Взгляды Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:24, реферат

Описание

В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469—1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет работы на посту секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (первое издание— 1532) и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основные политические произведения Макиавелли…………………………4

1.1. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия…………………………………………4

1.2. Государь………………………………………………………………………………6

Глава 2. Основные идеи Макиавелли…………………………………………………..10

2.1. Религия в государстве………………………………………………………………10

2.2. Народ и государство………………………………………………………………...12

2.3. О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх…15

Заключение……………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………………...19

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 44.04 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основные политические произведения Макиавелли…………………………4

1.1. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия…………………………………………4

1.2. Государь………………………………………………………………………………6

Глава 2. Основные идеи Макиавелли…………………………………………………..10

2.1. Религия в государстве………………………………………………………………10

2.2. Народ и государство………………………………………………………………...12

2.3.  О жестокости и милосердии  и о том, что лучше: внушать  любовь или страх…15

Заключение……………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В истории концепций государства  и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469—1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет работы на посту секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (первое издание— 1532) и др.

     Исследователи согласны в том, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому  ищут в характере самой личности писателя, во влиянии на него драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком которой он был. Отмечают его пламенную любовь к отечеству, тяжко страдавшему от внутренних междоусобиц, неистовства мелких тиранов, вмешательства церкви в светские дела, вторжений иноземных держав. Также не без оснований подчеркивают его симпатии республиканскому строю, отдельным демократическим институтам.

 

Глава 1. Основные политические произведения Макиавелли

    1. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия

     Наиболее  фундаментальный труд Макиавелли "Рассуждения  о первой декаде Тита Ливия", начатый  в 1513 году, оказался законченным в  основном к 1519 году. Он дорабатывался  в последующие годы, был опубликован  практически одновременно в Риме и Флоренции уже после смерти автора, в 1531 году. Жанр книги, отраженный ее названием, традиционен для позднего Возрождения и для рубежа Нового времени. Им широко пользовались писатели разных направлений до и после Макиавелли.

     Макиавелли  детально анализирует с отмеченных выше позиций "Историю Рима от основания города" Тита Ливия, особенно ее первые десять книг. Он высказывает собственные исторические и политические наблюдения, вдохновленный свершениями древних. Он убежден в необходимости и возможности использования их опыта, достижений, особенно впечатляющих в республиканскую эпоху. Писатель исследует наиболее показательный период римской истории, изложенной Ливием, находя его плодотворным для развития собственной мысли, в сравнительно-историческом плане сопоставляя его с фактами современной ему политической жизни. Республиканский Рим в его глазах — это конкретный и одновременно идеальный пример, являющийся образцом для гражданского и политического устройства любого государства, управляемого государем (принцепсом) единолично, или аристократами (оптиматами), или народным правительством. Республиканский Рим — это та политическая форма, к которой Макиавелли испытывает наибольшие симпатии.

     Каждое  государство, по его мнению, должно предусмотрительно закрепить необходимую и справедливую часть власти за каждым компонентом, ее составляющим. Писатель недвусмысленно рекомендует спартанское законодательство Ликурга, делившее в равной мере власть между царем, оптиматами и народом, невысоко оценивает афинское законодательство Солона, которое благоволило народу, но в конечном счете открыло дорогу тирании Писистрата. Он обращает внимание на противоречия между патрициями и плебеями, приведшие к раздроблению власти, на выборы плебейских трибунов, что укрепило Римское государство и сделало его более свободным.

     Государство выступает гарантом справедливости, основных благ и самой жизни своих граждан. Оно предстает для Макиавелли, как, впрочем, и для других выдающихся мыслителей рубежа Нового времени: англичанина Томаса Гоббса, француза Жана Бодена, голландца Гуго Гроция, неаполитанца Джамбаттиста Вико, — высшей ценностью. Но все перечисленные основоположники ран-небуржуазной политико-правовой мысли жили и творили позже Макиавелли. Он первым в указанную эпоху подчеркнул, что для блага государства следует пойти на все. Так, Манлий Торкват предал смерти горячо любимого сына, нарушившего воинскую дисциплину. Для спасения и защиты Родины может оказаться приемлемым и обман, и жестокость.

     Державной опорой государства, его чувствительным нервом выступает религия. Она воспитывает, внушает уважение к дисциплине и  доблести (virtu). Очевидно, прямолинейная  трактовка Макиавелли как ортодоксального атеиста, господствовавшая в литературе в свое время, едва ли оправданна. Хотя в данном случае его интересуют соображения инструментальные, эффективность догматов для поддержания государства, римская религия им расценивается более полезной, чем католичество. Анализируя политику Ватикана, он считает ее пагубной и трагичной для Италии.

     Сразу после появления "Рассуждений" вспыхивает полемика в научном мире. Гвиччардини публикует свои "Соображения  по поводу "Рассуждений"". Он выдвигает тезис об относительной ценности фактов и исторических моделей, приведенных Макиавелли, призывает отказываться от попыток вывести всеобщие закономерности политической жизни. Но среди идей Макиавелли он не может не признать справедливости того, как опасны политическая раздробленность Италии и негативное влияние римской церкви. 
 

    1. Государь

     В период между июлем и декабрем 1513 года одним творческим порывом создается его блистательная книга жизни, которую он назовет "De principatibus" ("О принципатах"). Потомки же узнают ее по названию "II Principe" — "Князь", или "Государь", что, возможно, более органично отвечает содержанию книги, но явно менее связано с общим генезисом его интеллектуальной работы.

     Трактат состоит из двадцати шести глав, которые можно сосредоточить содержательно вокруг четырех основных тем: природы государства, организации и назначения войска, личных качеств: добродетели, доблести и пороков главы государства, условий, в которых оказались итальянские государи. Автор исследует как центральную проблему различные виды государств: наследственные, вновь образованные и смешанные. При этом для него важно, какими путями — с помощью своего или чужого оружия, благодаря счастью, судьбе (fortuna) или доблести (virtu) — государство получают. От этого зависит его прочность: если государство наследственное, оно обычно прочно и, напротив, вновь приобретенное часто нестабильно.

     Он  рассматривает разные формы правления, поскольку государства могут  управляться абсолютно полновластно, т. е. авторитарно, например как империя  Александра Великого в древности  и современная Макиавелли Турция, или же "с помощью баронов", как это делается во Франции. Первые трудно завоевать, но легко сохранить, вторые легко приобрести, но трудно удерживать. Стабильность государственного режима, по Макиавелли, также зависит от того, учреждаются ли новые государства с помощью доблести (virtu) — Моисей, Тезей или благодаря судьбе (fortuna) — Цезарь Борджиа. Деяния последнего, детально описанные автором, рекомендуются в качестве образца.

     Таким образом, новым объектом размышлений  писателя inter alia выступает личность государя. Он рассуждает на тему о том, следует ли государю для его же пользы слыть бережливым или расточительным, добиваться, чтобы его любили или, наоборот, ненавидели, иметь преимущественно качества "лисицы" или "льва". Должен ли он проводить энергичные кампании или вести осмотрительную политику. Среди множества аспектов автор счел важным указать на опасность ложных советов экспертов и министров, которых государь держит у себя. Конкретизируя общие тезисы, Макиавелли дает развернутую характеристику политической обстановки, сложившейся в Италии в его время, и указывает на причины, по которым итальянские государи потеряли свои государства (stati).

     Новый политический феномен, по мысли Макиавелли, должен возглавлять не царь, президент, император, шах, султан и т. п., a princeps. Это понятие часто переводят на русский язык как "государь", "князь", но точное его значение именно принцепс (от лат. primus — первый + сареге — захватить) — "первый, кто захватил политическую власть". Термин отвечал республиканским представлениям писателя и обозначал "первого гражданина Римского государства". Имевший широкое хождение в I—III веках, он фактически наполнился новым содержанием при Августе, определив монократического по своему духу и смыслу правителя при сохранении известных республиканских атрибутов в общественной жизни.

     В категориальном аппарате писателя широко используются такие понятия, как necessita — "необходимость" в смысле: объективный ход вещей, fortuna — "судьба", virtu — "доблесть". Как их понимать? Макиавелли сам определяет судьбу как полноводный, все разрушающий поток, который доблесть человека, подобно могучей плотине, направляет в нужное русло.

     Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства— позиция религиозного индифферентизма. Он практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств. Главный авторитет для него — опыт истории. Трактовка политики отделяется таким образом от теологии, религиозная аргументация устраняется из государствоведения. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием "действительного хода вещей, а не воображаемого".

     Постулат  самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отделить государствоведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства (им в первую очередь посвящен "Государь") — изначально явления внеморального плана.

     Автор "Государя" мало озабочен решением этических вопроса. Главное для него выяснить: "какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними". Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Власть государя "должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших конов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где хорошее войско, там хороши и законы"1. Логично, что у Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) — армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет.

     Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в "Государе" преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц; другими словами то, что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть — право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя.

     Симпатии  свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, "где  государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством".Управляя с помощью слуг, государь "обладает большей властью, так как подданные по всей стране знают лишь одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности". Государь просто поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли.

     Макиавелли  отрицательно относится к тому, чтобы  государь, принимая решения, был ограничен  чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, что все в государстве определяется лишь его собственным усмотрением. Отсюда возражения итальянского мыслителя против наличия властных полномочий де только у чиновников и должностных лиц, получивших свои посты из рук государя, но также у баронов и магистратов.

Информация о работе Взгляды Макиавелли