Специфика социальной работы с молодёжью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание

Изучение объекта и предмета исследования предопределило цель:
1. Определить положение молодежи в обществе на сегодняшний день
2. Рассмотреть проблемы современной молодёжи
3. Обозначить решение проблем молодёжи

Содержание

Введение
Глава I. Молодёжь как особая социально - демографическая группа
1.1 Наиболее актуальные проблемы молодёжи
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Молодёжь и молодёжная политика за рубежом
Глава II. Молодёжная политика в Российской Федерации
2.1 Основные направления молодежной политики
2.2 Социальная поддержка по трудоустройству безработной молодёжи
2.3 Год молодёжи 2009
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

два курсовика в одно ТЕХНОЛОГИЯ СОЦ.РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.doc

— 338.50 Кб (Скачать документ)

В целях содействия занятости молодежи будут использоваться следующие  меры и средства: учет специфики  молодежной рабочей силы при осуществлении  государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе  интересов наименее защищенных групп  молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости; использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников; установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и других; законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот; осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам.

Содействие предпринимательской  деятельности молодежи

В целях реализации инновационного потенциала молодежи, облегчения стартовых  условий вхождения молодых граждан  в рыночные отношения необходимо осуществить меры по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской (фермерской) деятельности молодых граждан, молодых семей, коллективов молодых граждан, а также организаций молодых предпринимателей, молодежных хозяйственных объединений на селе, прежде всего в сфере производства товаров и услуг. Система таких мер предполагает:

установление правового статуса  молодежного, студенческого и ученического предприятия; предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска; выдачу поручительств и гарантий; финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов; освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления; предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.

Государственная поддержка молодой  семьи

Оказывая поддержку молодой  семье, государство исходит из того, что от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых условий жизни молодой семьи, от окружающей ее природной и культурной среды, в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда наций и народов Российской Федерации, физическое и духовное здоровье новых поколений.

С этой целью предполагается: предусмотреть  для молодых семей льготы в  выделении земельных участков для  индивидуального жилищного строительства, при предоставлении долгосрочных кредитов на строительство и приобретение жилых домов (отдельных квартир), для уплаты вступительных паевых взносов в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, внесение платы за обучение (переподготовку) в учебных заведениях, действующих на коммерческой основе, и на другие цели; законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи в зависимости от числа родившихся, усыновленных, взятых под опеку, на попечительство детей; установить льготный порядок получения молодыми семьями земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также землепользования; разработать и осуществить государственные программы поддержки молодых семей, предусматривающие меры по решению острых бытовых проблем таких семей, прежде всего в период строительства и приобретениясобственного жилья, а также по расширению ассортимента оборудования (включая строительное, ремонтное, сельскохозяйственное), предметов домашнего обихода, спортивного и туристического снаряжения, предоставляемых молодым семьям по льготным ценам в порядке проката или лизинга.

Гарантированное предоставление социальных услуг

Деятельность в этой области  в ближайшей перспективе будет  сосредоточена на установлении системы  социальных норм и нормативов, закрепляющих гарантированный минимальный уровень получения молодыми гражданами социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке.

В этих целях: разрабатываются и  осуществляются образовательные и культурно-просветительные программы; формируются и эффективно эксплуатируются оздоровительные комплексы; разрабатываются градостроительные решения, формирующие жизненную среду, отвечающую потребностям молодежи, а также меры, обеспечивающие доступность и удобство в пользовании спортивными, культурными и другими объектами; создаются учреждения социальной службы, специально предназначенные для работы с несовершеннолетними и молодежью (социальная служба для молодежи). Такая служба будет направлена на: содействие в удовлетворении информационных потребностей молодых людей; оказание психологической, педагогической, юридической и наркологической помощи; проведение реабилитационных мероприятий в отношении молодых инвалидов, демобилизованных военнослужащих, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма; патронажное обслуживание молодых семей и оказание других видов социальных услуг и помощи. При этом приоритет будет отдаваться программам и проектам в области социальной службы, выдвигаемым на конкурсной основе общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными и иными фондами, отдельными гражданами; будет поддерживаться гражданская добровольная служба молодежи, в том числе осуществляемая в порядке альтернативной (вневойсковой) службы лиц призывного возраста; оказывается материальная поддержка юридическим лицам, осуществляющим деятельность по безвозмездному (льготному) обеспечению молодежи социальными услугами, в том числе путем установления льготного правового режима их деятельности; используются методы государственного экономического регулирования, стимулирующие направление инвестиций на создание условий для социального становления и развития молодежи.

Поддержка талантливой молодежи

Государство исходит из особого общественного  значения одаренной

личности  и стремится к тому, чтобы меры поддержки молодых талантов не вели к искажению естественных социокультурных  процессов. Ключевым фактором при осуществлении мер по созданию более приемлемых условий для творческой деятельности молодежи является сохранение и развитие интеллектуального и творческого потециала общества.

Для решения этих задач предполагается:

стимулировать средствами экономического регулирования деятельность предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, отдельных граждан по поддержке молодых талантов; устанавливать премии, стипендии, пособия для талантливых детей и молодежи; поощрять создание творческих мастерских, школ, объединений при выдающихся деятелях науки, культуры и искусства, в том числе в форме частных пансионатов и учебных заведений; участвовать через своих представителей в формировании попечительских советов учреждений, учебных заведений, деятельность которых направлена на поддержку и развитие одаренных детей и молодежи; предоставлять молодежи для творческой и инновационной деятельности находящиеся в собственности государства средства, включая средства массовой информации, издательства, выставочные и концертные залы, на договорной основе; предоставлять во временное пользование талантливой молодежи предметы и инструменты соответствующей творческой деятельности, в том числе имеющие историческое и культурное значение; передавать в пользование молодежным объединениям культурно-исторические и научно-технические объекты при гарантировании их сохранности и функциональной связи с первоначальным назначением таких объектов, а также использования этих объектов для целей развития молодого поколения.

Формирование  условий, направленных на физическое и  духовное развитие молодежи. Государство  признает физическое и духовное развитие молодежи необходимой частью национального  развития и высокой общественной ценностью. Оно исходит из комплексного характера деятельности по формированию должных условий физического и духовного развития молодежи.

В рамках данного направления деятельности государства содержание принимаемых  мер заключается: в обязательном выделении вопросов, затрагивающих  физическое и духовное здоровье и развитие молодежи, при разработке и принятии федеральных, региональных, территориальных программ в области экологии, здравоохранения, образования, культуры, массовой информации и книгоиздательской деятельности, социальной защиты населения, физической культуры и спорта и в иных смежных областях; в формировании специальных программ по оздоровлению экологической обстановки в городах и населенных пунтках с преимущественно молодежным составом населения, включающих меры по преодолению монопроизводства, реконструкции действующих предприятий, ликвидации или выводу в незаселенные зоны вредных производств, перепрофилированию предприятий на выпуск экологически чистой продукции, утилизации отходов производства и бытовых отходов, контролю за качеством питьевой воды, продуктов питания, воздуха, почвенного покрова и другие меры, направленные на экологическое оздоровление окружающей среды; в поощрении общественных инициатив и проектов (включая международные), имеющих целью экологическое образование и воспитание молодежи, распространение среди молодых людей духовных ценностей отечественной и мировой культуры. Такие инициативы и проекты могут с согласия инициаторов включаться в состав или приниматься в качестве самостоятельных государственных программ, получая соответствующее материальное и финансовое обеспечение, при сохранении организаторской роли общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, выступивших с инициативой (проектом).

Поддержка деятельности молодежных и  детских объединений

Государство намерено оказывать материальную и финансовую поддержку молодежным и детским объединениям, осуществляющим мероприятия в области государственной молодежной политики. В этих целях государство: определяет правовой статус молодежных и детских общественных объединений; реализует в отношении молодежных и детских объединений принцип приоритета при финансировании мероприятий (программ) в области государственной молодежной политики; устанавливает по отношению к ним льготный налоговый режим; предоставляет всем молодежным и детским объединениям равные возможности пользоваться государственной поддержкой; гарантирует невмешательство в их деятельность при оказании такой поддержки; предоставляет детским объединениям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и домами культуры, спортивными и иными сооружениями бесплатно или на льготных условиях.

Содействие международным молодежным обменам

Государство будет оказывать содействие развитию международного молодежного  сотрудничества (в том числе финансовое) путем заключения и реализации межправительственных соглашений о молодежных обменах, а  также включению молодежи России в систему региональных, общеевропейских и других международных гуманитарных, образовательных, научнотехнических молодежных программ.

 

2.2 Социальная поддержка по трудоустройству  безработной молодёжи

Безработица - сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы).

На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи - одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

Для эффективной работы в системе  занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве.

Функционируют молодежные центры трудоустройства  и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую  и информационную помощь.

Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.

Для достижения этой цели предусматривается  решение следующих задач:

- создание правовых и организационных  условий для предотвращения значительного  роста безработицы среди молодежи;

- социально-психологическая адаптация  молодых людей к рыночным условиям;

- обеспечение занятости с ориентацией на интересы и способности человека;

- создание системы информации, способствующей принятию решения  о трудоустройстве, обучении и  переквалификации;

- правовое просвещение молодежи;

- профилактика правонарушений  среди подростков и молодежи;

- содействие системе поддержки  молодой семьи. Поставленные задачи  реализуются на основе соответствующих  региональных социальных программ.

Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом  труда;

- охрану труда, правовую защиту  от необоснованного уволь-нения  или необоснованного отказа в приеме на работу в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации о труде;

- бесплатное содействие в подборе  подходящей работы и трудоустройстве  при посредничестве огранив службы  заня-тости.

Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантируются:

- бесплатное получение услуг  по профессиональной ори-ентации,  профессиональной подготовке, переподготовке  и повышению квалификации, психологической  поддержке по направлению органов  службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсация в соответствии с законодательством Российс-кой Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское обслуживание  и медицинское освидетельствование  при приеме на работу и направление на обучение;

- возможность заключения срочных  трудовых договоров на участие  в оплачиваемых общественных  работах, организуемых с учетом  возрастных и иных особенностей  граждан.

Важной составляющей государственной  социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

Информация о работе Специфика социальной работы с молодёжью