Розничная торговая сеть как состовная часть материально-технической базы розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать типизацию и специализацию магазинов как элементы управления розничной торговой сетью потребительской кооперации.
Задачи работы:
- рассмотреть розничную торговую сеть как составную часть материально-технической базы розничной торговли;
- дать характеристику типизации и специализации магазинов;
- определить перспективы развития типизации и специализации магазинов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической
базы розничной торговли………………………………………………….6
2 Характеристика типизации и специализации………………………….17
3 Перспективы развития типизации и специализации магазинов……...30
Заключение………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ОТТ Люда .doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

Для магазинов и супермаркетов, где важна скорость и качество сканирования, идеально подходят большие стационарные многоплоскостные сканеры штрих-кодов  (№ 4; 23-26).

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ТИПИЗАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ  МАГАЗИНОВ

 

 

Развитие розничной  торговой сети идет в направлении  создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.

Широкое видовое разнообразие организаций розничной торговли предполагает использование всего спектра как магазинных, так и внемагазинных форм продажи товаров: посылочная торговля, торговля по каталогам, сетевой маркетинг, внемагазинная торговля с использованием электронных технических средств, торговля на рынках и другие формы продажи товаров.

Как показывает опыт развитых стран и наметившиеся тенденции в организации отечественной торговли, имеющееся типовое разнообразие торговых предприятий можно подразделить в зависимости от контингента обслуживаемого населения на несколько групп:

- магазины относительно невысоких пен типа «магазин-дискаунт», «магазин-склад», торговля на вещевых, продовольственных и смешанных рынках — для покупателей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного уровня;

 - универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магазины «Продукты», «Минимаркеты», «Непродовольственные товары» — для покупателей, среднедушевой доход которых равен или превышает прожиточный уровень:

- специализированные магазины, крупные универмаги, супермаркеты и гипермаркеты, находящиеся, главным образом, в центральных торговых зонах, торгующие высококачественными дорогими товарами — для покупателей, среднедушевой доход которых значительно превосходит прожиточный минимум.

Наибольшие  возможности для реализации концепций  развития розничной торговой сети предоставляют различного рода «торговые цепи». В зарубежной практике преобладающее место в их составе занимают продовольственные магазины самообслуживания с сопутствующими непродовольственными товарами, рассчитанные на каждодневные покупки (супермаркеты); крупные универсальные магазины, расположенные преимущественно в пригородах и на трассах, с большими площадями для стоянок автомобилей и рассчитанные в основном на закупки товаров на неделю или более длительный период (гипермаркеты); магазины-дискаунты, торгующие товарами по ценам более низким по сравнению с другими торговыми предприятиями.

Особенность торговых корпоративных организаций состоит  в том, что они стремятся вовлечь  в корпоративные интересы также  и потребителей, сформировать постоянные группы «лояльных клиентов», приверженных покупкам товаров в торговых предприятиях данной корпорации.

В этих целях  предусматривается введение для  постоянных контингентов покупателей  корпоративных пластиковых карточек, служащих удобной формой расчетов, предоставления различного рода скидок и бонусов.

Примером подобного  подхода может служить осуществление  в Москве эксперимента по созданию «народных магазинов». Потенциальные покупатели вносят денежные вклады на создание подобных магазинов, а после их ввода в действие получают право приобретения товаров с 5% скидкой.      

Важным звеном корпоративного управления является хорошо налаженная работа торгового менеджмента, включая функции координации, маркетинга, эффективной организации труда, экономии издержек обращения и образцового обслуживания населения. В центре внимания при этом находятся вопросы защиты прав потребителей. Необходимо также постоянно заботиться об инвестиционной привлекательности торговых предприятий с целью повышения их эффективности (№ 5; 45-48).

Перспективным направлением в организации розничной  торговой сети является размещение магазинов  в составе торговых центров.

Торговый центр  — это совокупность торговых предприятий  и предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг. Торговый центр расположен на определенной территории, спланирован, построен и управляется как единое целое и предоставляет в границах своей территории стоянку для автомашин.

Размещение  магазинов в составе торговых центров имеет большое социально-экономическое значение. Торговые центры дают возможность населению приобретать товары и пользоваться разнообразными бытовыми и коммунальными услугами с наименьшими затратами времени, кроме того, повышается эффективность строительства и эксплуатации предприятие!, входящих в его состав. Как показала практика, концентрация предприятий торговли в таких центрах по сравнению с предприятиями, размещенными в отдельно стоящих зданиях, обеспечивает экономию удельных капитальных вложении и сокращение эксплуатационных расходов.

Торговые центры могут быть двух типов: местного и  городского значения.

Торговый центр местного значения включает в качестве самостоятельных объектов универсам, столовую, магазин полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, комплексные приемные пункты бытового обслуживания.

Торговый центр городского значения включает универмаг, магазин типа «Гастроном», ресторан, кафе, бар, Дом быта и другие специализированные предприятия обслуживания и размещается в общественном центре города.

Население нуждается  в мелкорозничной торговле, поскольку  еще какое-то время она будет  решать социальные задачи по приобретению необходимых товаров непосредственно  по месту жительства граждан, по решению  проблем занятости населения  региона, чтобы мелкорозничная торговля приобрела цивилизованные формы.

- во-первых, должна быть проработана стратегия размещения объектов мелкорозничной сети, всходя из того, что они должны размещаться, в первую очередь, в районах нового жилищного строительства, в которых ввод объектов торговой инфраструктуры отстает от ввода жилья;

  - во-вторых, следует упорядочить размещение объектов мелкорозничной сети в торговых зонах, поскольку зачастую они установлены вплотную к жилым домам, рядом с детскими, учебными, лечебными учреждениями, что создает неудобства как для нормального и полноценного отдыха граждан, особенно и пожилых людей, нестабильную обстановку для детей, так и для нормального функционирования этих учреждений.

Торговый комплекс — это совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

В центральной  части города, которая представляет интерес для туристов и гостей, где располагаются различные учреждения и которая по сути является транзитной для горожан, приоритеты должны быть отданы торговле сувенирами/товарами подарочного назначения, цветами, мороженым, прохладительными напитками.

В последние  годы в городах стала усиленно развиваться другая ветвь внемагазинной формы продажи — городские рынки.

Рынок — это  организация, создающая условия  для ведения торгов на основе договоров  купли-продажи.

Рынки подразделяют на сельскохозяйственные (бывшие колхозные), продовольственные, вещевые и смешанные.

Как правило, рынкам предоставляются определенные льготы в налогообложении — их относят к льготной категории налогоплательщиков с соответствующим понижающим коэффициентом. Со своей стороны, они обязаны определенный процент торговых мест предоставлять бесплатно льготным категориям торгующих — пенсионерам, инвалидам и др. (№ 5; 41-45).

Переход к регулируемой рыночной экономике предполагает развитие многообразных форм собственности в стране, дальнейшее расширение самостоятельности и усиление экономической ответственности предприятий, обеспечение государственной поддержки и правовой зашиты предпринимательства. В этих условиях потребительская кооперация получает новые стимулы для своего развития, реальные возможности эффективного использования присущих самой ее природе хозяйственной инициативы и предприимчивости.

       Многообразие форм собственности предполагает расширение числа предприятий, работающих на условиях арендного подряда, создание дополнительной торговой сети на условиях семейной и индивидуальной трудовой деятельности, в том числе путем предоставления возможности гражданам, включая работников потребительской кооперации, осуществлять на договорной основе торговлю на дому, а также через мелкорозничную торговую сеть.

      Особое внимание должно быть уделено совершенствованию организации торговли в сельской местности товарами в крестьянских хозяйствах, арендаторам, в личных подсобных хозяйствах населения.

Переход к рыночным отношениям предполагает усиление конкуренции между государственными, кооперативными и частными торговыми предприятиями. Параллельно действующие структуры, развивая предпринимательскую деятельность, обладая собственными средствами и свободой действий, оснащают свои магазины современным отечественным и импортным оборудованием, средствами рекламы, привлекают к работе опытных специалистов, систематически повышают культуру торговли. В силу этого возникает необходимость создания в системе потребительской кооперации Республики Беларусь сети образцово-показательных предприятий розничной торговли. Данные предприятия по ассортименту товаров, технологии и другим параметрам должны соответствовать лучшим супермаркетам республики (№ 9; 144).

В целях активизации социально-экономической деятельности потребительской кооперации, обеспечения ее конкурентоспособности и устойчивого развития в интересах пайщиков и сельского населения Правление Белкоопсоюза рекомендует кооперативным организациям:

- обеспечить в каждом магазине-приемозаготовительном пункте закупку всех, без исключений, видов сельскохозяйственной продукции, выращенной населением в собственных хозяйствах. Для этого в магазинах вести книги данных о сельских подворьях, использовать их информацию при планировании и организации закупок;

- создать в районных потребительских обществах маркетинговую службу, которая должна организовать и возглавить работу по изучению потребностей и спроса сельского населения на товары и услуги, налаживать хозяйственные связи по сбыту закупленной магазинами сельскохозяйственной продукции, проводить рекламные мероприятия, направленные на увеличение объемов продаж в мадоннах, реализацию продукции кооперативного производства. Привлекать к этой работе заведующих магазинами и продавцов, использовать их информацию о социальном положении жителей села;

- открыть в  каждом магазине пункты сепарирования молока по заявкам населения, вести учет заказов из товары длительного пользования, строительные материалы, организовать их доставку на дом. В магазинах, расположенных в крупных населенных пунктах, практиковать выдачу товаров напрокат., производить раскрой тканей, ремонт одежды, обуви, бытовой техники.

- расширить полномочия заведующих и продавцов магазинов в принятии оперативных   мер по уценке скоропортящейся продукции, внесении предложений по установлению цен на основной ассортимент товаров с учетом ценовой политики ближайших конкурентов. Одновременно повысить ответственность работников магазинов за сохранность товароматериальных ценностей, недопущение краж, хищений, недопустимость представленных прав по уценке товаров в корыстных целях

- ввести персональную ответственность за срыв или несвоевременный завоз товаров, особенно хлеба и других товаров первой необходимости;

- полностью обеспечивать потребности сельского населения в хлебе и хлебобулочной продукции. Развивать переработку закупленного у населения мяса, молока, овощей и дикорастущих. Довести долю продукции собственного производства в товарообороте до 40%;

 - расширить практику откорма свиней населением на договорной взаимовыгодной основе с потребительскими обществами, обеспечивая этим регулярное поступление мяса и мясопродуктов в магазины и на переработку (5.).

Правление Белкоопсоюза отмечает, что Постановлением Правления  Белкоопсоюза от 28 мая 2008 гола протокол заседания №8 утвержден согласованный с облпотребсоюзами календарный график-работ по строительству и вводу в эксплуатацию на 2008-2009 голы типовых (сетевых) объектов торговли площадью не менее 1 тысячи кв. метров, расположенных в городах и райцентрах с численностью населения более 25 тысяч человек.

Председателям правлений облпотребсоюзов указанным  постановлением было поручено обеспечить контроль за ходом выполнения утвержденного  календарного графика.

По состоянию  на 20 сентября т.г. из 18 сетевых торговых объектов введены в эксплуатацию 2 в Шкловском райпо и Гомельском горпо. Однако в Гомельском горпо в настоящее время в связи с несоответствием объекта предъявляемым требованиям проводится работа по доукомплектованию необходимым торгово-технологическим и компьютерным оборудованием (7.).

Современные технологии торговли в Беларуси до последнего времени являются прерогативой крупных  торговых предприятии - в основном супер- и гипермаркетов. Многие тысячи небольших магазинов, особенно сельских, до сих пор оставались вне сетевых решений, требующих использования сложного и дорогостоящего оборудования. Но, похоже, скоро ситуация изменится. УП «Вычислительный центр Белкоопсоюза» разработал уникальную бескомпьютерную технологию автоматизации магазина с использованием беспроводной передачи данных. Тогда в мелкорозничной торговле произойдет техническая революция (6.).

Информация о работе Розничная торговая сеть как состовная часть материально-технической базы розничной торговли