Художественное проектирование и колорирование платья. роспись способом холодный батик с применением активных красителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:51, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является проектирование и колорирование платья способом холодного батика с применением активных красителей. Описана техника росписи. С помощью компьютерной программы Corel DRAW 12 создан рисунок и подобраны цвета для колорирования. Определены цветовые характеристики расцвеченной шелковой ткани, описаны психо - физиологические воздействия цветов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 6
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Исторические аспекты возникновения шелковых тканей…………………8
1.2. Исторические аспекты росписи шелковых тканей…………………… ...13
1.3.Современные способы росписи шелковых тканей……………………… 14
1.3.1.Горячий батик………………………………………………………… 14
1.3.2.Холодный батик……………………………………………………….15
1.3.3.Акварельная роспись…………………………………………………..18
1.3.4.Свободная роспись…………………………………………………….18
1.4. Ассортимент шелковых тканей…………………………………………….20
1.5. Патентно- информационный обзор………………………………………..24
2. ОБЬЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 29
2.1. Натуральный шелк 29
2.1.1. Шелк тутового шелкопряда 29
2.1.2. Шелк диких шелкопрядов 33
2.1.3. Химический состав натурального шелка 34
2.2. Активные красители 48
2.2.1. Краткая история активных красителей 48
2.2.2. Особенности строения и свойства активных красителей…………..50
2.2.3. Ассортимент активных красителей 67
2.2.4. Совершенствование ассортимента активных красителей 68
2.2.5. Красители нового поколения. 70
2.3. Программа Corel Draw 12
2.3.1. Назначение программы 73
2.3.2. Палитра цветов………………………………………………………..74
2.3.3. Редактирование цвета в докере Color
2.3.4. Цвета 76
2.3.5. Цветовой охват 77
2.3.6. Цветовые модели 79
2.3.7. Работа с цветом в Corel DRAW 84
2.3.8. Выбор цвета и цветовые библиотеки 85
2.3.9. Цветовые стили 85
3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 86
3.1. Техника росписи 86
3.1.1. Приготовление резервирующего состава 86
3.1.2. Приготовление красильных растворов для росписи 87
3.1.3. Подготовка ткани 87
3.1.4. Роспись 88
3.1.5. Обработка ткани после росписи 89
3.1.6. Промывка 89
3.2. Определение цветовых характеристик 90
3.2.1. Координаты цветности 90

3.2.2. Насыщенность 91
3.2.3. Цветовой тон 91
3.2.4. Чистота цвета 92
3.2.5. Светлота цвета 92
3.2.6. Цветовая температура (Т, К) 92
3.2.7. Пересчет координат цветности из системы МКО в
R G B систему………………………………………………………….92
3.2.8. Цветовые различия…………………………………………………… 93
3.2.9. Цветовой охват 94

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 100
4.1. Подготовка шелковых тканей 100
4.1.1. Обесклеивание в кипящих растворах мыла 101
4.1.2. Традиционный режим обесклеивания 101
4.1.3. Ускоренный режим обесклеивание 101
4.1.4. Обесклеивание дикого сурового натурального шелка…………….102
4.1.5. Сокращенная технология 102
4.1.6. Обесклеивание с помощью синтетических моющих ПАВ 103
4.1.7. Операция «оживки» 104
4.1.8. Операция утяжеления 105
4.2. Крашение и печатание текстильных материалов натурального
шелка 107
4.3. Обработка тканей после крашения и печатания 113
4.3.1. Запарные аппараты и зрельники 113
4.3.2. Запаривание при непрерывном способе крашения 120
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 122
5.1. Расчет себестоимости изделия 122
5.2. Расчет прибыли и рентабельности 122
6. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 123
6.1. Производственная безопасность 126
6.1.1. Охрана труда 126
6.1.2. Освещение. 127
6.1.3. Электробезопасность 129
6.1.4. Указание мер безопасности при работе с автоклавом 131
7. ВЫВОДЫ 133
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 134

Работа состоит из  1 файл

диплом 17 июня 2005.doc

— 1.42 Мб (Скачать документ)

2.3.7. Работа с цветом  в Corel DRAW

 

Работа с цветом в  программе производится в целом  семействе диалоговых окон. Предоставляется набор палитр, в которых можно выбрать необходимый цвет (в том числе палитра самых распространенных цветов, отображаемая по умолчанию), палитры основных производителей печатных красок (PANTONE, DIC и др.), наборы знакомых цветов (листва, тело человека, море, фрукты и т. п.). Для создание и редактирование собственных цветов, имеются вкладки диалоговых окон Uniform Fill (Однородная) и Outline Color (Цвет абриса). С их помощью можно редактировать цвет по компонентам цветовых моделей (вкладка Models (Просмотр цветов)), подбирать сочетания цветов (Mixers (Смеситель)), работать с существующими палитрами и создавать свои (Palettes (Фиксированные палитры)).

2.3.8. Выбор цвета и  цветовые библиотеки

 

Выбор существующего  цвета для объекта производится в палитре цветов расположенной обычно в правой части главного окна программы.

2.3.9. Цветовые стили

 

Кроме палитр, программа предлагает еще одно средство организации цветов - стили. В отличие  от обычных палитр, цветовые стили  являются частью документа и хранятся внутри него. Для организации цветовых стилей используется докер Color Styles (Стили цвета), вызываемый из меню Window (Окно) > Dockers (Докеры)[24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

3.1. Техника росписи

3.1.1. Приготовление резервирующего  состава

Для удобства и экономии времени лучше  использовать готовый состав, который продается в художественных салонах, но можно приготовить самим. Для приготовления одного стакана резервирующего состава понадобятся:

Парафиновая или стеариновая  свечка……………………………………….25 г

Резиновый клей ...............................................................................................500 г

Бензин для зажигалок  или уайт – спирит (можно использовать       Разбавитель № 2, который продается  в художественных салонах)……….200 г

В фарфоровый стакан или  консервную банку насыпают две чайные ложки измельченного парафина, наливают небольшое количество бензина и размешивают до растворения. Затем добавляют резиновый клей. Если резиновый клей густой, то в состав нужно добавить небольшое количество бензина. Приготовленную смесь помещают в горячую воду с температурой   95-97 ºС и держат, размешивая до тех пор, пока не получится однородная смесь.

Емкость с водой и резервирующий  состав ни в коем случае нельзя ставить  на огонь.

Приготовленной смеси  дают остыть и переливают в сухую  посуду с герметичной крышкой. Готовый резерв в холодном виде должен довольно легко набираться в трубочку и вытекать из нее на ткань. В то же время он не должен вытекать из трубочки жирной линией. Консистенцию состава можно легко отрегулировать, добавляя в него или бензин, чтобы он стал более жидким, или резиновый клей и парафин, чтобы он стал более густым[25].

3.1.2. Приготовление красильных  растворов для росписи

 

Приготовление красильных растворов (активных красителей) ведется  согласно рецептуре:

Краситель активный  .......................................................................…...1,5 г

Мочевина  .........................................................................................……..6 г 

Сода  ..............................................................................................……......5 г

Спирт технический  ....................................................................……..10 мл 

Вода  ...........................................................................................……..100 мл

Для создания оттенков применяют разбавитель.

 Рецепт разбавителя:

Мочевина  .........................................................................................……..6 г

Спирт технический  ....................................................................……..10 мл

Вода ................................................................................................……...10 г

Оттенки подбираются  в соответствии с композицией  рисунка.

Краситель смешивается  с мочевиной и растворяется в  воде 50-60 ºС. Добавляется раствор соды и спирта, все это перемешивается в течение трех минут. Красильный раствор готов

3.1.3. Подготовка ткани

 

Для росписи  используется хлопчатобумажная или  шелковая ткань. Хлопчатобумажную ткань  необходимо прокипятить в мыльном  растворе и затем промыть сначала в горячей, а потом в холодной воде. Шелковую ткань нужно простирать в мыльном растворе, а потом промыть и высушить.

3.1.4. Роспись

Высушенную ткань  натягивают на подрамник, фиксируя положение  основы и утка под прямым углом 90º. Если это условие не будет соблюдено, то в дальнейшем может получиться сильное искажение рисунка. Ткань натягивают от середины рамы к углам  с помощью кнопок или крючков, которые специально вбиваются с внутренней стороны рамы. Ткань должна быть натянута достаточно туго. Если после увлажнения ткань провиснет, ее нужно подтянуть. В процессе работы в местах, где ткань соприкасается с подрамником, нередко окрашивается дерево, в результате чего на вновь натянутой ткани появляются пятна. Во избежание этого подрамник можно покрыть разогретым парафином или лаком, а также заклеить скотчем. Рисунки для холодного батика рисуется на белой бумаге или кальке по основным линиям. Линии рисунка желательно обвести мягким карандашом или фломастером, для того чтобы все изображение хорошо просвечивало сквозь ткань. При выполнении росписи холодным батиком желательна обводка каждой плоскости, рисунки достаточно плоскостные, с четким делением цветовых плоскостей. Затем бумага накалывается швейными булавками к изнанке ткани. Основные линии переводятся на ткань карандашом или тонко отточенным углем. Карандашные линии плохо удаляются с ткани, поэтому рисунок снимают с изнанки ткани. Для нанесения резерва на ткань пользуются стеклянной трубочкой с тонким изогнутым кончиком с небольшими отверстием или рейсфедером. В крайнем случае можно использовать пипетку.

Кончик трубочки опускают в резерв, необходимое количество которого всасывается с помощью рта или медицинской спринцовки. Набрав в трубочку резервирующий состав и обтерев ватой ее конец, быстрым движением опускают ее на ткань, натянутую на раму, и начинают наводить рисунок. Вести трубочку по ткани нужно медленно и равномерно. Состав должен хорошо пропитать все нити и узелки ткани. По более плотным тканям резерв наносится с двух сторон. Отнимая трубочку от ткани, переворачиваем ее кончиком вверх, чтобы состав не капнул на ткань, причем противоположный конец трубочки при этом должен быть всегда приподнят, иначе резерв прольется на ткань. После того, как весь рисунок обводят с помощью стеклянной трубочки, необходимо немного подсушить резерв. Роспись и заливка плоскостей, ограниченных резервной линией, производятся с помощью ватных тампонов или кистями - беличьими и колонковыми. На тампоне следует брать слишком много краски. Необходимо следить, чтобы краситель не перетекал за края резерва. Необходимо чаще проветривать помещение и тщательно закрывать сосуд, где хранится резерв, каждый раз после того, как будет наполнена трубочка.

3.1.5. Обработка ткани  после росписи

 

Готовые изделия, оформленные  различными видами росписи должны быть мягкими на ощупь иметь чистую, яркую и прочную окраску, не окрашивать мыльный раствор и ткань при стирке. Для этого изделия запариваются. На производстве запаривают в специальных запарных аппаратах – автоклавах и зрельниках. В лабораторном варианте запаривание производится в ведре (эмалированном) с крышкой. Для того, чтобы в объеме давление паров составляло 0,2 атмосфер и не было щелей при закрытий ведра, крышку обворачивают материалом и уплотняют сверху грузом. Прежде чем произвести термообработку готового изделия, его необходимо поместить в так называемую «куклу». Для этого берется пергамент, в которую заворачивается расписанная ткань в форме рулончика. Затем с обоих концов обвязывают нитками и подвешивают за скобы внутри ведра, так, чтобы кукла не касалась внутренних стенок ведра и располагалась в 15 см от зеркала воды (объем воды 4-5 см от дна ведра). Запаривание производится при температуре 102-104 ºС, т.е. после закипания воды. Продолжительность запаривания 60 мин. После запаривания «кукла» извлекается, освобождается от пергамента и подвергаетя промывке.

3.1.6. Промывка

 

Для того, чтобы  изделия  не окрашивали мыльный раствор и  ткань при стирке, их промывают  и стирают в растворе, содержащем 2 части мыла и 1 литр воды пр температуре 60- 70 ºС в течение 10-15 мин. После этого ткань поласкают в теплой, а затем в холодной воде и сушат[26].

3.2.  Определение цветовых  характеристик изделия и макета

3.2.1. Определение координат  цветности x y z

 

              Рисунок 14. Диаграмма цветностей xy

 

Координаты цветности (x, y, z) находят по диаграмме цветности или определяются по следующим формулам через координаты цвета (X, Y, Z):

3.2.2. Определение координат цвета X Y Z

X = 0,418R - 0, 0912G + 0, 0009B

Y = 0,1587R + 0,2524G - 0,0025B

Z = - 0,0828R + 0,0157G + 0,1786B

3.2.3. Определение насыщенности  р, %

 

Это степень отличия  хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического [27].

 

 

где хF - координата цветности описываемого цвета;

      хλd - кордината цветности спектрально чистого цвета;

      хw - координата цветности белого цвета.

3.2.4.  Определение цветового  тона  λ d

 

Цветовой тон - Одна из характеристик цвета определяющее его сходство с тем или иным монохроматическим излучением или  пурпурными цветами [28]. Эта характеристика цвета приближенно соответствует понятию доминирующая длина волны (λd), определяется по локусу.

3.2.5. Светлота цвета L, %

 

Это качество цвета, по которому его можно приравнять к одному из членов ахроматического ряда. Светлота цвета соответствует координате цвета Y, %.

3.2.6. Определение цветовой температуры (Т, К)

 

Цветовой температурой не черного тела называется температура такого черного тела, которое имеет такие же распределения излучения близкие энергии данного тела при данной температуре.

T = b / λd ,

где b-постоянная Вина равная 0,2829 см×К;

       λd – максимум поглощения.

3.2.7. Пересчет координат цветности  из системы МКО в

         R G B систему

R G B - это система трех монохроматических излучений, которые при сложения дают белый цвет. R G B система описывается следующими уравнениями:

R=0,7347X+0,2653Y+0Z

           G=0,2788X+0,7174Y+0,00887Z

           B=0,1655X+0,0089Y+0,8246Z,

где Х, Y, Z - координаты цвета изделия и компьютерной графики

3.2.8. Определение цветовых  различий (Δ Ε)

Цветовое  различие (Δ Ε) - это разница между цветом эталона и цветом приближенным к данному эталону.

,

L*= (116(Y/Yn)1/3  -16) при Y/Yn> 0,008856

L*= 903,3(Y/Yn) при Y/Yn ≤ 0,008856

      а* =500[(X/Xn) - (Y/Yn)];

     b* =200[(Y/Yn) - (Z/Zn)];

где XYZ- координаты цвета изделия

X Y Z - координаты цвета компьютерной графики

3.2.9. Цветовой охват

Цветовой охват (Colour gamut) - область на цветовом графике или объем в цветовом пространстве. Обычно эта часть цветового графика цветового пространства (см. рисунок 15)) охватывает все цветности (цвета), которые могут быть воспроизведены с помощью того или иного цветового процесса [29].

Рисунок 15

Найденные цветовые характеристики при  источнике излучения С           для изделия и компьютерной графики  представлены в сводных таблицах.

 

Таблица 3.2.1.

Сводная таблица  цветовых характеристик изделия  при источнике излучения С

Цвет

Координаты цветности

Насы-щен-ность, р, %

Цвето-вой тон,

λ, нм

Система RGB

Цвето-вая темпера-тура,

Т, К

x

y

z

R

G

B

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Жемчуж-ный

0,28

0.32

0,32

16

500

252

229

231

5780

Розовый

0,46

0,24

0,3

62

498

228

98

100

5824

Оранже-вый

0,5

0,3

0,2

45

635

241

167

57

4569

Малино-вый

0,44

0,14

0,42

85

508

227

79

121

5786

Красный

0,68

0,29

0,03

88

640

226

92

32

4578

Фиолето-вый

0,26

0,08

0,66

87,5

560

145

58

128

5231

Синий

0,2

0,2

0,6

56,5

476

0

126

189

6144

Бирюзо-вый

0,06

0,32

0,62

34,9

491

62

179

176

5980

Голубой

0,215

0.34

0,44

93

493

108

193

229

5869

Желто-зеленый

0,32

0,5

0,13

33,3

554

188

218

54

5277

Информация о работе Художественное проектирование и колорирование платья. роспись способом холодный батик с применением активных красителей