Николло ди Бернардо Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 17:13, реферат

Описание

Макиавелли Никколо ди Бернардо - итальянский политический мыслитель, общественный деятель и писатель, родился во Флоренции 3 мая 1465 года. Происходил из обедневшей дворянской семьи нотариуса. Фамилия Макиавелли образовалась из прозвища, которое переводится как "вредный гвоздь". Это прозвище означало, что все носители могут постоять за себя.

Работа состоит из  1 файл

Николло ди Бернардо Макиавелли.doc

— 54.50 Кб (Скачать документ)

     Николло ди Бернардо Макиавелли

     (1465-1527) 

    Макиавелли  Никколо ди Бернардо - итальянский  политический мыслитель, общественный деятель и писатель, родился во Флоренции 3 мая 1465 года. Происходил из обедневшей дворянской семьи нотариуса. Фамилия Макиавелли образовалась из прозвища, которое переводится как "вредный гвоздь". Это прозвище означало, что все носители могут постоять за себя.

    Родители  Макиавелли были образованными людьми. Макиавелли был флорентийцем. Его  отец - Бернардо Макиавелли поддерживал  дружеские связи с известными книгопродавцами. В их числе был и Джунта, потомок которого позднее стал первым издателем книг Никколо. Сохранились сведения о том, что мать Никколо писала поэмы. Семья была большая. Заработка Бернардо едва хватало на покрытие самых непосредственных нужд семьи. Это дало повод Никколо писать.

    О событиях детства, юности и ранней молодости  Никколо известно мало. Судя по всему, он не получил систематического образования. Никколо не посещал университета, а учился дома. Латынь, которая в  ту пору входила в моду, он стал постигать с 7-ми лет. С юных лет преимущественный интерес к политике, к современной политической жизни определил и круг его чтения - это, прежде всего творения историков классической древности, воспринимаемые не с позиций ученого-эрудита, а в качестве материала для политического анализа, учебника политики. Для формирования мировоззрения Макиавелли характерно, что ему остались чуждыми отвлеченные размышления флорентийских неоплатоников, равно как и схоластическая наука университетов. Зато весьма показательно, что в молодости он не только внимательно прочитал, но и собственноручно тщательно переписал для себя выдающийся памятник античного философского материализма - поэму Лукреция "О природе вещей". Вскоре он приохотился к чтению древних писателей и историков, а также великих творцов новой итальянской культуры - среди них Данте, Петрарка, Боккаччо. Благодаря усилиям родителей и влиянию культурной среды, а также его собственной настойчивости он был подготовлен к деловой карьере.

    Макиавелли  было около тридцати лет, когда во Флоренции владычествовал Савонарола; его трагическая гибель, очевидно, глубоко потрясла Макиавелли, ибо  он замечает, что "все вооруженные  пророки победили, а невооруженные  погибли", называя далее в качестве примера второй группы как раз Савонаролу. В другой группе он упоминает Моисея, Кира, Тезея и Ромула. Показательно для Возрождения, что Христос не упоминается.

    На  политической арене Флоренции Никколо  Макиавелли появляется в возрасте около 30 лет, когда весной 1498 г. избирается на должность секретаря. Второй канцелярии, а затем - секретаря Совета «Десяти» - правительства республики. На протяжении 14 лет он выполняет множество важных политических и дипломатических поручений флорентийской синьории, принимает участие в посольствах в Рим, Францию, в Германию, пишет отчеты, докладные записки, "Рассуждения", в которых затрагивает важные вопросы внешней и внутренней политики республики. Его "деловые" сочинения этого времени свидетельствуют о глубоком понимании политической обстановки в Италии и в Европе, о незаурядной наблюдательности, остроумном аналитическом подходе к событиям современности. Этот богатый политический опыт наряду с изучением древних авторов послужит основой позднейших его трудов в области политической теории.

    После падения республики в 1512 г. и восстановления власти Медичи Макиавелли оказывается  отстраненным от дел. По подозрению в  участии в антимедичейском заговоре он был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам, а затем сослан в свое деревенское имение. Попытки вернуться к активной политической деятельности ни к чему не приводят, и человек, вынашивающий планы спасения Италии от чужеземного владычества, вынужден оставаться бессильным наблюдателем трагедии своей родины. Будучи лишенных занятий, Макиавелли сделался писателем. Самое знаменитое его произведение "Князь" было написано в 1513 году и посвящено Лоренцо Великолепному, ибо Макиавелли надеялся (как выяснилось, тщетно) добиться благоволения Медичи. Этой практической цели, возможно, обязан тон книги; более крупное сочинение Макиавелли "Рассуждения", писавшееся одновременно с "Князем", носит заметно более республиканский и либеральный характер. На первых страницах "Князя" Макиавелли заявляет, что в этой книге он не будет говорить о республиках, ибо коснулся данной темы в другом месте.

    Неудача попытки примирения с Медичи вынудила Макиавелли продолжать писать. Только в 1526 г. его призывают для организации  обороны Флоренции, он пытается объединить усилия итальянских государств и  переживает полное крушение последних надежд. Восстановленная после нового изгнания Медичи республика отказывается от услуг своего бывшего секретаря, и через 10 дней после рокового для него решения Большого Совета Никколо Макиавелли умирает (21 июня 1527 г.).

    Макиавелли - один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Он первый мыслитель эпохи Возрождения, который сумел определенно постичь смысл основных тенденций этой эпохи, смысл ее политических требований и устремлений.

    Личность  и творчество Макиавелли привлекали к себе внимание Маркса и Энгельса, которые были хорошо знакомы с его основными сочинениями и основными идеями. Они видели в нем идеолога восходящей буржуазии, последовательного и бескомпромиссного противника феодального строя, католической церкви, военного писателя и теоретика. Но, прежде всего Макиавелли вызывал интерес своими политическими и историческими произведениями, в которых достаточно определенно выражались требования нового класса и новой эпохи: "Государь", "История Флоренции", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" и "О военном искусстве".

    Самое знаменитое произведение Макиавелли - "Государь". Это произведение создано  в самом начале восьмилетней ссылки Макиавелли, в июне-декабре 1513 года.

    У Макиавелли зарождаются мысли: осмыслить  как можно более глубоко и всесторонне человеческую историю, историю человеческого общества в его деяниях и свершениях и учрежденных правах, свободах и обязанностях, словом осмыслить историю, как осуществление и осознание становления и прогресса свободы. Для реализации своего замысла Макиавелли почти одновременно пишет такие произведения как "Государь" и "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия". (1513-1515гг.)

    В "Государе" Макиавелли рисует модель абсолютного монарха, который с  помощью всех средств - жестокости и  обмана, демагогии и справедливости, хитрости и прямодушия - обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей власти.

    Проблеме  взаимоотношения нового государя с  народом и знатью Макиавелли уделяет  много внимания, поскольку считает  достижение определенного равновесия классовых сил одной из важнейших задач. Макиавелли справедливо полагает, что государи становятся великими, когда преодолевают трудности и оказанное им сопротивление. Он выстраивает внушительную программу, выполняя которую государь может добиться того, чтобы его почитали.

    Если  правила, предлагаемые Макиавелли, соблюдаются  государями, то власть, нового государя делается крепче и обеспеченнее.

    Что касается "Рассуждений о первой декаде Тита Ливия", то в этом произведении, как бы, напротив, из рассмотрения прошлого выводятся и извлекается для настоящего, а главным образом - для будущего все, что было полезного в государственном и общественном устройстве, в законах, обычаях, установлениях и вообще в жизни древних народов. И хотя оба труда принадлежат перу одного и того же мыслителя, и, тем не менее, они имеют прямо противоположную направленность.

    В "Государе" автор отстаивает монархический  принцип. В "Рассуждениях" автор  стоит на почве республики в ее демократической форме.

    Методологический  подход "Государя" и "Рассуждений" один и тот же. Макиавелли рассматривает опыт, или, как он это называет "Случаи", рассуждает по этому поводу и выводит некоторое поучение.

    Он  описывает почерпнутые из истории  примеры, сопоставляет их с собственными наблюдениями над своей эпохой, на этой основе выводит некие законы политической жизни и дает практические советы властвующим лицам.

    Главная задача, которую Макиавелли ставил - сформулировать нормы политического  поведения на основе опыта своей  эпохи, а также древнего времени. Макиавелли рассматривал опыт как нечто живое и конкретное. Политическая жизнь для него - это, прежде всего люди, группы людей, народы правители и их взаимоотношения по поводу власти.

    Макиавелли  полагал, что любой человек во все времена наделен одними и теми же страстями, желаниями, волей. Только человек представляет собой константу, что позволяет выводить общие законы политической жизни, характерные для всех времен и народов. Все другие элементы политического процесса чрезвычайно подвижны у Макиавелли.

    Вот одно из рассуждений Макиавелли на этот счет: «изучая события наших дней и прошедших времен, мы находим, что во всех государствах и у всех народов существуют одни и те же стремления…»

    Макиавелли  наблюдал общество, в котором невозможно было вырваться за пределы порочного круга политических отношений, где у честного человека не было достойного выбора: либо ты угнетатель, либо ты угнетенный, третьего не дано; либо ты захватываешь чужие территории, порабощаешь чужие народы, рушишь другие государства, либо это делают с тобой, с твоим государством, с твоим народом. Понадобилась целая историческая эпоха, а точнее, не одна, а несколько эпох, чтобы политическая деятельность и политическая власть обрели высокое общественное предназначение.

    Макиавелли  исследует причины дурных человеческих склонностей и поступков. Дурные человеческие страсти, с одной стороны, объясняются биологической природой этого существа, едва вышедшего из животного состояния.

    Другая  причина относится уже к человеку как к общественному животному и объясняется свойствами государства. Тираническая власть, по Макиавелли, стимулирует худшие из человеческих страстей: жажду господства, взаимную ненависть правителей и угнетенных, низменную зависть мелких тиранов к более крупным, склонность к заговорам, смутам, беспорядкам, интригам и другим подобным действиям. Начав с рассуждений о природе человека, Макиавелли делает шаг вперед в направлении анализа природы целых социальных групп и политических структур. Он рассматривает их наподобие живых организмов, в свою очередь, наделенных свойствами, страстями и волей. Поэтому-то он склонен давать социально-политические характеристики не только человеку, будь то правитель или подданный, но и таки социальным группам, как аристократы, дворяне, плебеи, народ, и даже таким структурам, как государство, общество.

    Социальные  слои и группы он делит главным  образом по признаку богатства и  участия в политической власти.

    Правитель, дворянство, народ - эти три основных компонента политической власти располагают  различными правилами и играют в зависимости от этого различную роль на политической арене. Все они активны, как участники процесса политической жизни, и каждый из них обнаруживает свои страсти, стремления, волю, направленные в первую очередь на расширение своей доли участия во власти или на высвобождение от господства. Государи жаждут усиления своей власти над подданными, расширения своих завоеваний; аристократы стараются усилить свое господство над народом и, если возможно, укрепиться за счет государя; народ хочет главным образом высвобождения от чрезмерных уз власти.

    Признавая низменность природы человека, Макиавелли в то же время отмечает изменчивость природы больших социальных общностей. Масса, народ, аристократия, общество отнюдь не константы. Напротив, они меняются под влиянием политической жизни. Раз изменившись, они сами создают условия своего политического существования; образуется некая цепь зависимости и взаимодействия между обществом и формами политической власти.

    Вычленение  политики в самостоятельную науку - одно из самых важных достижений Макиавелли. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении. 
 

    Высказывания  Н. Макиавелли 

    1.Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как, расточая свое - ты только себе вредишь. Ничто другое не истощает себя так, как щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь самую возможность ее выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждая презрение, либо разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть.  

    2.Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадаешь в другую.  

    3.Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.  

    4.Войны нельзя избежать, её можно лишь отсрочить к выгоде вашего противника.  

    5.Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.  

Информация о работе Николло ди Бернардо Макиавелли