Статистический анализ товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

В настоящее время применяются три метода учета товарных запасов. Первый из них — инвентаризация — заключается в сплошном подсчете всех товаров. Осуществляется своеобразная перепись товаров, которые пересчитываются, а по мере необходимости взвешиваются и перемериваются. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих розничных ценах и сводятся по товарным группам. Данные инвентаризации отличаются высокой точностью, ее проводит специальная комиссия, обычно в ревизионных целях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..стр.№3
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА… стр.№5
2.1. Анализ динамики товарооборота розничной торговли……….. стр.№8

СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ………………………………………………………………стр.№13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………….. стр.№28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………. стр.№29

Работа состоит из  1 файл

_урсовой СТАТИСТИКА.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений.

      Все известные статистические методы анализа  розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.

      Программа анализа розничного товарооборота  включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота.

В соответствии с действующим законодательством  каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен: 

Торговая  выручка, сданная  в банк

Ки = ———————————————————————— * 100  

Объем розничного товарооборота 

Анализ  выполнения планируемых результатов  розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.

      Выполнение  плана розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.

      Покажем это на примере данных (таблица  №1) о выполнении плана розничного товарооборота филиалом Кировского облпотребсоюза «Орловское кооперативное предприятие» за год.

      Для расчета коэффициента равномерности  по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, который равен:

       

      σ * 100

                                           V= ————    

      Ŷ 

      Средний процент выполнения плана (Ŷ) равен 104,6%. Среднее квадратическое отклонение (σ) рассчитаем по формуле 

   

                                   2

               ∑(Y- Ŷ)                 48803,48

σ =         ————— =          ————— = 567,4 = ± 23,8%  (3)

                       ∑m                        86 
 
 

      Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно, коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).

      Таблица №1

      Выполнении  плана розничного товарооборота предприятием за 2010 год.

Квартал План розничного товарооборота, тыс. руб. (m) Фактически  выполнено, тыс. руб. Процент выполнения (Y) Y - Ŷ (Y - Ŷ)            2

(Y - Ŷ) m

I

II

III

IV

20

21

23

22

16

18

28

28

80,0

85,7

121,7

127,2

-24,6

-18,9

+17,1

+22,6

605,16 357,21 292,41 510,76 12103,20 7501,41 6725,43 11236,72
И т о г о ∑m = 86 90 Ŷ = 104,6 48803,48
 

      Полученный  показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разряду высоких. Это естественно, поскольку среднее квадратическое отклонение достаточно велико— 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.

      Анализ  выполнения плана розничного товарооборота  углубляется путем разработки специальной  таблицы, в которой дается группировка  магазинов по признаку уровня выполнения плана розничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступления товаров. (Таблица №2)

        Таблица №2

      Таблица 2 Группировка магазинов  по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале

Группы магазинов по уровню выполнения плана, % Число

магазинов

Розничный

товарооборот, тыс. руб.

Розничный

товарооборот в расчете на один магазин, тыс. руб.

Поступление товаров в расчете на один магазин
план фактически тыс. руб. отклонение  от товарооборота

(+. -), %

1 2 3 4 5 6 7
До 80 5 280 210 42 36 -14,3
80—84,9 6 590 492 82 72 -12,2
85—89,9 10 2800 2490 249 ^229 -8,0
90—94,9 2 450 430 215 229 +6,5
95—99,9 7 2320 2268 324 344 +6,2
100—104,9 46 19700 19883 432 435 + 0,7
105 и выше 24 9070 9802 408 411 +0,7
Итого 100 35210 35575 356
 

      Для того чтобы выявить влияние поступления  товаров, данные пересчитаны на один магазин (общая сумма поступления  делилась на число магазинов в группе). Цель заключается в том, чтобы выявить соответствие поступления покупательскому спросу Ясно, что чем больше разрыв между поступлением и товарооборотом, тем значительнее это несоответствие. Чтобы исключить влияние размера торгового предприятия, показатель отклонения поступления товаров от плана товарооборота исчислен в процентах к товарообороту.

      Во-первых, данная группировка показывает, что 30 магазинов (т.е. 30% общего числа) не выполнили квартального плана товарооборота, причем в пяти из них уровень выполнения плана — менее 80% Коэффициент вариации выполнения плана составил сравнительно небольшую величину — 5,9%. Однако общая сумма недовыполнения плана равна 550 тыс. руб. Если бы эти магазины выполнили план, хотя бы на 100%, общее выполнение плана по организации составило бы не 101,0%, а 102,6%

      Во  вторых, доля магазинов, не выполнивших план, в общем объеме товарооборота не достигает ¼ (164%) Это указывает на то что главным образом не справляются с плановым заданием небольшие магазины. Вывод подтверждают данные о товарообороте в расчете на один магазин.

      В-третьих, выполнение плана связано с поступлением товаров в магазины. Выявлена обратная зависимость уровня выполнения плана товарооборота от показателя отклонения поступления товаров от планового задания. Причем в двух группах поставка товаров по своему абсолютному размеру превышает объем продажи. В данном случае сказалось несоответствие поставки (по ассортиментному составу или качеству) спросу населения Недопоставка также приводит к невыполнению плана розничного товарооборота. 

      2.1 Анализ динамики  товарооборота розничной  торговли. 

      Рассмотрим  анализ розничного товарооборота в  динамическом аспекте с помощью  индексного метода. Для индексного метода характерным является сопоставление  двух периодов—отчетного и базисного. Объем розничного товарооборота  в отчетном периоде по сравнению с базисным может увеличиться или уменьшиться под влиянием двух факторов — изменения объема товарной массы или розничных цен. В связи с этим в статистическом анализе используются три индекса: — индекс розничного товарооборота в фактических ценах,

—индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема),

—индекс цен.

      Индекс  товарооборота в  фактических ценах рассчитывается по формуле 

      ∑p1q1

      Ipq = ———————        (4)

      ∑p0q0 

      где p1, p0 — цена за единицу товара соответственно в отчетном и базисном периодах; q1, q0 — количество проданного товара соответственно в отчетном и базисном периодах.

      Особенностью  данного индекса является то, что  он отображает изменение объема розничного товарооборота в результате действия сразу двух факторов—товарной массы и розничных цен.

      На  втором этапе анализа динамики розничного товарооборота рассчитывается индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема) по следующей формуле:

      ∑p0q1

         Iq = —————        (5)

      ∑p0q0

      Особенностью  индекса физического объема розничного товарооборота является то, что в нем элиминируется (исключается) влияние на динамику объема товарооборота фактора изменения розничных цен.

      Если  же элиминировать влияние количественного  фактора, взвешивая цены по количеству проданных товаров отчетного периода, то будет получен следующий показатель, который называется индексом цен. Он может быть представлен в виде следующей формулы:

       

        ∑p1q1

Информация о работе Статистический анализ товарооборота