Уровень образования населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:33, доклад

Описание

В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ  НАСЕЛЕНИЯ

В понятие «образованная  личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно  основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных  знаний и опыта, но и самостоятельной  выработке нового мышления.

Одна из ведущих  задач статистики заключается в  измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его  формирования, дифференциации и использования. Образовательных потенциал общества – накопленный поколениями объем  и качества знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

К общеобразовательным  относятся программы: дошкольного  образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего 
(полного) общего образования. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования. Образовательные программы осваиваются в нескольких формах: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), самообразование, эстернат*.

Измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписи. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи, создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их динамики.

Начиная с переписи 1920 г. уровень образования отождествляется  с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. Основными чертами этой сети учебных заведений служат, во-первых, обучение по единым программам; во- вторых, последовательная преемственность в обучении; в-третьих, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

При проведении переписи фиксируются следующие  уровни образования высшее, незаконченное  высшее, среднее специальное, среднее  общее, неполное среднее и начальное. Другие формы и виды обучения в программах переписей обычно не учитывались. Впервые в программу переписи 1989 г. и микропереписи 
1994 г. был внесен вопрос об окончании профессионально-технического училища. Не учитывается при проведении переписей окончание аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры. Необходимо, чтобы часть будущих переписей позволили отразить введение многоуровневой системы высшего образования 
(бакалаврита и магистратуры). Практически ни в одной переписи не фиксировались профиль обучения, сочетания различных профилей при окончании нескольких учебных заведений.

Из истории  статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который  может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать? Результаты обсуждения этого вопроса вошли в программу переписи населения 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хоты бы по слогам; умеющие писать – те, кто может подписывать свою фамилию. 
«Неграмотный» - так записывался лишь не умеющий ни читать, ни писать. В программе микропереписи 1994 г. впервые вопрос об уровне образования задавался лицам в возрасте 6 лет и старше. Поэтому среди вариантов ответов были предусмотрены следующие: не имею никакого образования, но: а) умею читать и писать; б) умею только читать; в) не умею читать и писать. Сегодня необходима разработка критериев «компьютерной грамотности». Необходимы более обоснованные критерии для разграничения понятий начального, основного 
(неполного среднего) и полного среднего образования. До сих пор они отождествляются с числом оконченных классов.

В мировой практике актуальным становится изучение явления  функциональной неграмотности среди  взрослого населения. По определения 
ЮНЕСКО, функционально неграмотным следует считать лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения и письма и не способное к восприятию короткого несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Выделяется понятие «пассивная неграмотность», когда взрослые и дети не любят читать. В настоящее время разрабатываются международные законодательные акты и программы движения за преодоление и предупреждение неграмотности в различных ее формах.

На основе данных переписи население распределяется по уровню образования, находятся обобщающие показатели его уровня. Эти показатели в общем виде характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования. На практике наиболее распространены следующие обобщающие показатели уровня образования:

- процент грамотных среди населения в возрасте от 9 до 49 лет;

- число лиц,  имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее  (полное и неполное) образование,  на 1000 человек в возрасте старше 15 лет;

- число лиц,  имеющих высшее, незаконченное высшее. Среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 занятого населения;

- число лиц  с высшим образованием на 1000 человек  в возрасте старше 15 лет.(

Таблица 1: Динамика уровня образования населения России 
|Год, |Численность лиц |В том числе имеют образование | 
|период |с высшим, | | 
| |незаконченным | | 
| |высшим, средним | | 
| |специальным и | | 
| |средним (полным | | 
| |и неполным) | | 
| |образованием на | | 
| |1000 человек в | | 
| |возрасте 15 лет | | 
| |и старше | | 
| | |высшее |Незаконченное |Неполное | 
| | | |высшее среднее|среднее | 
| | | |специальное и | | 
| | | |среднее | | 
| | | |неполное | | 
|1979 |697 |77 |348 |272 | 
|1989 |806 |113 |483 |210 | 
|1994 |857 |133 |522 |202 | 
|Среднегодовой темп прироста (снижения), % | 
|1979-1989 |+ 1,46 |+ 3,91 |+ 3,33 |- 2,55 | 
|1989-1994 |+ 1,24 |+ 3,31 |+ 1,56 |- 0,77 | 
|1979-1994 |+ 1,39 |+ 3,71 |+ 2,74 |- 1,96 |

Как видно из таблицы, среднегодовые темпы прироста уровня образования как по всему  населению, так и по каждой выделенной категории замедлились в 
1989-1994 гг. по сравнению с 1979-1989 гг. Наиболее интенсивно выросла численность лиц с высшим образованием, сократилась численность населения с неполным средним образованием.

Материалы переписей  населения позволяют проанализировать дифференциацию уровней образования городского и сельского населения. Мужчин и женщин, занятого и незанятого населения, занятых преимущественно физическим и умственным трудом и др.

Тесная взаимосвязь  уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25-45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15-20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сравнимость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения: e = ( ej wj,

(j) где ej –  средний уровень образования  в j-группе; wj – доля j-группы в  структуре населения, принятой  за стандартную.

Приведем пример сравнительного анализа обобщающего  показателя, характеризующего уровень  высшего, незаконченного высшего, среднего специального и среднего полного  образования, на примере двух регионов 
России по материалам микропереписи 1994 г. :

Таблица 2: Повозрастные показатели уровня образования в  двух регионах 
России по данным микропереписи 1994 г. 
|Возраст |Численность |Регион 1 |Регион 2 | 
|населения, |населения | | | 
|лет |России в % к| | | 
| |итогу | | | 
| | |Численность |Обобщающий |Численность |Обобщающий | 
| | |населения в |показатель |населения в |показатель | 
| | |% к итогу |уровня |% к итогу |уровня | 
| | | |образования | |образования | 
| |W0 |W1 |E1 |W2 |E2 | 
|15-24 |17,7 |20,2 |613 |15,3 |647 | 
|25-34 |18,5 |20,6 |929 |17,0 |936 | 
|35-44 |20,6 |23,5 |864 |18,9 |891 | 
|45-54 |13,4 |15,5 |723 |12,9 |657 | 
|55-64 |14,8 |11,4 |447 |16,5 |348 | 
|65 и более |15,0 |8,8 |225 |19,4 |191 | 
|Итого |100,0 |100,0 |701 |100,0 |606 |

Из таблицы  видно, что средний уровень образования  населения в регионе 2 ниже, чем уровень образования населения в регионе 1 – в основном за счет различий уровней образования в старших возрастных группах.

При проведении обследований населения могут быть построены показатели на основе числа  лет обучения. При этом наличие начального образования приравнивается к 4 годам обучения, высшего – к 15 годам. Такое измерение позволяет построить показатель «средний уровень образования в годах обучения».

При изучении образовательного статуса семей сравниваются уровни образования супругов и выделяются семьи с одинаковым или различным уровнем образования супругов.

3. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Важнейшим условием формирования образованной личности выступает  развитие системы обучения. Образование  представляет одну из ведущих отраслей экономики. В ней функционировало к середине 90-х гг. 68,4 тыс. российских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс. профтехучилищ, 2.6 тыс. средних специальных и 569 высших учебных заведений, в которых одновременно обучалось более 26млн. человек и было занято 6 млн. работников.

Существуют два  подхода к учету системы образования. Первый подход отраслевой, основан  на учете юридических лиц (учебных  заведений). Второй подход заключается  в учете всего объема услуг  в области образования, которые  оказываются как юридическими, так и физическими лицами. 
Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако он ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.

Таблица 3: Виды услуг в области образования, ступени обучения и разновидности  учебных заведений. 
|Виды услуг |Ступени обучения |Учебные заведения | 
|Подготовка кадров |С высшим образованием |Академии, университеты, | 
|с высшим и средним| |институты, консерватории, | 
|специальным | |высшие школы | 
|образованием | | | 
| |Со средним специальным |Техникумы, училища | 
| |образованием |медицинские, педагогические, | 
| | |музыкальные, театральные, | 
| | |хореографические, мореходные | 
|Подготовка и |Подготовка кадров рабочих |Училища и школы | 
|повышение | |профессионально-технические и| 
|квалификации | |технические, училища и школы | 
|рабочих и других | |подготовки мастеров | 
|работников | | | 
| |Повышение квалификации |Институты и курсы повышения | 
| |специалистов |квалификации специалистов с | 
| | |высшим образованием | 
|Общее образование |Для взрослых |Вечерние (сменные) | 
| | |общеобразовательные школы | 
| |Для детей |Начальные, неполные средние и| 
| | |средние общеобразовательные | 
| | |школы, средние музыкальные, | 
| | |художественные и | 
| | |хореографические школы; школы| 
| | |и школы-интернаты для детей с| 
| | |недостатками умственного и | 
| | |физического развития | 
| |Дошкольное воспитание |Детские сады, ясли, ясли-сады| 
| | |(комбинаты), детские площадки| 
| |Предоставление социальных |Детские дома, детские | 
| |услуг детям, оставшимся без |приемники-распределители | 
| |попечения родителей | |

С 1994 г. в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области образования относятся:

- подготовка  кадров с высшим и средним  специальным образованием;

- подготовка  и повышение квалификации рабочих  и других работников;

- общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей, дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без попечения родителей).

По каждому  из видов учебных заведений статистика учитывает численность обучающихся, прием и выпуск учащихся, численность работающих и фонд оплаты труда, число учреждений, в них мест, обеспеченность учебной площадью и др. Структура занятых в области услуг по обучению и вариация среднемесячной заработной платы представлены в таблице 4.

Таблица 4: Динамика численности и среднемесячной оплаты труда работающих в учреждениях образования в России 
|Виды учебных заведений|Среднегодовая численность |Среднемесячная заработная | 
| |работников в % к итогу |плата, руб. | 
| |1985 г. |1990 г. |1993 г. |1985 г. |1990 г. |1993 г. | 
|Учебные заведения по | | | | | | | 
|подготовке кадров: | | | | | | | 
|Высшие учебные | | | | | | | 
|заведения |9,8 |9,0 |10,1 |183,1 |236,0 |41834 | 
|Средние специальные | | | | | | | 
|учебные заведения |5,0 |4,5 |4,1 |169,7 |221,8 |46254 | 
|Учебные заведения по | | | | | | | 
|подготовке и повышению| | | | | | | 
|квалификации рабочих и| | | | | | | 
|других работников |11,9 |11,1 |7,9 |180,0 |243,4 |45901 | 
|Общеобразовательные | | | | | | | 
|школы и учреждения по | | | | | | | 
|воспитанию детей: | | | | | | | 
|Дневные | | | | | | | 
|общеобразовательные | | | | | | | 
|школы |36,0 |39,6 |43,4 |176,0 |212,1 |44456 | 
|Вечерние (сменные) | | | | | | | 
|общеобразовательные | | | | | | | 
|школы |1,4 |0,4 |1,2 |223,7 |274,8 |48416 | 
|Детские дома, детские | | | | | | | 
|приемники-распределите| | | | | | | 
|ли |1,0 |1,0 |1,0 |166,5 |218,4 |43181 | 
|Дошкольные учреждения |34,9 |34,4 |32,3 |114 |170 |31218 | 
|Образование в целом |100,0 |100,0 |100,0 |154,8 |202,9 |40141 | 
|Коэффициент вариации, |- |- |- |20 |13 |16 | 
|% | | | | | | |

Резко возросла доля занятых в детских общеобразовательных  школах, незначительно выросла доля занятых в профессионально-технических, средних специальных и дошкольных учреждениях. Различия в уровне оплаты труда практически нивелированы: значения коэффициентов вариации невелики.

4. ДОШКОЛЬНОЕ  ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Информация о работе Уровень образования населения