Моделирование как метод научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание

Моделирование – циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Комплексный анализ предприятия …………………………………… 7
Функциональные модели связей в анализе производственной деятельности ……………………………………………………………….… 20
Аддитивные модели ……………………………………….…… 20
Мультипликативная модель …………………………………… 22
Кратная модель …………………………………………………. 23
Регрессионный анализ деятельности предприятия и обоснование нормативной базы ЭММ …………………………………………………25
Однофакторная регрессионная модель ………………...………25
Многофакторная регрессионная модель. ……………...……… 29
Экономико – математическая модель оптимизации производственной структуры и каналов реализации ……………...……………………......34
Постановка задачи и матрица ЭММ ......……………………......34
Оптимальный план производственной структуры и использования производственных ресурсов …………..……… 36
Экономическая эффективность и индексный анализ оптимального плана …………………………………….………. 36
Заключение ………………………………………………………………….… 40

Список литературы …………………………………………………………… 41

Работа состоит из  1 файл

моделирование.doc

— 1.00 Мб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  ……………………………………………………………………… 3

  1. Комплексный анализ предприятия …………………………………… 7
  2. Функциональные модели связей в анализе производственной деятельности ……………………………………………………………….… 20
    1. Аддитивные модели ……………………………………….…… 20
    2. Мультипликативная модель …………………………………… 22
    3. Кратная модель …………………………………………………. 23
  3. Регрессионный анализ деятельности предприятия и обоснование нормативной базы ЭММ …………………………………………………25
    1. Однофакторная регрессионная модель ………………...………25
    2. Многофакторная регрессионная модель. ……………...……… 29
  4. Экономико – математическая модель оптимизации производственной структуры и каналов реализации ……………...……………………......34
    1. Постановка задачи и матрица ЭММ ......……………………......34
    2. Оптимальный план производственной структуры и использования производственных ресурсов …………..……… 36
    3. Экономическая эффективность и индексный анализ оптимального плана …………………………………….………. 36

Заключение ………………………………………………………………….… 40

Список литературы …………………………………………………………… 41

Приложение …………………………………………………………………… 42 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Моделирование как метод научного познания.

     Моделирование в научных исследованиях стало  применятся еще в глубокой древности  и постепенно захватило все новые  области научных знаний: техническое  конструирование, строительство и  архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес метод моделирования  ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознавать роль моделирования как универсального метода научного познания.

     Термин  «модель» широко используется в различных  сферах человеческой деятельности и  имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие «модели», которые являются инструментами получения знаний.

     Модель  – это такой материальный или  мысленно представляемый объект, который  в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

     Под моделирование понимается процесс  построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с  такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс  моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.

     Главная особенность моделирования в  том, что это метод опосредованного  познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

     Необходимость использования метода моделирования  определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать  или вовсе невозможно, или же это  исследование требует много времени  и средств.

     Процесс моделирования включает три элемента:

    • субъект (исследователь);
    • объект исследования;
    • модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

     Пусть имеется или необходимо создать  некоторый объект А. Конструируем (материально  или мысленно) или находим в реальном мире другой объект В – модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.

     Таким образом, изучение одних сторон моделируемого  объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому  любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого  следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объектов с разной степенью детализации.

     На  втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Коночным результатом этого этапа являются множество знаний о модели R.

     На  третьем этапе осуществляется перенос  знаний с модели на оригинал – формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.

     Четвертый этап – практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

     Для понимания сущности моделирования  важно не упускать из виду, что моделирование  – не единственный источник знаний об объекте. Процесс моделирования  «погружен» в более общий процесс познания. Это обстоятельство учитывается не только на этапе построения модели, но и на завершающей стадии, когда происходит объединение и обобщение результатов исследования, получаемых на основе многообразных средств познания.

     Моделирование – циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом  объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Комплексный анализ предприятия

     Всю систему показателей, характеризующих  итоги производственной деятельности, можно разделить на 3 группы:

     1 группа – обобщающие (объемные) показатели производства:

W – валовая продукция (характеризует уровень производства)

Т –  затраты труда                                                                   характеризуют

S – основные фонда                                                                 затраты на

Р –  денежно – материальные затраты  без оплаты труда      производстве

F – фонд оплаты труда                                                           

     2 группа – показатели эффективности производства. Как правило, это относительные величины, характеризующие уровень производства на единицу затрат или расход ресурса на единицу продукции. Нормативы выхода продукции на 1 т, на 1 чел/ч, на 1 руб.,  фондов, затрат, оплаты труда. Это простые показатели:

Wt – производительности

Wp – производство продукции на 1 руб. ДИЗ

Wf – производство продукции на 1 руб. оплаты труда

Ws – фондоотдача

St – фондовооруженность

Pt – денежно – материальные затраты на 1 чел/ч

Ft – оплата труда 1 чел/ч

     Обратные  показатели – нормативы, т.е. затраты  труда, затраты основных фондов, денежно  – материальных средств, оплаты труда  на ед. продукции, на ед. основных фондов, на ед. денежно – материальных затрат, на ед.оплаты труда.

Tw – трудоемкость

Sw – фондоемкость

Fw – оплата труда на ед. продукции

Pw -  емкость денежно – материальных затрат

     3 группа – смешанные показатели экономической эффективности.

     1) объемные показатели экономической  эффективности производства.

     З =W - P  - затраты на производство

     Д = W – Р -  валовой доход

     С = W (P + F) = W – З    - чистый доход

     2) коэффициент экономической эффективности  производства.

     Дт = = Wт – Рт     - валовой доход на 1 чел/ч

     Где   Wт - производительность труда, руб/чел/ч

               Рр+f  - денежно – материальные затраты на ед. совокупных затрат

              Др+f  - валовой доход на ед. совокупных затрат

              Рt   - затраты (ДМЗ) на ед. труда, интенсивность труда

     Дs = Ws – Ps    - валовой доход на 1 руб. фондов и т.п.

     Используя пять первичных показателей можно  рассчитать 120 других показателей, т.е. чтобы рассчитать итоги производства и его эффективность нужно 5 показателей.

     Для моделирования основных показателей  используется 3 группы факторных моделей:

     1 группа – факторные модели  первичных объемных показателей:

     а) факторные модели объемов производства продукции, т.е. уровень производства по данному ресурсу умножается на величину затрат этого ресурса, получается двухфакторная модель объема производства.

     W = W ×  =   × T = WT × T

     W = W ×     =    × S = Ws × T

     W = W ×     = × P = WP × P

     W = W × = × F = WF × F

     Одним из способов моделирования взаимосвязи  является умножение результативного  показателя на дробь, в в числителе  и знаменателе которой находится  величина анализируемого производственного  ресурса (метод добавления).

       × Т;   × S;   × P;   × F   и т.п.

<

Информация о работе Моделирование как метод научного познания