Специфика социальной работы с молодёжью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание

Изучение объекта и предмета исследования предопределило цель:
1. Определить положение молодежи в обществе на сегодняшний день
2. Рассмотреть проблемы современной молодёжи
3. Обозначить решение проблем молодёжи

Содержание

Введение
Глава I. Молодёжь как особая социально - демографическая группа
1.1 Наиболее актуальные проблемы молодёжи
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Молодёжь и молодёжная политика за рубежом
Глава II. Молодёжная политика в Российской Федерации
2.1 Основные направления молодежной политики
2.2 Социальная поддержка по трудоустройству безработной молодёжи
2.3 Год молодёжи 2009
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

два курсовика в одно ТЕХНОЛОГИЯ СОЦ.РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.doc

— 338.50 Кб (Скачать документ)

- выплату пособий по безработице,  в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период  профессиональной подготов-ки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых  общественных работах;

- возмещение затрат в связи  с добровольным переездом в  другую местность для трудоустройства  по предложениям орга-нов службы занятости.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального  обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические  проблемы безработного. Прогнозирование  поведения безработных на рынке  труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний -- одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.

Содействие занятости и трудоустройству  молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Образование молодежи - проблема  комплексная, ее решение предполагает  взаимодействие и сотрудничество  разных структур: государственных  органов власти, службы занятости  населения, сферы образования  и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности реализуется программа "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. В ходе реализации программы появляется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.

Программа "Эффективное поведение на рынке труда" расчитана уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное - умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка  труда.

2. Содействие профессиональной  подготовке молодежи. В системе  мер социальной защиты населения  от безработицы важное место  занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной  молодежи осуществляются в образовательных  учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

Эффективность системы профессионального  образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства  по окончании обучения граждан.

3. Изменение порядка приема молодежи  на работу. Работодатели сегодня  предъявляют завышенные требования  к молодым специалистам. Многие  компании не видят перспектив  применения труда подростков  и молодежи и относятся к  их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке мо-лодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

Сегодня есть возможность совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодежи может  быть экономически выгодна компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Соци-альный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

4. Квотирование мест для молодежи. Для усиления соци-альной защищенности  молодых людей в некоторых  муниципаль-ных образованиях уже  приняты постановления о квотировании  рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

5. Развитие предпринимательской  деятельности. В системе занятости  молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способ-ствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

В стратегическом плане речь идет о подготовке поколения людей, способных  наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подготовку следует рассматривать как самостоятельную образовательную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

6. Привлечение молодежи к оплачиваемым  общественным работам. Элементом  поддержки безработной молодежи  является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.

Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, и  безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и професси-ональные особенности человека.

Удельный вес граждан до 30 лет, принимавших участие в общественных работах, составляет в среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имеющие  трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения граждан в данную форму занятости зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодежи в ней участвовать.

7. Организация ярмарок вакансий. В целях оказания гражданам  дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвалидов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).

8. Создание специальных молодежных  организаций для решения проблемы  занятости. Сегодня социальные  предприятия для молодых людей  - реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.

При создании социальных предприятий  приходится преодолевать целый ряд  проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих мест для подростков и молодежи дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие как бы включается в реализацию социальной молодежной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодежи не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приоб-ретать знания и опыт. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда.

Применяются разнообразные формы  организации рабочих мест для  учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация социальных производств на базе учебных заведений.

9. Правовое регулирование молодежной  политики. Необходимость формирования  современной законодательной базы  в области государственной молодежной  политики определяется сохранением,  а нередко и нарастанием целого  ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.

Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющими друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение. Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, когда в ней будут учтены исторически сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Государственные и федеральные социальные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, привлекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов.

2.3 Год молодёжи 2009

2009 год в России объявлен годом  молодёжи. Такой указ 22 сентября 2008 подписал президент страны Дмитрий  Медведев. Как отмечено в документе,  одобренном главой государства,  главными задачами Года станут "развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание патриотизма и гражданской ответственности".

Год молодежи призван способствовать созданию и реализации проектов по поддержке молодого поколения по всей России, а также привлечению внимания органов власти, бизнеса, СМИ и всей общественности к этой важной теме.

Указ предусматривает создание организационного комитета при Правительстве  РФ по проведению Года молодежи, который будет нести ответственность за составление плана основных мероприятий, а также рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ осуществить мероприятия по проведению в РФ Года молодежи.

Предложение объявить 2009 год Годом молодежи выдвинула бывшая гимнастка и депутат Государственной Думы РФ А.Кабаева. Данная инициатива была активно поддержана большинством депутатов Государственной Думы в июне этого года.

На основании этого года, в  сети интернет создан портал "Год  молодежи", который разбит на направления, в рамках которых и должны работать участники. Такими направлениями являются:

"Ты – предприниматель", "Лидерство", "Россия для всех"", "Информационный  поток", "Технология добра", "Зворыкинский проект", "Артпарад", "Территория", "Толерантность" и "Селигер".

Из 10-ти направлений года молодежи запущены 4 –

1.         "Ты - предприниматель" . Задачи программы:

массовое вовлечение молодых людей  в предпринимательскую деятельность; качественное обучение, формирование навыка ведения самостоятельного бизнеса; создание механизмов, позволяющих преодолевать высокие издержки входа. создание общественной организации молодых предпринимателей для защиты интересов сообщества. предъявление обществу новых героев, образцов для подражания – молодых успешных предпринимателей.

2.         "Толерантность".

3.         "Зворыкинский проект". Задачи программы:

Федеральный учет и отбор ВСЕХ наиболее технически перспективных и коммерчески  привлекательных инновационных  идей и проектов, которым будет  обеспечены условия для дальнейшего продвижения на рынок и промышленного внедрения. Мотивация молодых людей к инновационному поведению, техническому творчеству, через участие в конкурсах, выставках и форумах, федерального значения, популяризация деятельности изобретателей на государственном уровне. Содействие "встрече" носителей новых идей с инвесторами и заказчиками инновационных продуктов. Создание Интернет - ресурсов открывающих горизонты инновационного развития, исключающих дублирование изобретений, задающих четкие приоритеты прикладной инновационной деятельности. Выявление и доводка до полной инвестиционной готовности проектов, прошедших этапы конкурсного отбора. Создание экспертной сети поддержки из Российских ученых, работающих за границей.

Информация о работе Специфика социальной работы с молодёжью