Тип австралопитековых: хронология и ареал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:40, реферат

Описание

До недавнего времени самым большим белым пятном в ископаемой летописи эволюции человека оставался плиоцен – эпоха длительностью ок. 6 млн. лет, завершившаяся ок. 2 млн. лет назад. Для изучающих эволюцию человека плиоцен особенно важен, поскольку он предшествует непосредственно эпохе плейстоцена, в котором были впервые обнаружены ясные и неоспоримые ископаемые остатки гоминид, известных как австралопитековые (Australopithecinae).

Содержание

Введение……………………………………………………………….
1. Морфологическая структура австралопитековых……………….
2. Образ жизни южноафриканских автралопитековых…………….
3. Восточноафриканские австралопитековые………………………
4. Возраст и ареал австралопитековых……………………………...
5. Творцы олдувайской культуры……………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Тип австралопитековых.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, творцами олдувайской культуры скорее всего были не австралопитековые, а "человек умелый", который  уже был человеком древнейшего типа, оставившим после себя памятники палеолитической культуры — олдувайской. Так как самый древний абсолютный возраст этой культуры -2,6 млн. лет (Кооби Фора), можно предположить, что в это время в Восточной Африке уже существовали древнейшие люди. Это тем более вероятно, что в горизонте еще более древнем (2,8 млн. лет) в том же местонахождении был обнаружен череп N°1470 с емкостью мозговой коробки в 800 см3. Не исключено, что обладатель этого черепа был одним из древнейших творцов олдувайской культуры, а следовательно, и древнейшим человеком, жившим около 3 млн. лет тому назад.

     С изложенными здесь взглядами  об олдувайской культуре и ее творцах  согласны далеко не все антропологи. Так, многие советские антропологи  утверждали, что существо, называемое "человек умелый", ничем особенным не выделяется среди прочих австралопитековых и должно занять свое место внутри этой группы высших приматов [Кочеткова, 1973; Якимов, 1974; Зубов, 1972]. Следовательно, названные авторы не относят этих существ к роду "человек" и не считают их древнейшими людьми. Что же касается галечных орудий, то они не признаются за истинные орудия, на основании которых можно говорить о культуре. Однако все же подавляющее большинство археологов, в том числе и советские специалисты по палеолиту, включают олдувайскую культуру наряду с ашельской, мустьерской и позднепалеолитической в последовательность культур древнекаменного века [Борисковский, 1977; Григорьев, 1977]. Творцами олдувайской культуры были люди, т.к. животные культуры не создают. Пусть они еще очень примитивны по своей морфологической организации и еще очень сходны с высокоорганизованными двуногими обезьянами — австралопитековыми. Иного наименования этим существам дать нельзя, ибо единственный безусловный критерий отличия человека от животного — способность изготовлять искусственные орудия.

     Итак, творцы олдувайской культуры, бесспорно, были людьми. Однако по своим морфологическим  особенностям "человек умелый" существенно не отличался от некоторых  грацильных австралопитековых. Поэтому сомнения многих исследователей в возможности таксономического разграничения "человека умелого" от австралопитековых можно понять. Но факт остается фактом. Австралопитековые в качестве орудий применяли лишь естественные предметы, а "человек умелый" изготовлял их искусственно. Следовательно, между первыми и вторыми пролегал глубокий качественный рубеж: первые были еще животными, вторые — уже людьми.

     Но  в морфологическом отношении  такой резкой грани между ними не было. Другими словами, переход к трудовой деятельности мог иметь место, с нашей точки зрения, в рамках морфологической структуры, свойственной наиболее прогрессивным представителям грацильных австралопитековых. Каким бы грандиозным событием ни было появление человека в истории органического мира и к каким бы величайшим последствиям оно ни привело, в морфологии этот переход произошел довольно незаметно и не ознаменовался подъемом ближайших предшественников человека на более высокую ступень своей морфологической организации [Урысон,1970].

     Однако  проблема грани между австралопитековыми и древнейшими людьми остается остродискуссионной. Изложенные взгляды многими советскими антропологами не только не разделяются, но и решительно оспариваются (Якимов, Зубов, Кочеткова и др.). Эти авторы утверждают, что между австралопитековыми и древнейшими людьми морфологическая грань была достаточно резкой. Причем они проводят данную грань не между австралопитековыми и существами типа "гомо хабилис" (которого они не рассматривают как древнейшего человека), а между австралопитековыми и питекантропами. Именно питекантропов они считают первыми истинными людьми. Но ведь питекантропы, жившие почти на 2 млн. лет позже создателей олдувайской культуры, ушли далеко вперед по пути гоминизации и, конечно же, достаточно резко отличались от австралопитековых.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Между австралопитековыми и древнейшими  людьми типа "гомо хабилис" не наблюдается  сколько-нибудь крупных морфологических  различий. Поэтому нет оснований  рассматривать появление человека как возникновение нового семейства, отличного от австралопитековых. И те и другие относятся к одному и тому же семейству гоминид (человечьих). Однако некоторые советские исследователи предпочитают относить австралопитековых к семейству понгид [Зубов, 1964, Кочеткова, 1973] либо возводят их в ранг особого семейства - австралопитецид [Якимов, 1974]. Близкой к В.П.Якимову точки зрения придерживается и Я.Я.Рогинский (1977). Таким образом, как показали исследования, австралопитековые были непосредственными эволюционными предшественниками человека. Именно из среды прогрессивных представителей этих двуногих ископаемых приматов около трех миллионов лет тому назад на территории Восточной Африки выделились существа, изготовившие первые искусственные орудия, создавшие древнейшую палеолитическую культуру — олдувайскую и положившие тем самым начало человеческому роду.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     
  1. Бадер О.Н. Антропология. –  М.: Научный мир, 1998.
  2. Величко А.А. Коэволюция человека и окружающей среды // Изв. РАН, серия географическая, вып. 5. – М.: 1993.
  3. Добровольская М.В. Человек и его пища. Пищевые специализации и проблемы антропогенеза. – М.: Научный мир, 2005
  4. Любин В.П. Нижний палеолит // Каменный век на территории СССР. М.: Наука, 1970.
  5. Обермайер Г. Доисторический человек. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1996
  6. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. 1999. Антропология. М.: МГУ, 2004.

Информация о работе Тип австралопитековых: хронология и ареал