Лазерное шоу как вид искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:48, доклад

Описание

В результате технической революции произошли кардинальные перемены во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Новые технологии оказали влияние на художественную среду и в результате возник новый феномен искусства – цифровые искусства.

Работа состоит из  1 файл

Лазерное шоу как вид цифрового искусства.docx

— 20.58 Кб (Скачать документ)

            Лазерное шоу как  вид цифрового  искусства. 

В результате технической революции произошли  кардинальные перемены во всех сферах человеческой деятельности, в том  числе и в искусстве. Новые  технологии оказали влияние на художественную среду и в результате возник новый феномен искусства – цифровые искусства.  

Под цифровыми  искусствами понимаются такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная база которых определяется цифровой средой. Возникшее новообразование  активно обсуждается специалистами  широкого спектра областей, относящихся  как искусстве, культуре, так и науке, технике. Появление цифровых искусств повлекло за собой появление новых художественных жанров и форм. Такие области как, например, трехмерная анимация, виртуальная действительность, интерактивные системы и интернет обнаружили небывало широкие творческие возможности. На уже устоявшиеся художественные формы – кино, двухмерную анимацию, видеоискусство, музыку – цифровые технологии также сильно повиляли, способствуя созданию новых жанровых подвидов. 

Используя язык цифровой культуры, появление  цифровых искусств сразу же противопоставило себе все остальное искусство  – традиционное, которое именуется  по отношению к цифровому аналоговым. Цифровое искусство – открытая система, поэтому развивается в контексте всего искусства и активно взаимодействует с аналоговым искусством, оказывая на него влияние. Так, в первую очередь подверглись влиянию цифровых искусств наиболее традиционные виды изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура. Начали появляться голографические изображения, имитирующие картину, скульптуру, рельеф, даже архитектуру. Наиболее активно арт-медиа повлиял на синтетические искусства – хэппенинг, перформанс. 

Что дали новые технологии для искусства? Ответ на этот вопрос одновременно зафиксирует основные черты современного искусства, сформировавшегося под  влиянием технологий. 

1.  Интерактивность – возможность для зрителя вступать в контакт с художником и даже участвовать в создании произведений.

2.  Новые художественные средства. 

3.  Элитарность цифрового (чаще всего сетевого и медиа) искусства.

Краткая история применения лазеров в искусстве, рекламе и шоу-индустрии.

Говоря  о «лазерном шоу», прежде всего определим это понятие для описания истории его

развития  и современного состояния.  Сегодня  под этим понимают применение лазерных

проекционных  систем для создания статических  или динамических, как привило, музыкально-

синхронизированных, лучевых композиций  в пространстве зрительской аудитории (т.н. «beam

show”)  или  графических изображений  на экране («screen show»). В качестве объекта

локализации изображения  может быть использована любая светорассеивающая среда, например,

стена здания, рельеф местности, отражающий или полупрозрачный экран. 

Лазерное  шоу, как самостоятельный вид  современного искусства рассматривается  как отдельный 

перформанс, но чаще является номером в общем спектакле, презентации, концертной программе.

В концертных и театральных программах иногда используют лазерные эффекты, как элемент 

светового оформления. Как правило, это –  лучевые композиции, дифракционные  картины,

развертки луча в пространстве, позволяющие  в слегка задымленном пространстве сцены и зала

создавать волны, туннели и множество других объемных композиций в соответствии с

возможностями сканирующих устройств проекционной системы. Всемирно известными примерами такого приложения лазеров стали лазерная сценография концертов «Pink Floyd» в 80-х годах, концертов Didier Maruani и группы “SPACE” с 70-х годов и по настоящее время. 

Зарубежная  хронология развития лазерного шоу. 

Одним из первых применений лазеров в искусстве  стало создание и  демонстрация голограмм.

Возможно, первой публичной экспозицией была голографическая композиция «N-Dimensional

Space”  в Finch College Museum of Art  в Нью-Йорке (авторы: Emmet Leith, Bruce Nauman, Lloyd

Cross) в апреле 1970 года. Голограммы продолжали быть популярным видом современного

искусства, во многих городах создавались музейные экспозиции и галереи, посвященные

голографии. Оригинальным и наиболее известным  стал Музей Голографии в Нью-Йорке, открытый в 1976 году ( в настоящее время закрыт). Музей голографии в С-Петербурге работает и в наши дни.

К наиболее ранним примерам применения лазерных эффектов в искусстве можно отнести 

Эксперименты Leo Beiser в 60-х годах. Шведский художник Carl Frederick Reuterswald использовал лазеры в опере «Фауст» в Стокгольме в 1968 г. Примерно в это же время француз Joel Stein создал систему для проекции лазерных образов на сцену в балете Opera Comique в Париже.  В 1968 г. Lloid Cross (США) создал и запатентовал систему лазерной визуализации звука

«Sonovision». Система состояла из громкоговорителя с отражателем, закрепленным на

диффузоре. Луч гелий-неонового лазера направлялся на поверхность отражателя, создавая

световые  образы на экране под музыку в соответствии с звуковыми колебаниями . Позднее

система использовалась с аргон- и криптон- ионными лазерами, создавая разноцветные картины.

Первой  большой выставкой лазерного  искусства стала «Laser LIght: A New Visual Art” в музее

искусств  в Цинциннати в декабре 1969 г. Специальный черный кабинет с зеркалами и дымом

для визуализации лазерных паутин, названных 3D-light sculpture, демонстрировался публике в 1971 г. на выставке  «Art and Technology» в County Museum of Art в Лос-Анжелесе. При этом применялись аргоновые и гелий-неоновые лазеры.   В конце 60-х, начале 70-х многие лазерные физики экспериментировали  с различными применениями лазерного излучения в искусстве, например с фиксацией лазерных пятен на фото и кинопленке, создавая черно-белые или цветные «Лазерограммы». Известный кинорежиссер Ivan Dryer даже снял  музыкальный фильм «Laserimage» с применением  записи лазерных образов на цветную кинопленку. Его исейчас можно найти в архивах 16-мм фильмов.  Tехнические средства, используемые в первых лазерных шоу. Первые системы для демонстрации лазерных эффектов создавались с применением зеркал,

закрепленных  на пьезоэлементах. Сканирование луча в пространстве достигалось также и

моторизованными вращающимися зеркалами. Включение  и выключение лучей с помощью

электромагнитных  затворов с зеркалами, стоящих по ходу луча и настроенными в разные точки 

пространства  создавало эффект «стрельбы» в разные точки пространства. Вместе с зеркалами 

применялись различные дифракционные решетки, призмы и другие лабораторные оптические

элементы.  Наиболее интересные примеры ранних применений лазерной техники в шоу-индустрии.  Всемирная выставка EXPO 70 в Осаке (Япония) стала широкомасштабной мировой  премьерой лазерного дизайна.    Лазерное оформление павильона Pepsi-Cola   стало одним из ключевых элементов экспозиции.  Cистемы Video/Laser II применялись для проекций на стены и пол специально-построенного большого кубического кабинета.  Изданная после выставки книга

«Павильон» («Pavilion», B.Kluver, J.Martin, D.Rose, E.P Dutton & Co. Inc.,New York 1972) целиком

посвящена экспериментам по слиянию искусства и современных технологий. Например,

упоминается  демонстрация прототипа лазерного  проекционного телевизора с полноцветным

изображением  высотой более 8 футов  а также «пространственных» проекций с помощью

аргоновых и криптоновых лазеров и специальных  оптических систем для создания иллюзии 3D-

эффектов.

В 1971 г. крупномасштабные лазерные проекции демонстрировал Willard Van De Bogart в качестве

сопровождения концерта Los Angeles Philarmonic Orchestra. Изображения проецировались на 40-

футовый экран  с помощью комплекса  различных оптических элементов, в  том числе волоконной

оптики.   

Лазериум (Laserium®) – планетарий с демонстрацией лазерных шоу.

Применение  лазерной техники в планетариях  – еще одна интересная страница развития

лазерного шоу и, возможно, первый широкомасштабный коммерческий проект.

 Первое  лазерное шоу в обсерватории  состоялось в ноябре 1973 г. и   стало первым коммерческим 

проектом. Первые шоу управлялись вручную, фантазия оператора-художника не позволяла в точности воспроизвести все  элементы предыдущего сеанса и многие посетители приходили повторно, как на концерт живого оркестра.

Развитие  технологий гальванометрического позиционирования лазерного луча и 

микропроцессорной техники дало возможность проекции слов, рисунков и анимаций . 

Повышение интереса к  лазерному шоу в  конце 70-х и начале 80-х годов  ознаменовалось

бурным ростом числа создаваемых компаний, применяющих лазеры в индустрии развлечений. Как

правило такие компании становились известными после реализации крупных проектов. Например

Laser Media (США) стала известной после громкого проекта с Los Angeles Philarmonic Orchestra на

тему  музыки из популярнейшего фильма «Звездные  войны (Star Wars)». Это было уже не просто

лазерное, а мультимедийное шоу с применением световых систем ,  мощных ксеноновых

 слайд-проекторов, элементов сценической пиротехники. В конце 1978 г. в рамках фестиваля Artfest'78 бостонская компания Laser Displays демонстрировала лазерное шоу на экране размером  7х28 м, натянутом между двумя зданиями.

Информация о работе Лазерное шоу как вид искусства