Философия и искусство. Символизм в творчетве Альбрехта Дюрера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:03, творческая работа

Описание

Философия и искусство являются значимыми формами культуры. Философия – это тип мировоззрения, связанный с рациональной интерпретацией человеком себя и своего места в мире. Искусство – необходимая составляющая духовной культуры человечества, вид практически-духовного освоения мира, связанный с образным осмыслением действительности. В отличие от понятийного языка философии искусство использует особый «не-понятийный» язык образов. Это символический язык. Если различить две стороны символа: во-первых, «смысл» и, во-вторых, выражение этого смысла, «чувственное существование или образ какого-либо рода» [см. 1, с.15 - 16]. Если за основу взять интерпретацию Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, то и философия, и искусство – это формы выражения Абсолюта.

Содержание

еферат 3
Введение 4
1. Философия и искусство в концепции Г.В.Ф. Гегеля 5
2. Символизм творчества Альбрехта Дюрера (гравюры «Апокалипсиса» и «Автопортрет») 8
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа состоит из  1 файл

Готовая работа.docx

— 326.62 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ  И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ 
 

     CЕКЦИЯ ФИЛОСОФИЯ 

     ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО.

     СИМВОЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     МИНСК 2011

Оглавление

    Реферат 3

    Введение 4

    1. Философия и искусство в концепции Г.В.Ф. Гегеля 5

    2. Символизм  творчества  Альбрехта Дюрера (гравюры «Апокалипсиса» и «Автопортрет») 8

    Заключение 18

    Список использованных источников 19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Реферат

     Работа 19 с., 2 ч., 2 рис., 3 источника

     Ключевые  слова: философия, искусство, символизм, абсолютная идея, истина, символ, суд, смерть, война, голод, апокалипсис.

     Проблематика. Искусство может быть рассмотрено  как своеобразная форма, в которой  можно увидеть философское содержание. Так, на примере символики творчества Альбрехта Дюрера можно увидеть, как взаимосвязаны философия  и искусство. 

     Цель  работы. Рассмотреть символизм  искусства  Альбрехта Дюрера как форму, в  которой скрыто философское содержание.

     Объект  исследования. Символизм картин А. Дюрера: «Авторпортрет» и «Апокалипсис».

     Использованные  методики. В процессе работы был  задействован логический метод обобщения, а также дедуктивная методология.

     Научная новизна. На примере религиозно-философского символизма «Автопортрета» и «Апокалипсиса» (а именно произведение «Четыре всадника») выявляется взаимосвязь философии  и искусства.

     Полученные  научные результаты и выводы. Искусство  не только характеризуется в качестве одной из форм культуры, но (в контексте модели философской классики) предстает, наряду с философией, религией и др. как «развертывание истины» (Г.В.Ф.Гегель).

     Практическое  применение полученных результатов. Написанная на стыке различных дисциплин, работа важна для широкого круга исследователей-философов, культурологов, религиоведов, историков  философии  и культуры.

 

     

Введение

 

     Философия и искусство являются значимыми  формами культуры. Философия –  это тип мировоззрения, связанный  с рациональной интерпретацией человеком  себя и своего места в мире. Искусство  – необходимая составляющая духовной культуры человечества, вид практически-духовного  освоения мира, связанный с образным осмыслением действительности. В  отличие от понятийного языка  философии искусство использует особый «не-понятийный» язык  образов. Это символический язык. Если различить две стороны символа: во-первых, «смысл» и, во-вторых, выражение этого смысла, «чувственное существование или образ какого-либо рода» [см. 1, с.15 - 16]. Если за основу взять интерпретацию Георга Вильгельма Фридриха  Гегеля, то и философия, и искусство – это формы выражения Абсолюта. Центральная категория его эстетики – прекрасное как чувственное бытие Абсолютной идеи. Оно существует в искусстве как идеал как единство содержания (идеи) и формы его выражения (материи). За основу интерпретации соотношения философии и искусства взята концепция Г. Гегеля, где символ – это единство формы и содержания.  В этом контексте рассматривается символика творчества Альбрехта Дюрера (работ «Апокалипсис» и «Автопортрет»).

 

     

  1. Философия и искусство в  концепции Г.В.Ф. Гегеля
 

     Главным понятием философии искусства Гегеля является понятие «истина». Красота есть истина, но выраженная в форме созерцания, в образах. "Искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме, " – писал Г.В.Ф. Гегель.

     Согласно  его философской объективно-идеалистической теории, истина - субстрат самой реальности. Veritas rei – истина вещи – так можно обозначить искомую истину, используя терминологию средневековой философии. Поэтому утверждая, что прекрасное в искусстве есть чувственное сознание истины, Гегель имеет в виду не простую субъективную правильность сознания художника, изображающего свой предмет с той или иной степенью формального мастерства, а объективную необходимость, ведь в этой реальности присутствует истина как объективное самооправдание, норма, переход чувственно-образной, воспринимаемой формы к идеальному содержанию,  "соответствие … содержания самому себе".

     Отмечая, что искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме, Гегель подчеркивал, что речь идет не о передаче полезной информации, не о моральном воспитании средствами искусства. Ведь тогда бы искусство превратилось во внешний инструмент, подчиненный чему-то другому, а связь между содержанием и формой имела бы технический характер. Важно, как считает Гегель, что отразить истину в искусстве - это его существенная, атрибутивная цель.

     В произведениях искусства выражаются самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство может служить ключом (а быть может, единственным ключом) для понимания их мудрости и религии того или иного народа. Такова сущность искусства наряду с религией и философией, однако своеобразие его заключается в том, что даже самые возвышенные предметы оно воплощает в чувственной форме.

     О "субстанциальном" содержании искусства Гегель пишет в конце первой части «Лекций по эстетике»: «Подлинная оригинальность как художника, так и художественного произведения, заключается в том, что они одушевлены разумностью истинного в самом себе содержания. Только в том случае, когда художник полностью усвоил этот объективный разум и не нарушает его чистоты чуждыми особенностями, взятыми извне или изнутри, - только в этом случае в воплощенном им предмете он воспроизводит также и себя самого в своей истинной субъективности, стремящейся быть лишь живым средоточием завершенного в самом себе художественного произведения. Ибо во всяком истинном мышлении, творчестве и созидании подлинная свобода предоставляет господство субстанциальному началу как силе, которая является вместе с тем собственной силой самого субъективного мышления и воль, так чтобы в завершенном примирении субъективной свободы и субстанциального начала не было никакого разлада между ними».

     Именно  на этом принципе основывается все масштабное здание эстетики Гегеля. Царство прекрасного начинается там, где деятельность субъекта не является чем-то внешним по отношению к всеобщему содержанию жизни, не рассматривает свой предмет «только в форме объекта», а сливается с этим содержанием, становится его свободным, непринужденным самосознанием, его человеческой самодеятельностью. Этот «субстанциальный субъект» или субстанция, ставшая субъектом, деятельностью, лежит, согласно Гегелю, в основе классического искусства как жизненный материал, достойный прекрасных форм и свободно выражающийся в них.

        Взгляд Гегеля на отношение искусства к философииобнаруживает, при всем их различии, единство их субстанциального содержания. Деятельность художника, конечно, отличается мышлением философа. Требование истины в искусстве означает для Гегеля не подчинение его философии, а подчинение всякой достойной внимания духовной деятельности (в том числе, и философии, и искусства) общему закону истинного «бытия в бытии». Вот это и есть важное условие, критерий значимости, серьезности любого произведения. Что же касается отношения художника к теоретическому мышлению, то «философия не нужна ему, и если он мыслит философским образом, то в отношении формы знания он делает дело, как раз противоположное делу искусства".

     Что же важно в деятельности художника? Это "наполняющее человека субстанциальное содержание", содержание, которое не есть только предмет таких исключительно высоких духовных знаний, как искусство или философия. Оно может присутствовать и в более низкой сфере человеческого существования, в той области, где все явления субъективности носят преимущественно частный характер, в чувствах и действиях отдельных людей. Это ситуация, когда «особенное в чувствах и действиях вырывается из-под власти случая и конкретные частные черты выступают в большем согласии с их подлинной внутренней правдой», что тогда и можно назвать «благородным, превосходным и совершенным в человеческом сердце».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Символизм  творчества  Альбрехта  Дюрера (гравюры «Апокалипсиса» и «Автопортрет»)
 

     Альбрехт  Дюрер, как и другие мыслители и художники,  нередко облекал свои мысли в аллегорическую форму. Несмотря на то, что порождения его творческой фантазии критикуют за угловатость, напряженность, противоречивость, очевидно, что его идеи находили  воплощение в этом усложненном художественном языке.

     Альбрехт  Дюрер (1471-1528) известен как выдающийся немецкий художник и теоретик искусства  эпохи Возрождения. Дюрер был первым немецким художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле. В конце 1490-х годов Дюрер создал один из своих шедевров — серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетанием позднеготического художественного языка и стилистики итальянского Возрождения.

     В этой серии Дюрера сплетались средневековые  религиозные воззрения с тревожными настроениями, вызванными общественными  событиями современности. Страшные сцены гибели и кары, описанные  в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной  Германии злободневный смысл. Дюрер  вводил в гравюры множество тончайших  наблюдений природы и жизни: архитектуру, костюмы, типы, пейзажи современной  Германии. Широта охвата мира, его патетическое восприятие, напряженность форм и  движений, свойственные гравюрам Дюрера, не были известны немецкому искусству 15 века; вместе с тем в большей  части листов Дюрера живет мятущийся  дух поздней немецкой готики. Многосложность и запутанность композиций, бурная орнаментальность линий, динамизм ритмов как бы созвучны мистической экзальтации  видений Апокалипсиса.

     Произведения  серии «Апокалипсиса» состоят из 15 гравюр, выполненных с виртуозной тонкостью в технике резцовой гравюры по дереву. Их отличает лаконизм  и редкая образная сосредоточенностью. Это произведение несет в себе сложное сплетение средневековых воззрений с переживаниями, вызванными бурными общественными событиями тех дней. От средневековья в них сохраняются аллегоричность, символизм образов, запутанность сложных богословских понятий, мистическая фантастика; от Возрождения - общее чувство напряженности и борьбы, столкновения духовных и материальных сил. В аллегорические сцены введены образы представителей разных сословий немецкого общества, живые реальные люди, исполненные страстных и тревожных переживаний и активного действия. Особенно выделяется знаменитый лист с изображением четырех апокалиптических всадников с луком, мечом, весами и вилами, которые повергли ниц бежавших от них людей — крестьянина, горожанина и императора. Это изображение явно связано с современной Дюреру жизнью: несомненно, что четыре всадника символизируют в представлении художника разрушительные силы — войну, болезни, божественное правосудие и смерть, не щадящие ни простых людей, ни императора. Эти листы, покрытые причудливым извилистым орнаментом линий, пронизанные горячим темпераментом, захватывают яркой образностью и силой фантазии. Чрезвычайно значительны они и своим мастерством. Гравюра поднята здесь на уровень  монументального искусства.

     Сквозь  всю серию сквозным образом проходит сложный религиозно-философский  подтекст, истолкованию которого посвящена  обширная литература религиозного характера. Цикл создан на рубеже столетий. В сгустившейся атмосфере Германии казалось, были слышны уже и трубы архангелов, возвещавшие «начало конца». Характерные  для немецкой художественной традиции обилие подробностей, интерес к жанровым деталям заметны в графическом  цикле «Апокалипсис» Дюрера.

     Форма издания гравюр была необычной. Современники привыкли к религиозным книгам с гравюрами-иллюстрациями, которые покупали ради текста, иллюстрации играли в них скромную роль.  
Дюрер же задумал абсолютно новое: полтора десятка больших гравированных листов с короткими цитатами на оборотах, объединенных в одно целое - альбом иллюстраций. Альбом изображений. Во времена Дюрера для такого издания не было даже названия - предшественников оно не имело,  в истории книгопечатания - это новый тип издания.  
«Апокалипсис» (греч. 
ποκάλυψις — раскрытие, откровение) - самая таинственная, самая темная, самая запутанная часть "Нового завета". О личности автора "Апокалипсиса" - книги, которая иначе называется "Откровением от Иоанна",- почти ничего не известно. Однако "Апокалипсис" вызывал такой отклик, потому что был источником не только отчаяния, но и надежды, в нем звучала вера во второе пришествие Христа, который установит на земле тысячелетнее царство правды, справедливости, всеобщего равенства п благоденствия.

Информация о работе Философия и искусство. Символизм в творчетве Альбрехта Дюрера