Статистика профессионального образования населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:45, реферат

Описание

При оценке качества и уровня образования статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики профессионального образования позволяет заметить закономерности, присущие структуре высшего образования населения, а также обеспечить развитие и регулирование данной системы. Благодаря сведениям статистики, органы государственного управления имеют возможность выявлять и предотвращать проблемы в образовании, которые могут привести к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Источники информации об уровне образования населения……………....5
2. Уровень образования населения…………………………………………….6
3. Профессиональное образование населения:
3.1. Методологический аспект ………………………………………..11
3.2. Статистика профессионального образования…………………..13
Заключение…………………………………………………………….………..19
Библиографический список……………………………………………….……20

Работа состоит из  1 файл

основная часть.docx

— 45.92 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Реферат

на тему:  
«Статистика профессионального образования населения» 
 
 
 
 

Ростов  – на – Дону

2010 

Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Источники информации об уровне образования населения……………....5

2. Уровень образования населения…………………………………………….6

3. Профессиональное образование населения:

       3.1. Методологический аспект ………………………………………..11

       3.2. Статистика профессионального образования…………………..13

Заключение…………………………………………………………….………..19

Библиографический список……………………………………………….……20 
 
 

 

Введение

       Социальная  статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического  метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и  измерить основные закономерности в  поведении людей, в распределении  благ между ними.

       Важным  направлением социальной статистики является изучение особенностей поведения отдельных  групп: на что тратят время и деньги интеллектуалы и люди с низким культурным уровнем, каковы политические ориентации разных социальных групп, взаимоотношения  между поколениями и т.д.

       Социальная  статистика призвана выявлять социальные индикаторы тех или иных процессов, оценивать их устойчивость и изменчивость, их принадлежность к определенному  времени, определенной стадии развития общества.

       К числу наиболее значимых направлений  исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая  структура населения и ее динамика, уровень жизни населения, уровень  благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образование, моральная  статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области  исследования разрабатывается система  показателей, определяются источники  информации и существуют специфические  подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования  социальной обстановки в стране и  регионах. Вместе с тем все эти  направления дают в конечном счете единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.

       Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно  важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

       При оценке качества и уровня образования статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики профессионального образования позволяет заметить закономерности, присущие структуре высшего образования населения, а также обеспечить развитие и регулирование данной системы. Благодаря сведениям статистики, органы государственного управления имеют возможность выявлять и предотвращать проблемы в образовании, которые могут привести к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности.

 

1. Источники информации об уровне образования

населения

       Основным  источником об уровне образования населения  является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных  заведений, в которых он учился или  закончил.

       Значительное  внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как  рабочих, так и специалистов со средним  специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке внесены  в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 года.

       Главным источником информации о государственных  учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа  отчетности содержит сведения о численности, составе и движении обучающихся; профессиональной подготовке и продолжительности  педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные  данные собираются в выборочных обследованиях  обучающихся, проводимых не только статистическими  службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами.

       С переходом к рынку платных  услуг, в том числе в области  образования, интенсивно формируется  сеть частных учебных заведений, получает развитие обучение по программам зарубежных университетов. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен. Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований.

 

2. Уровень образования населения

       Одна  из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества – это накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

       Как уже отмечалось, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.

       В современных условиях стали актуальными  проблемы:

  • доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;
  • выявления приоритетов в развитии системы обучения;
  • выработки понятия и методики измерения качества образования.

       При проведении переписи населения фиксируется  уровень образования каждого  респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается (обучался) опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

       В программе прошедшей в России в 2002 г. переписи уровень образования фиксировался в зависимости от возраста опрашиваемых. Для детей в возрасте 3-9 лет, не посещающих школу, следовало указать, посещает ли ребенок дошкольное учреждение. Для лиц в возрасте 6 лет и старше необходимо было указать тип образовательного учреждения (если обучаются), а именно: общеобразовательное, начального профессионального образования, среднего профессионального образования или высшего профессионального образования. Для лиц в возрасте 10 лет и старше выделялось образование: начальное общее; основное общее (неполное среднее); среднее (полное) общее; среднее профессиональное; неполное (незаконченное) высшее профессиональное; высшее профессиональное и послевузовское профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывалось: умеют ли они читать и писать, а для респондентов в возрасте 15 лет и старше, имеющих образование среднее (полное) общее и ниже - наличие или отсутствие начального профессионального образования.

       При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.

       На  основе материалов переписи формируются  два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:

  1. процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше [Literacy rate (adult)];
  2. уровень грамотности среди взрослых;
  3. число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 1 5 лет и старше (или на 1000 занятого населения);
  4. число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше1;
  5. средний уровень образования в годах обучения, при этом наличие начального образования приравнивается 4 годам, высшего — к 15.

       Обобщающие  показатели второго вида включают характеристики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующего возраста. Такие показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе — численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. Наиболее распространенные из этих из этих показателей включают:

  • брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения - долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;
  • охват (общий и частные, валовой и чистый) - отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования [Enrolment ratio (gross and net)];
  • долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, закончивших 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы.

       Тесная  связь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного  использования перечисленных показателей  при анализе динамики, а также  при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения  доли лиц в возрасте 25 — 45 лет, имеющих  высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание  доли молодежи в возрасте 15 — 20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего  показателя. Корректность выводов достигается  сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам.

       Согласно  данным Федеральной службы государственной статистики России охват населения образованием (на начало учебного года; тысяч человек) за период 1990-2003 гг. имеет следующий вид:

  1990/91 1995/96 2000/01 2001/02 2002/03
Численность обучающихся - всего 27354,7 28041,9 28977,7 29108,3 29242,9
в том числе в:          
общеобразовательных учреждениях 20328,5 21567,3 20074,3 19429,6 18918,1
учреждениях начального профессионального образования 1866,7 1689,5 1679,3 1648,7 1651,1
учреждениях среднего профессионального образования 2270,0 1929,9 2360,8 2470,2 2585,5
учреждениях высшего профессионального образования 2824,5 2790,7 4741,4 5426,9 5947,5
аспирантуре и докторантуре 65,0 64,5 121,9 132,9 140,7

Информация о работе Статистика профессионального образования населения