Экспертиза качества туалетного мыла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:10, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является экспертиза качества туалетного мыла.
В работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- классификация и ассортимент мыла туалетного;
- требования, предъявляемые к качеству;
- факторы, определяющие качество мыла, а именно сырьевой состав.

Работа состоит из  1 файл

курсовая экспертиза.docx

— 75.08 Кб (Скачать документ)

Введение

Мыло туалетное - продукт, состоящий из натриевых солей  натуральных и синтетических  жирных кислот, с добавлением красителей, отбеливающих, антисептических и  смягчающих веществ, отдушек и других компонентов, улучшающих потребительские  свойства мыла. Мыло относится к  группе парфюмерно-косметических товаров.

В последнее десятилетие  в нашей стране очень сильно возросло потребление парфюмерно-косметических  товаров. На российском рынке постоянно  появляются новые товары, как российские, так и зарубежные.

Российский рынок парфюмерно-косметических  товаров очень быстро растет и  развивается, его ежегодный рост составляет 15-20%, что намного превышает  среднегодовой рост по странам Европы - 2-3%. Поэтому российский рынок является очень привлекательным для иностранных  компаний. В связи с этим иностранные  производители стремятся занять свою нишу на нашем рынке, наполняя его все новыми товарами.

Сейчас российский потребитель  стал более искушенным при выборе товаров для личного потребления. С ростом средней заработной платы  покупатели стали более требовательны  к качеству товаров и более  лояльны к цене такого товара, как  мыло, которое само по себе не является дорогостоящим товаром.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что мыло является предметом первой необходимости  для человека. Из всей группы парфюмерно-косметических  товаров только, пожалуй, мыло (вместе с шампунями и зубными пастами) используется потребителями ежедневно, причем по несколько раз, в отличие  от, например, духов или туалетной  воды, которыми пользуются далеко не все. Без мыла не может сейчас обойтись ни один цивилизованный человек.

Целью курсовой работы является экспертиза качества туалетного мыла.

В работе будут рассмотрены  следующие вопросы:

- классификация и ассортимент  мыла туалетного;

- требования, предъявляемые  к качеству;

- факторы, определяющие  качество мыла, а именно сырьевой  состав.

Также в работе будут проведены  следующие мероприятия:

- проведение социологического  опроса;

- проведение экспертизы  качества мыла туалетного по  органолептическим и физико-химическим  показателям;

- проведение микробиологического  исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Литературная часть
    1. Классификация и ассортимент мыла туалетного

Группируют мыло по различным  признакам.

По консистенции различают твердое (кусковое), кремообразное, жидкое и порошкообразное мыло.

В зависимости от состава туалетное мыло подразделяется на четыре марки: «Нейтральное» (Н), «Экстра» (Э), «Детское» (Д) и «Ординарное» (О).

По назначению туалетные мыла подразделяют на гигиенические, лечебно - профилактические, дезинфицирующие, дезодорирующие и специальные.

По форме и массе  куска. Твердые туалетные мыла фасуют в виде кусков различной формы с номинальной массой до 300г. Мыла массой 90, 100, 125, 150 г считаются наиболее удобными.

Форма куска может быть прямоугольной, овальной, круглой. Туалетное  мыло может быть фигурным.

Виды мыла. Существует несколько видов мыла, которые отличаются своим составом, соответственно, эффектом и предназначением.

Детское гигиеническое мыло – изготавливается  из легких природных антисептических  компонентов: экстракта ромашки, календулы, шалфея, коры дуба, чабреца. Такое мыло подходит для нежной кожи – как детской, так и взрослой.

Гигиеническое антибактериальное  мыло предназначено для более  тщательной очистки, поскольку компоненты, содержащиеся в нем, способны убивать  бактерии. Но этот, казалось бы, несомненно, позитивный факт на самом деле не такой  уж и позитивный – ведь вместе с  опасными для человека бактериями, умирают и полезные для человека микроорганизмы. Поэтому пользоваться антибактериальным мылом нужно осторожно – нет смысла мыться им ежедневно, но если вы работали на огороде, или делали другую грязную работу, можно очиститься более тщательно. Также стоит знать, что антибактериальное мыло сушит, соответственно, старит кожу.

Отшелушивающее мыло, кроме традиционных мыльных компонентов, содержит скрабовые  частички. Поэтому такое мыло может успешно заменить скраб.

Парфюмерное мыло никакими полезными  свойствами похвастаться не может, но эстетов может порадовать весьма приятным запахом. Жаль только, что  приятный мыльный аромат весьма нестойкий  – сохраняется на коже только около  получаса после мытья.

Косметическое мыло содержит компоненты, которые предохраняют кожу от пересыхания  – это могут быть различные  кремовые добавки или глицерин. Таким  мылом стоит пользоваться тем, у  кого сухая или нормальная кожа.

 

    1. Требования, предъявляемые к качеству туалетного мыла

К твердому туалетному мылу обычно предъявляют следующие  требования:

  • мыло при комнатной температуре должно быть твердым, не липким, однородного цвета по всей поверхности, без пятен; на его поверхности не должен выступать налет солей;
  • мыло не должно иметь запаха продуктов разложения органических веществ, прогорклых жиров, рыбного и других неприятных запахов (в 60 %-ном мыле допускается слабый запах нафтеновых кислот);
  • туалетное мыло должно иметь цвет от белого до кремового (для неокрашенных мыл); или равномерно окрашенный цвет светлых и чистых тонов, без посторонних оттенков;
  • туалетное мыло должно вырабатываться из доброкачественного сырья и в соответствии с утвержденной рецептурой, иметь приятный запах, эстетичность, цвет, удобную форму;
  • мыло должно обладать высокой моющей способность, благодаря чему удалять загрязнения любого состава;
  • мыло должно характеризоваться повышенной растворимостью и пенообразующей способностью в горячей и холодной воде;
  • мыло должно обладать достаточно высокими эстетическими свойствами (запах, цвет и форма куска мыла, дизайн упаковки). Аромат мыла и внешний вид упаковки определяют первый шаг в покупке мыла;
  • должно иметь удобную форму куска;
  • мыло должно обладать лечебно-профилактическим, дезодорирующим, дезинфицирующим, антибактериальным и другим действием в зависимости от его назначения;
  • при длительном использовании мыло должно сохранять определенную форму, быть твердым, не размягчаться во влажной среде, не изменять запаха;
  • мыло должно быть безопасным. Недостатком его является образование свободной щелочи при его растворении в воде. Поэтому водородный показатель рН мыла составляет 9-9.5. Свободная щелочь может вызывать раздражение, шелушение, сухость кожи. Современное туалетное мыло должно содержать различные добавки, способные ухаживать за кожей. Оно не должно оказывать раздражающего, аллергизирующего, резорбтивного и сенсибилизирующего воздействия на кожные и волосяные покровы. Твердое туалетное мыло обладает слабым раздражающим действием на  слизистые оболочки глаз и носа, поэтому при попадании мыльной пены в глаза их следует промыть чистой водой.

 

    1. Факторы, определяющие качество туалетного мыла

Одним из главных факторов, определяющим качество туалетного мыла является его сырьевой состав.

В состав мыла входят жиры, масла, красители, парфюмерные композиции и другие добавки. Чем больше в мыле натуральных компонентов, тем оно лучше. 

Для изготовления туалетного мыла используют основное и вспомогательное  сырье.

Основное сырье. В качестве основного сырья используют натуральное жировое сырье животного и растительного происхождения; синтетическое жировое сырье, а также продукты переработки жирового сырья. Используемое жировое сырье может быть пищевым и техническим.

Применяют говяжий, бараний, свиной, а также сборный жиры. Жиры морских животных и рыб используются в виде саломасов гидрогенизированных  жиров.

Используют как твердые  растительные масла (кокосовое, пальмоядровое, пальмовое), так и жидкие - подсолнечное, соевое, хлопковое масла.

Ввод в рецептуру твердых  масел (особенно кокосового и пальмоядрового) обеспечивает мылу необходимую пластичность при его переработке, а так  же высокое пенообразование в  холодной воде в процессе использования.

В состав мыла входят жирные кислоты, получаемые в результате расщепления натуральных жиров и масел, а так же синтетические жирные кислоты, получаемые окислением нефтяного парафина. В основном составе мыла используют сложные эфиры - пальмовый стеарат и пальмовый олеат.

Вспомогательное сырье. Щелочные вещества необходимы для омыления жирового сырья и нейтрализации жирных кислот. Применяют в основном едкий натр (каустическая сода) и кальцинированную соду.

Красящие вещества добавляют для придания определенного цвета и улучшения товарного вида мыла. Красящие вещества должны быть устойчивы к действию солнечного света, и свободной щелочи: не должны окрашивать мыльную пену.

Отбеливающие вещества добавляют в мыло в количестве 0.2-1.5%. Использую сухие белила (пигменты): белила цинковые (оксид цинка) или титановые белила. Они улучшают цветовой тон, делая его равномернее; устраняют прозрачность куска, появляющуюся иногда в процессе механической обработки мыла.

Парфюмерные отдушки придают определенный запах мылу, который может быть цветочный, фруктово-ягодный  фантазийный.

Отдушки для мыла всегда грубее, чем для парфюмерии и косметических  средств таких, как кремы, шампуни, гели, пены. Такие отдушки более  стойкие: они способны «заглушать»  запах исходного жирового сырья. Концентрация 1-3% - в зависимости  от марки мыла.

Стабилизаторы (антиоксиданты). При хранении в мыле происходят окислительные процессы, известные как «прогоркание», сопровождающиеся потемнением куска мыла или появлением на его поверхности темных пятен. Для предотвращения порчи мыла в его состав вводят стабилизаторы (антиоксиданты). В основном использую силикат натрия, антал и антал П-2.

Пережаривающие добавки: ланолин, спермацет, норковый и песцовый жиры, глицерин, оливковое масло, масло из зародышей пшеницы. Эти добавки уменьшают обезжиривающее действие мыла на кожу. Их вводят в состав мыла, предназначенного для потребителей с повышенной сухостью кожи, с проблемной кожей, а так же в детское мыло.

Дезинфицирующие добавки  усиливают антисептические свойства мыла. К ним относят борную кислоту, березовый деготь, триклозан и др.

Дезодорирующие добавки  вводят в состав мыла для устранения неприятного запаха пота. Использую метанил.

В качестве лечебно-профилактических добавок используют настои и экстракты ромашки, сибирской пихты, череды, чабреца, тысячелистника; вводят витамины. В современные туалетные мыла вводят и другие добавки: абразивные частички грязи, водоросли, соли - в зависимости от назначения мыла.

Качество мыла и эффект применения того или иного мыла зависит  от того, какими свойствами наделены введенные  в состав мыла экстракты или вытяжки. Например: ланолин, который придает коже эластичность и упругость; глицерин смягчает, увлажняет кожу – подходит для чувствительной кожи; вазелин – предохраняет кожу от пересыхания, соответственно, мыло его содержащее, подходит для людей с сухой кожей лица; мед и молоко – тонизирует и питает кожу, делая ее мягкой и нежной.

Экстракты и соки растений: алоэ, календула, кедр, крапива, клевер, лимонник, лопух, люцерна, мать-и -мачеха, одуванчик, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник, чабрец, чистотел, шиповник, экстракт пихты, зверобоя и эвкалипта.

Эфирные масла. Психологическое воздействие  растительных ароматических веществ  позволяет снять усталость, депрессию, улучшить память, нормализовать сон. Эфирные масла используются для  ароматерапии. Ароматические композиции лишь недавно появились на прилавках  магазинов, но уже зарекомендовали  себя с хорошей стороны.

Поверхностно-активные вещества (сокращенно ПАВ) обязательно входят в состав  любого мыла и любого моющего средства - и для стирки, и для мытья. Типичные и самые распространенные ПАВ (это соли карбоновых кислот).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Практическая часть

    1. Цели и задачи исследования

Целью данной курсовой работы является экспертиза качества мыла туалетного.

В ходе выполнения работы поставлены следующие задачи:

- изучение по литературным  источникам классификации и ассортимента мыла туалетного; требований, предъявляемых к его качеству  и факторов, формирующих его качество;

- изучение методики и  осуществление на практике экспертизы  качества туалетного мыла по  органолептическим и физико-химическим  показателям;

- проведение микробиологического исследования.

 

2.2 Обоснование выбора объектов исследования и их характеристика

Мыло - одна из групп товаров  народного потребления, относящаяся  к категории "первой необходимости". Для российских потребителей туалетное  мыло - одно из самых распространенных средств гигиены. Мылом пользуются 98% россиян, причем около 50% домохозяйств покупают более четырех кусков в  среднем за трехмесячный период. По оценкам специалистов, более 80% домохозяйств пользуются твердым мылом.  Мыло занимает промежуточное положение - его относят как к средствам  личной гигиены, так и к средствам  бытовой химии.

Исходя из нашего социологического опроса (Приложение 1), где наибольшее предпочтение потребителей было отдано некоторым видам мыла туалетного, для определения качества были выбраны следующие образцы:

  1. Мыло «Palmolive» (Ароматерапия. Жизненная сила с прополисом)

Изготовитель: «Colgate-Palmolive»,Турция. Импортер: ЗАО «Колгейт – Палмолив», Москва, Ленинградский проспект, д. 37, к. 9;

  1. Мыло  «Фрутамин»  (Аромагия. Аромат персика)

Изготовитель: ОАО Парфюмерно-косметическая  компания «ВЕСНА», Россия, г.Самара, ул. Неверова, 33;

  1. Мыло «Душистое облако» (Земляничное)

Изготовитель: ОАО «Невская Косметика», Россия, г.Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, 80.

 

    1. Характеристика показателей качества и методы их определения

Для оценки качества туалетного мыла были использованы органолептические  и физико-химические показатели. Выбор  номенклатуры показателей качества осуществлялся с учетом проведенного нами ранее соц опроса.

К органолептическим показателям  туалетного мыла относятся внешний  вид, форма, цвет, запах, консистенция.

Консистенцию куска мыла определяют на ощупь лёгким надавливанием пальцев, не допуская деформации куска. Цвет мыла и форму куска определяют визуально, а запах, непосредственно после разрезания анализируемого куска на части.

Информация о работе Экспертиза качества туалетного мыла