Немецкая романская скульптура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:59, реферат

Описание

В немецкой скульптуре X — первой половины XI вв. на передний план выступает драма человеческих чувств и поступков. Мастера отдают предпочтение сценам грехопадения, изображению крестного пути и распятия, скорби об умершем. Скульптура в большей степени, чем миниатюра, обращалась к широкому зрителю. Она несла в себе проповеднический пафос и, взывая к многолюдной аудитории, не м

Работа состоит из  1 файл

немецкая романская скульптура.docx

— 16.91 Кб (Скачать документ)

Немецкая  романская скульптура 

 В немецкой  скульптуре X — первой половины XI вв. на передний план выступает  драма человеческих чувств и  поступков. Мастера отдают предпочтение  сценам грехопадения, изображению  крестного пути и распятия, скорби  об умершем. Скульптура в большей  степени, чем миниатюра, обращалась  к широкому зрителю. Она несла  в себе проповеднический пафос  и, взывая к многолюдной аудитории,  не могла игнорировать ее взгляды.  Пластика вбирала в себя черты  народной веры и проникалась  тем острым реализмом, который  подкупает в созданиях ваятелей  того времени. Два памятника  немецкой скульптуры стоят на  пороге романики: «Распятие Геро»  в Кельне и бронзовые двери  церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме. Раскрашенное деревянное «Распятие»  было создано по заказу кельнского  архиепископа Геро (около 975). Благочестивый  архиепископ хранил в нем освященную  облатку — скульптурное изображение  еще играло роль реликвария. В  работе кельнского мастера много  неустоявшегося, а потому, может  быть, и волнующе живого. Драма  умирающего человека мыслится  как финал предсмертной агонии. В правдивости передачи смерти  кельнское «Распятие» имеет мало  себе равных.

         Создание бронзовых дверей в  Хильдесхайме (1015) связано с епископом  Бернвардом, яркой личностью оттоновской  эпохи. Он собрал вокруг себя  талантливых мастеров, но и сам  не чурался занятий искусством. Мастерская в Хильдесхайме прославилась  своими изделиями из бронзы. Помимо  упомянутых дверей, здесь была  отлита монументальная колонна  (около 1022), в подражание колонне  Траяна в Риме. Колонна украшена  спиралевидной лентой рельефов  с изображением новозаветных  сцен и чудес Христа.

         Над дверями церкви Санкт-Михаэль  (в хильдесхаймский собор они  были перенесены позднее), как  полагают, трудились два скульптора. В соответствии со средневековой  типологией, отыскивавшей параллели  в текстах Ветхого и Нового  заветов, на хильдесхаймских дверях  представлены их основные эпизоды.  И с этой точки зрения двери  — наглядный образец средневековой  «библии для не умеющих читать».  Грехопадение, братоубийство и искупительная  миссия Христа изображены с  наглядной назидательностью. В сценах  из Ветхого завета господствует  динамика; события евангельского  цикла трактованы величаво и  торжественно. Взаимоотношения персонажей  определяются их поступками, противоборством  человеческой и божественной  воли. Большеголовые, с непропорционально  тонкими руками и ногами, наполовину  утопленные в нейтральном фоне  с элементами весьма условно  переданного пейзажа, человеческие  фигурки хильдесхаймских дверей  необычайно подвижны и деятельны.  Бог грозно уличает прародителей, они в страхе и стыде дрожат  перед ним и пытаются отвести  от себя обвинение; Ева ропщет, покидая Эдем; Каин с ужасом  внемлет Божьему гласу. 

         В середине второго десятилетия  XI в. в немецкой скульптуре  все более отчетливо обозначалась  тенденция к единству и монументальности  стиля. Вторая половина XI столетия  в Германии уже проходила под  знаком сложившейся романики.

         Монументальный каменный рельеф  не стал доминирующей темой  немецкой скульптуры романского  периода. Тип развитого скульптурного  портала, столь популярный во  Франции, поздно получил распространение  в Германии и не нашел широкого  отклика. Своеобразным было в  Германии и развитие сюжетной  капители, где возникал языческий  мир образов, воспринятый как  олицетворение демонических сил.  Орнаментальные рельефы украшали  обрамления окон, в первую очередь  в алтарной части, и порталы.  Своим развитием монументальная  пластика Германии была обязана  плодотворным контактам с творчеством  североитальянских мастеров, столь ощутимым в Вормском и Шпейерском соборах. Наиболее значительные завоевания немецкой пластики XI — начала XIII вв. были сделаны в области изображения отдельной фигуры. Это известные с оттоновской эпохи статуи Мадонны на троне, распятия, которые помещали над алтарем в пролете триумфальной арки, каменные и бронзовые надгробия, подставки для чтения книг, светильники. Создавались скульптурные украшения алтарей — антепендии, в употреблении были акваманилы в виде фигуры льва или другого животного, украшенные рельефами кадильницы, резные или чеканные оклады книг, бронзовые и каменные купели, реликварии. Особый раздел составили рельефы, украшавшие специальное сооружение в храме — «Гроб Господень».

         Перелом в развитии немецкой  пластики стал ощутим во второй  половине XI в. Экспрессию и жизненную  наблюдательность предшествующего  времени сменили сдержанная строгость  и представительность: моделировка  формы стала более обобщенной, общая композиция склонялась  к симметрии. Три памятника  обозначили этот переход —  Мадонна епископа Имада (между  1051 и 1076); деревянные рельефы дверей  церкви Санкт-Мария-им-Капитоль в  Кельне (до 1065) и бронзовое распятие  в церкви Санкт-Людгер в Вердене  (3-я четверть XI в.). Образ падерборнской  Мадонны поражает возвышенной  значительностью, строгой представительностью  неподвижной фигуры. Другое свойство  немецкой романики — склонность  к драматическим темам — по-новому  зазвучало в верденском «Распятии», одном из наиболее мужественных  и трагически-проникновенных созданий  средневековой скульптуры. Скорбное  величие смерти и моральная  сила человека стали главной  темой изображения. Напротив, для  произведений XII в., когда художественные  поиски приобрели большую сложность,  характерным было желание подчеркнуть  дистанцию между людьми и богом,  акцентировать сверхчеловеческую  природу Христа (деревянное распятие  в Брауншвейге, ок. 1160).

         XI в. датируется старейшее из  сохранившихся немецких надгробий.  Плиты — каменные или бронзовые  — помещались в церкви над  местом погребения высших служителей  культа, королей, донаторов, знатных  сановников. Надгробная плита Рудольфа  Швабского в Мерзебургском соборе (после 1080) должна была в первую  очередь утвердить королевское  достоинство неудачливого соперника  германского императора Генриха  IV (Рудольф Швабский погиб в  1080 г. под Мерзебургом, сражаясь  против Генриха IV) . Скипетр и  держава в руках избранного  князьями антикороля, украшенное  золотом одеяние и драгоценные  камни в головном уборе играют  в характеристике образа большую  роль, чем лишенное индивидуальности  маскообразное лицо с широко  раскрытыми глазами. В XII в.  в мемориальную пластику проникли  новые веяния. В бронзовом надгробии  архиепископа Фридриха фон Веттина  (после 1152, собор в Магдебурге) подчеркнуто не только сановное  достоинство служителя культа  высокого ранга, но и непреклонная  воля и сила характера. Трудно, однако, говорить о портретном  сходстве, хотя надгробие и было  сделано вскоре после смерти  архиепископа. Портрет так и не  родился в романском искусстве  — к тому не было достаточных  жизненных и мировоззренческих  предпосылок. 

         В XII в. в немецкой скульптуре  появляется один из первых  в средневековом искусстве светских  памятников. В 1166 г. Генрих Лев,  герцог Саксонский, поставил перед  замком Данквардероде в Брауншвейге  фигуру бронзового льва — памятник  собственному могуществу.

         Во второй половине XII в. пути  развития немецкой скульптуры  становятся более сложными. С  одной стороны, выявилось стремление  к острой характеристике образа, к экспрессии, конфликтности ситуации. Наиболее ярко обозначилось это  направление в последние десятилетия  XII в. и на пороге готики создало такой исключительный по силе и выразительности памятник как фигуры спорящих апостолов и пророков на ограде Георгиевского хора собора в Бамберге (ок. 1230). Романская декоративность композиции столкнулась здесь с острым реализмом. Древний мотив диспута мастера Бамберга превратили в духовное единоборство, доведенное до предельного накала страстей. Действие определяет движение тел, мимику лиц, энергичные жесты фигур, коренастых и крепких, с характерными до портретности головами. Спорящие исполнены духовного горения, фанатизма и жажды истины, они яростно спорят или убеждают. Часть фигур показана со спины.

         Вторая струя в немецкой скульптуре  отмечена тяготением к классической  традиции. Художники Кельна и  сопряженных с ним немецких  центров предпочитали строгую  графическую манеру, большую компактность  объемов. Неизгладимый след оставило  в Кельне искусство прославленного  лотарингского художника Николая  Верденского. Оно принесло новое  понимание человеческой фигуры, построенное на пластическом  взаимоотношении тела и одеяния.  Это направление проявилось в  группе Мадонн, отмеченных внешней  строгостью и душевной чистотой. Завершает этот ряд «Ахенская  Мадонна» (1200—30, Шнюттен-музеум, Кельн). Ее облик полон человечности, лицо излучает душевную теплоту.  Мягкая пластика мелких, текучих  складок продолжает стиль Николая  Верденского. 

         В преддверии готики были созданы  редкие для Германии скульптурные  порталы во Фрейберге (ок. 1230) и  «Княжеский портал» в Бамберге (ок. 1230). Скульпторы Бамберга еще  архаичны в понимании смысла  фигур портала. Фрейбергские мастера,  напротив, создали выразительное  произведение с четко выявленной  программой, в облике фрейбергского  портала романские и византийские  черты слились с приемами ранней  готики.

Информация о работе Немецкая романская скульптура