Декоративная стилизация в натюрморте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:15, контрольная работа

Описание

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
Декоративная стилизация в натюрморте…………………………..4
Заключение…………………………………………………………..9
Список используемой литературы………………………………..10

Работа состоит из  1 файл

теория композиции.docx

— 567.35 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………...3

Декоративная  стилизация в натюрморте…………………………..4

Заключение…………………………………………………………..9

Список используемой литературы………………………………..10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько  творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.

Стилизация  как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация — метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование  — мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

При декоративной стилизации изображаемого объекта  необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архи-тектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Декоративная  стилизация в натюрморте.

Жанр  натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. В нем работали многие большие мастера, и история мирового искусства дает нам множество разнообразных по своей стилистике образцов декоративного натюрморта.

Натюрморт — жанр изобразительного искусства, показывающий различные предметы, организованные в единую группу. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений.

Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен отвечать не только условностям, характерным для декоративного искусства, а быть выстроенным в едином плане, т.е. все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства — линия, фактура, цвет — должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной главенствующей идеи.

Натюрморт может быть декоративным за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и др. Но в нем не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов.

Любая постановка натюрморта на чем-то строится: либо на вертикали доминирующего кувшина, либо на выразительности декоративного задника-подноса, либо на своеобразной красоте букета цветов, т.е. обязательно есть что-то главное, привлекающее внимание, вокруг которого все располагается. Это главное нужно вычленить, сделать на нем акцент, может быть, утрировав его пластику, подчинить этому основному объекту все остальное в композиции.

Рис.1

Стилизация  может идти по пути предельного упрощения  и доведения до предметных символов, а может, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основной идее построения композиции (рис. 1).

Рис.2

Можно построить натюрморт на плавной  тягучей пластике силуэтов кувшинов и драпировок и на введении такого же типа декора, используя нежные пастельные цветовые сочетания и мягкий ненавязчивый рисующий контур. А можно взять за основной композиционный принцип рубленые прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим декором (рис. 2).

Большую роль при выполнении задания играет постановка. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою характерную особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и стилизации; маловыразительная постановка не даст желаемых результатов.

Выполняя  работу необходимо начать с внимательного анализа. Нужно изучить обстановку, внимательно рассмотрев ее с разных точек зрения, так как неожиданный ракурс может натолкнуть на композиционную идею. Далее нужно сделать ряд поисковых эскизов различного характера. Можно выполнить графические поиски композиции натюрморта, ее фрагментов или отдельных предметов, стараясь максимально разнообразить эскизно-поисковый этап.

После того, как ориентировочный стиль пластики определился, делаются композиционные варианты постановки в целом, чтобы добиться выразительности и остроты изображения. Поэтому не нужно спешить сразу выполнять окончательный вариант,

Рис.3

 следует попробовать отработать другие пластические ходы, чтобы окончательно убедиться в верности найденного растения (рис. 3).

Рассмотрим некоторые способы  трансформации формы:

1. Любой  объект натюрморта может быть переработан фантазией и способностью подметить характерное; можно утрировать природную форму, доведя ее до максимальной остроты, например, предельно округлить пузатенький кувшин, активно вытянуть удлиненную

Рис.4

 форму  груши, подчеркнув пластику предметов нанесением декоративного рисунка. Важно при этом исходить из особенностей конкретного объекта, нецелесообразно, например, круглую форму заменять на квадратную и наоборот (рис. 4).

  1. Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими.
  • Рис.5

    Допускаются различного рода условности: предметы можно подвешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя в стороны, устанавливая их на мнимой, условной плоскости. Один и тот же объект в композиции может восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина изображается фронтально, а горлышко — развернуть, как будто на него смотрят сверху, или блюдо с фруктами одновременно показано и сбоку (передняя половина), и сверху (дальняя половина), что дает возможность увидеть лежащие на блюде фрукты (рис. 5).

    1. Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то делать это надо достаточно условно. Избегая выхваченных из действительности натуральных ракурсов нужно превращать их в оправданные, композиционно осмысленные развороты формы. Все приемы должны работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней.

    5.Можно  передвигать предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты, добавлять недостающие драпировки или фрукты для заполнения пространства, но главное - сохранить суть и узнаваемость постановки.

    6. К  поиску цветовых вариантов следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит данной постановки полностью, меняя при необходимости лишь тональные отношения; можно также значительно дополнить его новыми сочетаниями. Нецелесообразно совсем отказываться от цветовых тонов, которые предлагаются, так как при составлении натюрморта предметы подбирают по цвету, и это нужно использовать.

    Применить активные контрасты или мягкие тональные сочетания зависит от пластического хода постановки. Динамический ритм«рубленых» плоскостей имеет смысл подчеркнуть тональными и цветовыми контрастами взаимодополнительных цветов. В мягкой пластике изгибающихся форм существующие контрасты можно сгладить колоритом родственных сочетаний или введением орнаментальных рисунков.

    Возможностей  для стилизации много, важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи, быть обдуманы, взвешены и отвечать одной самой главной задаче декоративной вы разительности, ибо «декор» означает «украшение», следовательно, стилизованный натюрморт должен служить украшением любого интерьера, дополняя его и не внося диссонанса в сложившийся ансамбль.

    Для того чтобы стилизованный натюрморт  был выполнен правильно, кроме поиска композиционного и цветового решений, необходимо работать и над рядом других задач и проблем, которые были рассмотрены ранее.

    В первую очередь, любой натюрморт, в том числе и стилизованный, должен быть уравновешенным.

    При организации  равновесия в стилизованном натюрморте необходимо решить, в каком случае отдать предпочтение статике, а в каком — динамике (рис. 6).

    Если  композиция выполняется из форм, тяготеющих к наклонным линиям или острым углам, то имеет смысл применить динамический способ равновесия, утвердив общую идею движения и в цветовом колорите, используя активные

      
    Равновесие в статичном натюрморте
     
      
    Равновесие  в динамичном натюрморте
     
     
      
    Рис.6
     
     
     

    цветовые и тональные контрасты  взаимодополни-

    тельных цветов. Возможно также членение плоскости  на неравные части.

    Если  в композиции участвуют формы  строгих очертаний,

    лучше использовать статику, симметрию, с            использованием спокойного, нежного колорита родственных цветов, малоактивных контрастов и, если есть необходимость, членение композиционной плоскости на равные части. Любая стилизованная композиция во избежание вялости должна иметь композиционный центр или доминанту.

    В натюрморте это может быть предмет, группа предметов  или цветовое пятно, но желательно отдать предпочтение предметам.

    При работе над стилизованной композицией  важно обращать внимание на пластику форм, их выразительность и декоративность, не забывая при этом об основных принципах построений, постоянно заботясь о правильном размещении предметов на плоскости, что впоследствии отработается до автоматизма и войдет в профессиональную привычку. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение 

    Роль  стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

    С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  используемой литературы: 

    1. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция – М.: ВЛАДОС, 2005 – 144с.
    2. Даглидян К. Т. Декоративная композиция – М.: Феникс, 2010-312с.
    3. Власов В.Г. Стили в искусстве Учеб. пособие для вузов. М., 2003.
  • Информация о работе Декоративная стилизация в натюрморте