Художественное проектирование и колорирование платья. роспись способом холодный батик с применением активных красителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:51, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является проектирование и колорирование платья способом холодного батика с применением активных красителей. Описана техника росписи. С помощью компьютерной программы Corel DRAW 12 создан рисунок и подобраны цвета для колорирования. Определены цветовые характеристики расцвеченной шелковой ткани, описаны психо - физиологические воздействия цветов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 6
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Исторические аспекты возникновения шелковых тканей…………………8
1.2. Исторические аспекты росписи шелковых тканей…………………… ...13
1.3.Современные способы росписи шелковых тканей……………………… 14
1.3.1.Горячий батик………………………………………………………… 14
1.3.2.Холодный батик……………………………………………………….15
1.3.3.Акварельная роспись…………………………………………………..18
1.3.4.Свободная роспись…………………………………………………….18
1.4. Ассортимент шелковых тканей…………………………………………….20
1.5. Патентно- информационный обзор………………………………………..24
2. ОБЬЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 29
2.1. Натуральный шелк 29
2.1.1. Шелк тутового шелкопряда 29
2.1.2. Шелк диких шелкопрядов 33
2.1.3. Химический состав натурального шелка 34
2.2. Активные красители 48
2.2.1. Краткая история активных красителей 48
2.2.2. Особенности строения и свойства активных красителей…………..50
2.2.3. Ассортимент активных красителей 67
2.2.4. Совершенствование ассортимента активных красителей 68
2.2.5. Красители нового поколения. 70
2.3. Программа Corel Draw 12
2.3.1. Назначение программы 73
2.3.2. Палитра цветов………………………………………………………..74
2.3.3. Редактирование цвета в докере Color
2.3.4. Цвета 76
2.3.5. Цветовой охват 77
2.3.6. Цветовые модели 79
2.3.7. Работа с цветом в Corel DRAW 84
2.3.8. Выбор цвета и цветовые библиотеки 85
2.3.9. Цветовые стили 85
3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 86
3.1. Техника росписи 86
3.1.1. Приготовление резервирующего состава 86
3.1.2. Приготовление красильных растворов для росписи 87
3.1.3. Подготовка ткани 87
3.1.4. Роспись 88
3.1.5. Обработка ткани после росписи 89
3.1.6. Промывка 89
3.2. Определение цветовых характеристик 90
3.2.1. Координаты цветности 90

3.2.2. Насыщенность 91
3.2.3. Цветовой тон 91
3.2.4. Чистота цвета 92
3.2.5. Светлота цвета 92
3.2.6. Цветовая температура (Т, К) 92
3.2.7. Пересчет координат цветности из системы МКО в
R G B систему………………………………………………………….92
3.2.8. Цветовые различия…………………………………………………… 93
3.2.9. Цветовой охват 94

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 100
4.1. Подготовка шелковых тканей 100
4.1.1. Обесклеивание в кипящих растворах мыла 101
4.1.2. Традиционный режим обесклеивания 101
4.1.3. Ускоренный режим обесклеивание 101
4.1.4. Обесклеивание дикого сурового натурального шелка…………….102
4.1.5. Сокращенная технология 102
4.1.6. Обесклеивание с помощью синтетических моющих ПАВ 103
4.1.7. Операция «оживки» 104
4.1.8. Операция утяжеления 105
4.2. Крашение и печатание текстильных материалов натурального
шелка 107
4.3. Обработка тканей после крашения и печатания 113
4.3.1. Запарные аппараты и зрельники 113
4.3.2. Запаривание при непрерывном способе крашения 120
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 122
5.1. Расчет себестоимости изделия 122
5.2. Расчет прибыли и рентабельности 122
6. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 123
6.1. Производственная безопасность 126
6.1.1. Охрана труда 126
6.1.2. Освещение. 127
6.1.3. Электробезопасность 129
6.1.4. Указание мер безопасности при работе с автоклавом 131
7. ВЫВОДЫ 133
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 134

Работа состоит из  1 файл

диплом 17 июня 2005.doc

— 1.42 Мб (Скачать документ)

2.2.3. Ассортимент активных красителей

2.2.3.1. Активные  красители для крашения

 

 

 Ремазоль (Remazol)– Активные винилсульфоновые (теплые) красители для целлюлозных волокон. Рекомендуются для периодического, непрерывного крашения и печати (рекомендуется фиксация запариванием). Наиболее экономичный ассортимент среди активных красителей.

Левафикс (Levafix) – Универсальные бифункциональные активные красители. Рекомендуются для всех методов крашения. Температура крашения 50-80 °С, низкие концентрации соли. Для непрерывных методов возможна термофиксация. Особо яркие оттенки.

Процион (Procion) – Красители для горячего (80-90 °C) крашения. Рекомендуются для крашения пряжи. Процион Н (Procion H) - стандартная гамма, Процион Н-ЕXL (Procion H-EXL) и Процион XL+ (Procion XL+) - ассортимент с улучшенной воспроизводимостью.

Базилен (Basilen) – Активные красители из ассортимента фирмы БАСФ. Винилсульфоновые красители, по техническим параметрам близки к красителям Ремазоль

Бенактив N (Benactiv N) – Дополнительный ассортимент винилсульфоновых красителей, комбинируемый с красителями Ремазоль. 

2.2.3.2. Активные  красители для печати и термофиксационного крашения

 

Левафикс PN (Levafix PN) – Основная гамма монохлортриазиновых красителей для печати. Яркие и насыщенные цвета. Различные методы фиксации. Рекомендуются также для непрерывного крашения целлюлозных волокон термофиксационным способом.

Бенактив P (Benactiv P) – Дополнительная гамма монохлортриазиновых красителей для печати и непрерывного крашения. Комбинируется с красителям Левафикс PN.

2.2.3.3. Активные  красители для шерсти и натурального  шелка

 

Реалан (Realan) – Полная гамма ярких и экологичных     красителей для шерсти и натурального шелка [22]

2.2.4. Совершенствование ассортимента  активных красителей

 

За почти 50-летнее существование  класса активных красителей, их ассортимент  расширился от десятка марок в  первые годы до более чем 200 оригинальных марок и более 800 торговых марок различных производителей. Ассортимент активных красителей структурировался, разбившись на несколько групп в зависимости от:

-  химического строения  активных центров, которые определяют  реакционую способность красителей, а следовательно, условия их применения (температура, рН среды) и область применения (периодическое крашение, непрерывное крашение, печать);

-  строение хромофора,  которое определяет цвет, сродство  к волокну, скорость диффузии;

-  технологического назначения:  периодическое крашение, непрерывное крашение, печать.

Красители для периодического крашения должны обладать достаточно высоким сродством к волокну, чтобы

обеспечить высокую  степень истощения красильной ванны  на первой фазе крашения.

Для непрерывных способов крашения и для печати высокое сродство не требуется, более того в печати оно осложняет промывку напечатанных тканей с белоземельным рисунком (запачкивание белого фона);

- от химической природы  волокон колорируемых текстильных  материалов. Так, для колорирования шерстяных материалов рекомендуются специальные активные красители со специфическим строением активного центра, проявляющие способность фиксироваться в слабокислой среде, где минимально повреждение шерсти. Красители, же, предназначенные для колорирования целлюлозных волокон требуют щелочной среды для фиксации.

Каждый производитель  активных красителей в своих проспектах указывает, к какой группе активных красителей относятся конкретные марки  красителей, а также условия и  области их применения.

При многочисленных достоинствах класса активных красителей они имеют  и определенные недостатки.

Неуниверсальность класса активных красителей обусловлена нуклеофильным  механизмом их реакции с волокном. Активные красители могут реагировать  только с волокнами, имеющими нуклеофильные группы. Из всех видов волокон этим требованиям отвечают только целлюлозные, белковые, полиамидные и поливинилспиртовые волокна (-ОН; -NH2; -SH). За химическими возможностями класса активных красителей остаются все синтетические (кроме полиамидных и ПВС) и искусственные ацетатные волокна. А это -50% всех волокон, используемых в текстиле.

Особенно остро встает проблема колорирования смешанных  тканей, содержащих целлюлозные и  шерстяные волокна в смеси  с полиэфирными волокнами.

Ведутся исследования по созданию универсальных активных красителей, пригодных для колорирования  всех видов волокон, т.е. способных  фиксироваться на них ковалентной  связью. Однако до практической реализации эти работы не доведены.

Теоретически возможно ввести в волокнообразующий полимер нуклеофильные группировки при его синтезе или путем привитой полимеризации. Однако между этой теоретической возможностью и практической реализацией пока существует большая дистанция.

Степень фиксации традиционных активных красителей в практике колорирования колеблется в интервале 60-75%. Этот недостаток выражается в трудности промывки окрашенных и напечатанных активными красителями текстильных материалов. Так, необходимо по возможности полно удалить с волокна 25-40% гидролизованного красителя, обладающего к нему определенным сродством. Проблема промывки отражается и на экологичности технологии, поскольку незафиксированный краситель попадает в сточные воды.

2.2.5. Красители нового поколения.

2.2.5.1. Бифункциональные  активные красители.

 

Многие фирмы производители  активных красителей для решения  проблемы повышения эффективности  использования (степени фиксации) красителей предлагают новое поколение бифункциональных или полифункциональных активных красителей, содержащих в молекуле более одного активного центра. Теоретически такие красители должны обладать более высокой реакционой способностью за счет большей статистической вероятности вступать в химическую реакцию с нуклеофильными группами волокна. Каждая молекула бифункционального активного красителя теоретически способна дважды прореагировать с реагентом (волокном или водой). Однако между этим теоретическим предположением и практикой не наблюдается прямая зависимость.

К первым бифукциональным  активным красителям можно отнести высокореакционноспособные дихлортриазиновые красители, в которых оба атома хлора в триазиновом кольце способны к реакции с волокном. Но реакционная способность второго атома хлора резко падает после реакции первого атома хлора и нельзя сказать, что дихлортриазиновые красители демонстрируют более высокую степень фиксации, чем монохлортриазиновые. Более высокая реакционная способность дихлортриазиновых красителей позволяет проводить ими крашении целлюлозных волокон при комнатной температуре, а монохлортриазиновые красители требуют температуру крашения 80°С. То, что оба атома хлора в триазиновом кольце реакцион-носпособны и реагируют с целлюлозным волокном подтверждает потеря растворимости окрашенных ди-хлортриазиновыми красителями целлюлозных волокон в медноаммиачном реактиве. Этот факт обусловлен образованием поперечных сшивок между макромолекулами целлюлозы и формированием структуры редкосшитого полимера. В дихлортриазиновых красителях в одном активном центре (триазиновом) имеются два активных атома хлора, поэтому мы условно причислили их к бифункциональным активным красителям, в которых должно быть два активных центра. Надо отметить, что активные красители с двумя одинаковыми активными центрами были- известны еще среди первых активных красителей со скрытой винилсульфоновой группой. Таким красителем является активный черный 5 (C.L).


Считается, что если два  активных центра разнесены по разные стороны хромофора, то не только статистически, но и стерически они будут предпочтительнее реагировать с функциональными группами волокна, чем с водой (гидролиз).

В красителе активном черном 5 (C.I.) имеется два одинаковых активных центра и красители такой структуры называют гомобифункыиональными. Если в молекуле активного красителя два разных активных центра, то они называются гетеробифункциональными. Последние с точки зрения теории должны давать более высокую степень фиксации. Это обусловлено тем, что разные активные центры обладают различной реакционной способностью по отношению к волокну в широком интервале изменений условий фиксации красителя (температура, рН среды, время).

Поэтому большинство  фирм-производителей активных красителей сочетают в их структуре два активных центра, один из которых гетероциклический, а второй со скрытой винилсульфоновой группировкой.

Гетеробифункциональные активные красители позволяют достигать степени фиксации на целлюлозных волокнах до 80-85%, в ряде случаев 90%, что позволяет экономить на операции промывки и очистки сточных вод.

Однако при использовании  бифункциональных красителей возникают и проблемы:

1) введение дополнительного  активного центра в молекулу  активного красителя изменяет  не только их реакционную   способность,  но  и  физико-химические  свойства (сродство, скорость диффузии, растворимость), что отражается на  их поведении в технологии колорирования.

2) введение дополнительного  активного центра увеличивает  молекулярную массу активного  красителя приблизительно на 200 и  общая молекулярная масса красителя  увеличивается для активного  моноазокрасителя с 700 до 900. Следствием  этого является снижение "выхода" (интенсивности окраски) цвета при одинаковом содержании моно- и бифункционального красителя примерно на 25%, Технологу-колористу, при выборе между традиционными монофункциональными и новыми бифункциональными активными красителями следует исходить прежде всего из экономической целесообразности, которая определяется сравнением не столько стоимостью красителей, сколько суммарной себестоимостью технологии их применения. Последняя зависит от затрат на собственно технологию колорирования и на решение экологических проблем. Сравнение должно также учитывать устойчивость окраски ко всем видам воздействий. Другими словами технологу, как и во всех других случаях формирования технологических режимов, следует считать интегральные и удельные затраты и учитывать возможности конкуренции полученной продукции на внутреннем и внешнем рынках [23].

2.3. Программа Corel Draw 12

2.3.1. Назначение программы

 

Программа Corel DRAW приспособлена для векторной графики, используется там, где требуются рисованная иллюстрация, схема, чертеж, логотип, бланк. Для подобных работ CorelDRAW предоставляет все необходимые инструменты, которые освобождают от дополнительных, вспомогательных программам. Часто требуется совместить в одном макете изображения обоих типов (фотографии и рисунки), различные элементы дизайна и текста. Программа Corel DRAW отлично справляется с этой задачей. Пусть она не может свободно редактировать точечные изображения, но зато позволяет размещать их на странице макета, трансформировать, добавлять эффекты и проводить несложную коррекцию. С помощью Corel DRAW можно легко и быстро изготовить макет цветного плаката и рекламного буклета, брошюры и обложки книги, объявления или календаря. Corel DRAW располагает всеми необходимыми функциями для того, чтобы напечатать макет на принтере или подготовить фотоформы для типографской печати.

Таким образом, Corel DRAW следует рассматривать как приложение для создания макетов из любых компонентов: иллюстраций, фотографий, элементов дизайна и шрифтов. Обработку точечных изображений при этом следует делать в специализированных программах (типа Corel PHOTO-PAINT). Интеграция точечных и векторных графических программ в пакете Corel DRAW обеспечивает их надежность при совместной работе и помогает с легкостью освоить эти программы.

Однако не следует  забывать, что Corel DRAW — графическая программа. Если требуется многостраничный макет с большим количеством текстового материала, лучше обратиться к издательским системам, таким как Corel VENTURA, Quark X Press или Adobe In Design. Если же в макете превалирует графика, выбор лучше остановить именно на Corel DRAW.

В Corel DRAW удобно создавать документы, ориентированные на распространение не только в печатной, но и в электронной форме. В программе есть множество функций, адресованных Web-дизайнерам. Кроме того, расширенные возможности экспорта и импорта в формат PDF (Portable Document Format) делают Corel DRAW 12 отличным инструментом для создания и редактирования документов в этом формате, обеспечивающем переносимость документов между компьютерами даже на разных платформах (DOS, Windows, Mac OS, UNIX и т. д.).

 

2.3.2. Палитра цветов 

 

Corel DRAW имеет несколько палитр. По умолчанию активна палитра ft. fault CMYK palette, но можно использовать и другие. Выбор команды Color Palettes (Цветовая палитра) меню Window (Окно). выдаст список палитр, включенных в комплект программы. В их число входят стандарты библиотек фирм, выпускающих краски для полиграфии. Эти фирмы продают свою продукцию по каталогам. Наиболее известным каталогом цветов является PANTONE MATCHING SYSTEM. В нем содержатся образцы всех цветов PANTONE для матовой и глянцевой бумаги (цвета на матовой бумаге выглядят менее яркими), специальные цвета (пастельные тона, металлизированные и флуоресцентные краски). Поскольку перевод плашечных цветов в триадные - на практике частый случай, в каталоге PANTONE имеются триадные эквиваленты плашечных цветов. Все цвета соответствуют краскам, поставляемым заказчику.

Чтобы все  участники выпуска цветной печатной продукции могли договориться, необходимо не просто описать цвет, а иметь его образец. Именно поэтому каталоги стандартных цветов широко распространены во всем мире и в России. Для разных целей используются разные издания (веер, каталоги с отрывными образцами и т. д.). PANTONE— не единственный каталог красок, есть много других, например TOYO каталог цветов, наиболее распространенный в Японии, FOCOLTONE, содержащий 763 триадных цвета, и др. Цвета для электронных публикаций также стандартизированы для двух наиболее популярных браузеров— Netscape и Internet Explorer. Все эти каталоги цветов входят в комплект Corel DRAW как стандартные палитры. Открыв необходимую палитру, можно использовать ее цвета в иллюстрации, как обычные образцы цветовой палитры.

Информация о работе Художественное проектирование и колорирование платья. роспись способом холодный батик с применением активных красителей