целый ряд других фирм, специализировавшихся на готовом  платье, из малых предприятий превратились в целые империи.

Но основное, что сделало  славу итальянского дизайна в 1980-х  гг., — это лидерство в формировании стилистики постмодерна, это безусловный  художественный приоритет в области  экспериментального дизайна, новации  групп «Алхимия» и «Мемфис».

 

Краткий исторический очерк  о промышленном итальянском дизайне  послевоенных годов, до 1980-х.

 

Инновационные традиции промышленного  дизайна в Италии были заложены еще  в 1930-х гг. проектами Джиованни  Понти и Данте Джа-козы в области  транспорта.

Парадокс итальянского дизайна, по мнению дизайнера и архитектора  Андреа Бранци, заключается в том, что он существует вопреки условиям. Нет школы итальянского дизайна, нет музея дизайна, футуризм как  формально-композиционная основа интернационального стиля родился преждевременно, многие дизайнеры находятся профессионально  в промежуточной зоне между архитектурой и спонтанным творчеством, работы часто  выполняют талантливые самоучки. Роль школы, аудитории, коллективного  судьи и музея дизайна играют дизайнерские выставки и многочисленные журналы: «Домус», «Абит-таре», «Интерни», «Модо» и др.

 

Юбилей журнала «Домус», отмечаемый в 1998 г. в помещении Пикколо  Театро ди Милано, превратился в  настоящий спектакль. Шесть действий, озвученных статьями из журнала на фоне декораций из мебели, экранов, конструкций, соответствовали шести  десятилетиям (военный период был  пропущен):

1928—1938 основная тема периода  — «Домашний интерьер», девиз  — «Буржуазный вкус»;

1949—1958 десятилетие, получившее  название «Периоды новаторов.  Три пространства: Моллино, Эймс, Понти» — по именам трех  наиболее известных дизайнеров  тех лет;

1959—1968 тема «Производственный  миф — монтаж и демонтаж»  — связана с вниманием дизайнеров  к технологии, к функциональной  стороне, формированию элементов  интернационального стиля в графике  и одновременно с появлением  радикальных тенденций;

1969—1978 название периоду  — «Visions and re-visions — Вещи и деревья»  — дали проекты, передающие  идею органичности пространства;

1979—1985 «Церемония банальности  — Вещи для сентиментальных»  — эпоха стиля «Мемфис» и  группы «Алхимия» с их яркой  дизайнерской образностью;

1986—1998 новый поворот вдизайне, внимание ксемантике вещи, информатизация  дизайна. Отсюда и название  «Поперечная линия — Коммуникативные  образы».

 

Послевоенный итальянский  дизайн проявился в оригинальных проектах, связанных с возрождением «мирных» отраслей промышленности. В 1946 г. на бывшем авиазаводе начался выпуск мотороллера «Веспа» («Оса»). Владелец завода Энрико Пьяджио задумал его  как новое универсальное средство передвижения. Дизайнер-конструктор  вертолетов Коррадино д'Асканио  спроектировал «стул на колесах» с двигателем объемом 98 куб. см, развивающий  скорость до 50 км в час. Справа и слева  от заднего колеса были расположены  каплеобразные отсеки, действительно  напоминающие что-то «осиное». В левом  — бензобак, в правом — двигатель  и подвеска. Раму заменил сложно профилированный корпус со своеобразным фартуком в передней части, служащий одновременно защитой от брызг, пыли и грязи.

Для послевоенной Италии, когда  хозяйство было в состоянии разрухи, когда требовались простые и  дешевые средства передвижения, этот «гибрид» оказался крайне востребованным и неожиданно долговечным. Он выпускался в нескольких модификациях до 1987 г. (в 1960 г. с конвейера сошел миллионный экземпляр).

 

В СССР этот мотороллер известен под именем «Вятка». В 1990-х гг. фирма  «Судзуки» выпустила свою ретромодификацию этого некогда популярного мотороллера.

Новый этап работы фирмы «Оливетти» связан с деятельностью дизайнера  Марчелло Ниццолли. Проектировщики ставили  задачу создать не одну-единственную пишущую машинку, а целую серию  для различных областей применения: от дома до офиса. Спроектированные им пишущие машинки серии «Лексикон» имели металлический литой корпус, форма которого тщательно отрабатывалась на глиняной модели. Ниццолли стал родоначальником  пластического скульптурного подхода, характеризуемого так называемой «линией  Ниццолли».

Объемно-пластические решения  сопровождались пестрыми, декоративными  буклетами и рекламой, созданной  дизайнером-графиком Джиованни Пинтори. Живость и органичность пластики были подчеркнуты цветом, мотивами поющей птицы или устремленных вверх  разноцветных клавиш. Серия пишущих  машинок середины 1960-х гг. «Текне-3»  и «Праксис-48» отличалась более  строгой, прямоугольной формой, что  потребовало смены и рекламно-графического сопровождения.

Новые рациональные, модульно организованные решения в области  графического дизайна нашли применение сначала в сфере визуальных коммуникаций, а затем и в других сферах. В 1960-х гг. Италия заняла одно из ведущих  мест в области дизайна. Так же как и в двух других странах  — лидерах мирового дизайна Швейцарии  и Германии, здесь активно вводились  принципы минималистской, рациональной графики, получившие позже название Швейцарской школы и интернационального стиля.

 

Первый советский грузовик «АМО», выпускавшийся с середины 1920-х гг., был вариантом «Фиата-15»  — итальянского грузовика, приспособленного к теплому климату. Слегка модифицированный легковой автомобиль «Фиат-600», преемник революционного «Фиата Нуо-ва-500», стал «Запорожцем». «Фиат-124» (в 1966-м —  автомобиль года) — это ВАЗ первой модели. Конструктор этих автомобилей  и двухместного «Фиата Тополино»  — Данте Джакоза. «Тополино» («Мышонок») был массовым малолитражным автомобилем, неприхотливым и выносливым. В  фильме «Римские каникулы» американский репортер ездит на «Тополино» и на мотороллере «Веспа» — легендарных  примерах итальянского дизайна.

 

История проектирования автомобиля «Фиат Панда» студией Джорджетто Джуджаро — пример сочетания образно-композиционных, компоновочных и технических  решений. Автомобиль должен был быть легким и недорогим, как его предшественник, «Фиат-126». Джуджаро продолжил традицию, создав вместительный двухобъемный кузов, но придал ему выразительную  и стремительную форму. Похожую  идею он развил в кузове «Фольксвагена  Гольф» 1983 г., также напоминающего  «каблучок». Характерной и повторяющейся  деталью на многих эскизах стал своеобразный горизонтальный пояс, охватывающий кузов  на уровне бампера. Передний и задний бамперы выполнялись из стеклопластика, что позволяло легко заменять их при повреждении. К тому же они  не ржавели. Этот горизонтальный пояс, как и платформа кабины, — характерная  примета времени. Его можно увидеть  в решении и кабин грузовиков, и легковых автомобилей 1980-х гг.

 

Наиболее элегантные автомобильные  кузова еще в 1930-х гг. проектировал Карло Бугатти. В послевоенной Италии наибольшую известность получили кузовные фирмы «Пининфарина» и «Бертоне». Батиста Фарина, владелец каретных мастерских, в 1920-х гг. начал выпускать  небольшие партии элитных автомобилей. Позднее он передал свое дело сыну, откуда и родилось название — «Пининфарина»  — «Маленький Фарина». В 1950-х гг. эта студия выполнила несколько  перспективных проектов: автомобили по типу вагонной компоновки, со стремительными обводами и лобовыми стеклами, напоминавшими  фонари самолетов-истребителей. Двигатель  находился в задней, более узкой  части. Передок зрительно выглядел более тяжелым и имел каплеобразную  форму. Спроектированные здесь во второй половине XX в. кузова для «Альфа-Ромео», «Феррари», «Пежо» и других фирм, несущие  маленький курсивный значок «f», стали образцами элегантности, новизны, практичности и особой автомобильной  эстетики. С конца 1980-х гг. «Пининфарина»  проектирует кузова и для компании «Дженерал моторс».

 

В первые послевоенные годы дизайн был средством развития компаний, инструментом вывода производства из кризиса. Вторым этапом стало движение за подъем престижа профессии: издаются журналы, посвященные дизайну («Стиле индустрия», «Домус», «Модо», «Интерни»), организуются выставки. Конкурс «Золотой циркуль» присуждает премии за лучшие произведения промышленного дизайна, в том числе и в новых  номинациях: студенческий дизайн, дизайн мебели, системный дизайн.

 

                                      

 

                                               Заключение

 

Итальянский дизайн продолжает двигаться по новаторскому пути, не боясь экспериментов и провокаций. По сравнению, с традиционностью  и последовательностью, которые  свойственны, например, скандинавскому стилю, истории итальянского дизайна  характерна постоянная смена стилей и направлений, при этом тезисы нового дизайнерского течения часто  опровергали заявления предыдущего. Но есть главные особенности, свойственные итальянскому дизайну, вне зависимости  от времени и господствующего  стиля, среди них - яркость идей, открытость к исследованиям и экспериментам, смелость в использовании новых  материалов. В итальянском дизайне  крайне высок эмоциональный аспект, объекты, созданные итальянскими мастерами  чрезвычайно «человечны», им свойственна  ирония, чувственность, провокация, часто  они несут некий подтекст, заложенную дизайнером мысль. Культовая фигура мирового дизайна Гаэтано Пеше, в  своем знаменитом резиновом надувном кресле "UP 5" или "Donna", повторяющем  антропоморфные формы богини плодородия, к большим материнским коленям  которой шнуром прикреплен круглый  пуф, демонстрирует, например, свой взгляд на женщину: «Мне так понравилась  идея придать креслу форму женского тела с мячом у ног. Это традиционный образ пленника». Проектируя оригинальные, порой, острые и радикальные вещи, итальянские дизайнеры никогда  не забывают об их функциональности и  комфорте. «Человек, создающий изделие, значит гораздо меньше, чем та польза, которую оно принесет. Главное, чтобы  оно было нужно людям и получилось доступным всем», - считал Акилле Кастильони, один из величайших дизайнеров Италии. Такие традиционные ценности, как  удобство, комфорт, практичность сочетаются в итальянском дизайне с желанием и даже потребностью удивлять и радовать. «Задача дизайнера в том, чтобы  вызывать любопытство, доставлять радость  и будоражить чувства», - говорил  мастер. «Предметы должны улучшать нашу жизнь, добавлять ей больше тепла, больше цвета, больше ощущений. Мне  кажется, чем больше этим наделен  предмет, тем лучше. На мой взгляд, назначение дизайна в будущем - это  именно улучшать психологическое состояние  человека, не только делать жизнь удобной, но и радостной", - считает Пеше.

Не боясь смелых экспериментов, как в решении конструкторских  задач, так и в области поиска материалов, итальянский дизайн продолжает идти по новаторскому пути, не переставая удивлять и восхищать, но вместе с  тем, оставаясь узнаваемым, понятным и удобным для жизни.

                                                

 

                                                 

 

                                            Курсовая работа

    Новые направления  в итальянском дизайне 1960-80х   годов.

 

Дата допуска к защите________________

 

Подпись__________________________

 

Оценка______________________

                                                                              

 

                                                                

                                                                       Минск, 2009

                                            

 

 Список используемой  литературы

 

www.designstory.ru

 

www.mensh.ru

 

Сайт Марио Беллини - www.bellini.it

 

«История дизайна» том 2, С.Михайлов

 

Сайт Андреа Бранци - www.andreabranzi.it

 

 «Итальянская модель  дизайна», Галина Курьерова 

 

www.djournal.com

 

 

                          

 

                                                       План курсовой работы


Информация о работе Новые направления в итальянском дизайне 1960-80х годов