Клеточная теория строения организмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:43, лекция

Описание

Цель урока:

-актуализировать личностный смысл учащихся к теме урока

-создать содержательные организационные условия для развития у школьников умения анализировать учебный текст модулей и текст учебника

-обеспечить развития у школьников умений сравнивать, выделять главное и классифицировать познавательные объекты ( растительную , животную клетку и т, д )

-содействовать развитию у школьников умений использовать научный метод наблюдения

-обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Работа состоит из  1 файл

Кановалова открытый урок.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Полякова  Д О     Технология модульного обучения.

(Урок  изучения нового  материала)

Тема: Клеточная теория строения организмов

Цель  урока:

-актуализировать  личностный смысл учащихся к  теме урока

-создать содержательные  организационные условия для  развития у школьников умения анализировать учебный текст модулей и текст учебника

-обеспечить  развития у школьников умений  сравнивать, выделять главное и  классифицировать познавательные  объекты ( растительную , животную  клетку и т, д )

-содействовать  развитию у школьников умений использовать научный метод наблюдения

-обеспечивать  развития у школьников умения  ставить цель и планировать  свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Оборудование: Микроскоп, микропрепараты  кожицы лука и клеток животных тканей; таблицы : « строение растительной клетки » ; портреты ученых : А.В.  Левшук , Р.Гук , Т.Шванн , М.Шлейдан , Р.Вихров , К.Бер; фотография среза пробкового дерева под микроскопом ; схемы : «функции клеток» , «основные положения клеточной теории» , «современные методы изучения клеток» .

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся.

 В начале урока учитель ставит задачи перед учащимися:

1. Обобщить знания о животной и растительной клетки.

2. Познакомится с историей изучения клетки и историей создания клеточной теории.

3. Научится использовать полученные знания для доказательства материалистического единства органического мира.

 На основе  имеющихся  у учащихся знаний  учитель предлагает  заполнить  таблицу  I колонку приложение 1.

 После окончания работы с таблицей и выяснения знания учащихся учитель объявляет тему и цель урока.

-Тема урока:  «Клеточная теория строения организмов».  Цель урока : познакомится с  историей создания клеточной   теории , ее основными положениями  и значением .

2. Изучение нового материала

1. Учитель предоставляет слово учащемуся с докладом по теме «История изучения клетки».

2. Учитель предлагает  учащимся приступить к выполнению задания модуля №1 (приложения №2)

3. После окончания работы с модулем двое учащихся разыгрывают сценку результатами которой является выдвижение гипотезы:  «Ткани животного и растений состоят из клеток».

4. Для подтверждения гипотезы проводят лабораторный эксперимент (приложение №3).

5. Далее осуществляется работа с модулем №2 , №3 , №4 ,№5 (приложение №2).

6. Прежде чем преступить к работе с модулем №6 (Приложения №2) учащимся предлагается ответить на вопрос : Что находится в черном ящике, если известно, что это предположительно прибор позволивший открыть клетку?

  Ребята отвечают, что это микроскоп и приступают к знакомству современными методами изучения клеток.

7. Для завершения работы по изучению нового материала учитель предлагает учащимся вернуться к приложению №1 и заполнить вторую часть таблицы: «Что я узнал нового о клетке?». Затем учащиеся зачитывают вслух вторую колонку таблицы. 

3. Закрепление изученного материала

Закрепление изученной  темы и оценка результатов проводится с помощью листа контроля знаний (приложение №4).

С целью закрепления  изученного материала, учащимся предлагается Следующее задание: Пользуясь учебником ”Общая биология” под редакцией В.Б. Захарова С.Г. Мамонтова, И.И. Сонина стр. 179-181 составить вопрос. Записать вопрос на карточке, обменяться карточкой с соседом по парте, ответить на вопрос соседа. Обменявшись карточками  ещё раз проверить и оценить ответ товарища. (Смотреть приложение №4, модуль №1) 

4. Рефлексия  

Чтобы оценить  свой уровень  знаний, полученный на уроке, психологическое состояние  и работу на уроке, учащимся прилагается

Выполнить задание  модуль №2 и №3 (см приложение №4). После выполнения задания ученики осуществляют самоконтроль (пр. №5) и оценивают себя. 

5. Домашнее задание

Модуль №4 приложение №4 

Памятка для учителя

1. Работа с  модулями осуществляется согласно  методическим рекомендациям

для учащихся (приложение №2).

2. Все письменные  задания учащиеся выполняют в  рабочих тетрадях.

3. На самостоятельную  работу с модулями (прил. №2)  отводится  4-5 мин.

4. По окончанию  работы с каждым модулем учитель  проводит фронтальную беседу  по содержанию пройденного учебного материала.

5. Завершающей  частью каждого этапа урока  может служить рефлексия по  принципу “Светофора”.

6. При работе  с листом контроля (прил. №4), модуль 1, учащимся заранее раздают чистые  карточки.

7. Для контроля знаний учащимся на выбор предлагается 2а теста разного уровня сложности (модуль №2, прил. №4).I уровень сложности, оцененный в 8 баллов – более простой и максимальная оценка за решение этого теста может быть “хорошо”; второй тест более сложный, требует больших знаний и максимальна оценка за правильное решение этого теста “отлично”. На работу с тестом отводится 10 минут. Затем учащиеся самостоятельно проверяют свои ответы, пользуясь образцом правильных ответов (приложение №5) и выставляют количество набранных балов.

8. Общая оценка учащегося складывается из оценок полученных во время фронтальных бесед, оценки за карточку, поставленной одноклассником, и оценки по результатам теста.

9. В завершении урока учащимся предлагается зарисовать один из трех рисунков модуль 3 (приложение №4), который наглядно демонстрирует их психологическое состояние на уроке.

10. Домашнее задание учащиеся записывают в рабочую тетрадь (или дневник), пользуясь модулем №4 (приложение №4) 
 
 

 

Номер

модуля

Методическое  руководство по

обучению

Учебный текст
 
 
 
 
Модуль 1
Выслушайте  выступление докладчиков об истории изучения клетки. Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о вкладе ученых в изучении этого вопроса запишите, его в тетрадь. Роберт   Гук   -   английский   ученый-физик,   рассматривал   под микроскопом срез пробки и обнаружил, что она состоит из ячеек, разделённых перегородками. Эти ячейки он назвал клетками.

Антонии      ван      Левингук      рассмотрел      строение      многих микроскопически    малых    объектов    (эритроциты,    водоросли, бактерии и сперматозоиды).

Роберт  Броун в 1831 году обнаружил в клетках ядро.

Эм  Шлейден в 1838 году пришёл к выводу, что ткани растений

состоят из клеток.

Теодор  Шванн в 1839 году обнаружил, что ткани животных состоят

из клеток.

Модуль 2 Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о истории создания клеточной теории. Имена учёных и сделанные ими открытия запишите в тетрадь Немейский зоолог Теодор Шванн создал теорию, утверждаюшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых систем. 
Клеточная теория была сформулирована и опубликована в 1839 году Т. Шванном, тем -самым провозгласив единство животного и растительного мира. Суть её можно выразить:

    - клетка рассматривается как  элементарная структурная единица всех живых существ;

    - клетки     растений     и     животных самостоятельны, гомологичные   друг      другу   по   происхождению   и структуре.

Модуль 3 Прочитайте  текст правой колонки и сделайте вывод о истории создания клеточной теории. Имена учёных и сделанные ими открытия запишите в тетрадь. Существенным    дополнением    основных    положений    клеточной теории стали открытия:

 1827 г. академик Российской АН К.М. Бер открыл яйцеклетки млекопитающих, он установил, что все организмы начинают своё существование с одной клетки (оплодотворенного яйца).

 Клетка  не только единица  строения, но и единица  развития всех живых  организмов.

1855 г. немецкий врач Р. Вихров сделал обобщение: клетка может возникнуть только из предшествующей клетки, и следовательно, рост и размножение организмов связанный с делением клеток и их дифференцировкой (образование тканей и органов)..   

Модуль 4 Прочитайте  текст правой колонки и учебника стр. 180 (пар 5.5). Выпишите в тетрадь  основные положения клеточной теории Таким образом" к началу XX в. благодаря созданию клеточной теории, сформировалось представление об общности происхождения и единстве всего живого. Клеточная теория 
предпосылкой возникновения теории Ч.Дарвина.
Модуль 5 Прочитайте  текст правой колонки. Запишите себе в тетрадь основные функции клетки. Клетка  может быть самостоятельным организмом, осуществляя всю полноту процессов жизнедеятельности (прокариоты и одноклеточные эукариоты ). Все многоклеточные организмы состоят из клеток. В результате выполнения клетками различных функций происходит их специализация, клетки приобретают различное строение, формируют ткани. 

ФУНКЦИИ КЛЕТОК

Модуль 6 Из сообщений  учащихся выяснить, какие современные  методы изучения клеток существуют
  1. Изучение с помощью микроскопа.
  1. Центрифугирование, с целью разделения органоидов, 
    имеющих разную массу и скорость осаждения.
  1. Хроматография и электрофорез - разделение 
    биологических молекул.
  1. Использование радиоактивных изотопов Р32, С14, Н3 - место 
    локализации их в клетке легко обнаружить.
  1. Аминокислотный анализатор - последовательность кислот 
    в клетке.
  2. Секвенирование - последовательность нуклеотидов в ДНК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1

Что я знал о клетке. Что я узнал  нового о клетке.
   

Приложение  №3

Инструкционная карточка 
 

Цель  работы: Познакомиться со строением растительной и животной клетки.

Научиться сравнивать их строение. 

Оборудование: Микроскоп, микропрепарат “Кожицы чешуи лука”, микропрепарат животной ткани. 

1. Рассмотрим  микропрепарат кожицы чешуи лука, сопоставьте увиденное с изображением растительной клетки под микроскопом и на таблице, впишите

название органоидов в тетрадь. 

2. Рассмотрите  микропрепарат живой ткани, сопоставьте  увиденное с изображением на  таблице,   сравните с клеткой  растений и выпишите в тетрадь основные органоиды клетки животного. 

3. На основе  анализа записей сделайте вывод:  о чём свидетельствует сходство  клетки растений и животных? Каковы  их различия, о чём они свидетельствуют? 

 
 
Тип клеток 
 
 
Отличия 
 
 
Сходства 
 
Клетки  растений
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Клетки  животных
 
 

Выводы: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 4

Лист  контроля знаний. 

Номер модуля
        Методическое  руководство к контролю
 
  Просмотрите текст параграфа 5.5 и текст учебных  модулей, составьте вопрос и запишите его  
Модуль 1 на  карточке. Поменяйтесь карточками с  соседом по парте. Кратко ответе на вопрос в  
  тетради.  
  Выберете удобный  для себя уровень сложности и  ответе на вопросы.  
 
          I уровень сложности - 8 баллов
 
  1. Какой  из названных свойств принадлежит  каждой клетки?  
  а) способность  к образованию гамет;  
  б) способность  проводить нервные импульс;  
  в) способность  сокращаться;  
  г) способность  к обмену веществ;  
  2. С  какой из областей знаний в  большей мере связано развитие  клеточной теории в XIX -  
  XX столетии?  
  а) с  развития микроскопии;  
  б) с  развитием философии;  
  в) с  развитием химии;  
  г) с  развитием всех указанных направлений  
  3. Какое  из положений точнее отражает  сущность клеточной теории?  
  а) все  растительные организмы состоят  из клеток;  
  б) все  животные организмы состоят из клеток;  
  в) все, как низшие, так и высшие организмы  состоят из клеток;  
  г) клетки всех организмов одинаковы по строению.  
  4. На  чём основан метод центрифугирования?  
  а) на различные  скорости осаждения органоидов;  
  б) на окрашивании  органоидов различными красителями;  
  в) на выделении  из клеток различных химических соединений;  
  5. Какой  из признаков клетки указывает  на её видовую принадлежность?  
  а) наличие  ядра и цитоплазмы;  
Модуль 2 б) количество хромосом;  
  в) количество митохондрий;
  г) наличие  хромосом.
 
    12       3       4       5                  Количество баллов
 
 
        II уровень сложности - 10 баллов
 
  1. Дайте  определение следующих понятий:  
  а) Теория  
 
 
   
 
 
б) Система  
 
 
   
 
 
в) Клетка  
 
 
   
 
 
2. Докажите, что клетка, как система обладает  новыми качествами, по сравнению  с  
  составляющими её структурными элементами.  
 
 
   
 
 
3. Приведите  несколько доводов в пользу  единства строения всех живых  организмов.  
 
 
   
 
 
4. Какими  особенностями клеток объясняются различия в их функциях?  
 
 
   
 
 
   
 
            Рефлексия.
 
 
    Оцените свой уровень знания, психологическое  состояние и работу на уроке.
 
   
Модуль 3  
 
 
     
Модуль 4 Д.з: п. 5.5, записи в тетради. Дополнительно: сообщение  о жизни Т.Шванна, современные методы изучения клеток  
 
 
Методы изучения клеток  

 

        приложении  №5

        Правильные  ответы на тесты.

      /.         уровень

1)Г   2) Г 3)В 4) А 5) Б

                          //.       уровень

      1    Теория - это совокупность утверждений научно обоснованных и получивших практическое обоснование.

      Система - это совокупность образований (молекул, органоидов, клеток, органов и т.д.), деятельность которых направлена на выполнение общих функций. Клетка - это элементарная живая система, единица размножения . строения , жизнедеятельности и индивидуального развития.

    1. Клетка способна выполнять все функции, характерные для целого организма, и 
      может быть самостоятельным организмом.
  1. Клетка имеет оболочку, ядро, хромосомы, основные органоиды и способны 
    делиться путём митоза и мейоза.
    1. Особенности строения (реснички, ворсинки, много митохондрий или пластид и 
      т.д.), заложенные в генетическом аппарате ядра.

Информация о работе Клеточная теория строения организмов