Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.
Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Работа состоит из  1 файл

курсач би.doc

— 714.00 Кб (Скачать документ)

- средняя численность населения за период.

Разность  числителя и знаменателя этого  показателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления;

  • общего потребления i-го товара:

где:

, - объемы потребления i – го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;

  • среднедушевого потребления i-го товара:

где:

, - средняя численность населения в отчетном и базисном периодах, соответственно;

  • разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственно общего и среднедушевого потребления i-го товара:

;

Статистика услуг позволяет определить как общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка (в первую очередь - рыночных услуг).

Потребление населением услуг измеряется так же, как и товаров. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов-t) на услуги в отчетном и базисном периодах в результате использования сопоставимой (базисной) цены или применения метода дефлятирования.

Динамика  общего потребления населением товаров  и услуг характеризуется агрегатным индексом объема потребления:

где:

q1,q0, s1, s0 - количество потребленных в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;

po, to - цена товара и тариф за определенную услугу в базисном периоде.

Для изучения динамики потребления отдельных  групп товаров или услуг применяется средний гармонический индекс физического объема следующего вида:

где ip - индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги.

Для изучения зависимости объема потребления  от дохода в социальной статистике на практике используется коэффициент эластичности потребления от изменения дохода, который показывает, насколько процентов возрастает (или снижается) потребление товаров и услуг при росте дохода на 1% (формула А. Маршалла):

где:

x, у - начальные доход и потребление;

- их приращения за некоторый период (или при переходе от одной группы к другой).

Если коэффициент  эластичности отрицательный, то с ростом доходов потребление «малоценных» (низкого качества) товаров уменьшается.

Если Кэ>1, то потребление растет быстрее доходов.

Если Кэ=1, то между доходом и потреблением существует пропорциональная зависимость.

 

Выборочный метод исследования потребления населением товаров  и услуг.

Сначала необходимо изучение генеральной совокупности, в частности оценка ее гомогенности (однородности), ее стратификация по основным признакам и определение необходимой численности домохозяйств по одной из наиболее подходящих формул численности выборки.

Также, можно использовать метод случайной бесповторной выборки. Формула численности отбора при этом такова:

где:

n- число единиц, которые следует отобрать для обследования;

t - коэффициент доверия, вычисляемый по таблицам в зависимости от вероятности, с которой можно гарантировать, что предельная ошибка не превысит t-кратную среднюю ошибку (при вероятности 0,990 он равен 3, а при вероятности 0,999 - 3,28, чаще всего опираются на вероятность 0,954, при которой г составляет 2);

- выборочная дисперсия (ее  обычно определяют на основе эксперимента, пробного обследования или же по аналогам);

 - предельная (задаваемая) ошибка выборки;

N - численность генеральной (изучаемой) совокупности.

В целях повышения  однородности изучаемой совокупности и большей точности расчета совокупность стратифицируют, разбивают на ряд групп по какому-то признаку. Формула численности выборки отличается от предыдущей только тем, что выборочная дисперсия заменяется средней из внутригрупповых дисперсий . Однако в этом случае целесообразно вести отбор по каждой группе пропорционально дифференциации признака ( ). Тогда формула численности выборки (по каждой группе) значительно упрощается:

,

где:

К - число i-х групп населения;

Ni - численность i-й группы населения;

- среднеквадратическое отклонение  признака в i-й группе.

 

В механической выборке численность выборки  определяется путем установления пропорции отбора: делением совокупности на объем выборки; если пропорция отбора дробная величина надо взять ближайшее целое число. Затем по списку единиц отбирается каждая единица, взятая через промежуток, равный порции отбора.

В целях ускорения  процесса исследования и удешевления сбора материалов целесообразно использовать методы малой выборки. Малой выборкой считается отбор единиц численностью менее 20 (т.е. n < 20).

Средняя ошибка малой выборки исчисляется по формуле:

где:

- среднее квадратическое отклонение малой выборки, которое исчисляется по формуле:

где:

- среднее квадратическое отклонение малой выборки;

- среднее квадратическое отклонение обычной выборки;

x- независимые случайные величины (характеристики изучаемых величин);

- средняя величина малой выборки;

п – численность выборки.

Предельная ошибка выборки  определяется по следующей формуле:

где:

t - нормированное отклонение (t), или коэффициент доверия, определяется по таблице вероятностей Стьюдента.

 

2. 2. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств

На уровне домашних хозяйств потребление изучается  на основе выборочного обследования их бюджетов. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятся налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование и другие страховые взносы, денежные переводы, подарки.

Потребительские расходы  охватывают все текущие расходы  на товары и услуги независимо от того, полностью или частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначались ли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и другие услуги в потребительские расходы не включаются.

В программе обследования расходы продуктов питания содержат потребление хлеба и круп, мяса и рыбы, животных жиров и растительного масла, молока и молочных продуктов, яиц, фруктов и овощей, сахара и кондитерских изделий, безалкогольных напитков и пр. Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости.

Натуральные показатели вычисляются в среднем на душу населения или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным показателям относятся стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

Рассмотрим некоторые  натуральные показатели потребления  населением конкретных товаров и  услуг. Недавно еще считалось, что  по общей калорийности питания (более 3000 ккал в сутки в среднем на душу) наша страна находилась на уровне развитых стран мира. По таким продуктам, как молоко, яйца, рыба, сахар, овощи, картофель, уровень их душевого потребления был не ниже, а по некоторым и выше уровня потребления во многих странах. Лишь по мясу и плодам в России уровень был ниже, т. е. сложилась преимущественно углеводистая модель питания – в основном хлебопродукты, сахар, крупа и картофель, поэтому до 30% населения имели избыточный вес (овощей и бахчевых культур потреблялось на 29% ниже рекомендуемых норм, а фруктов и ягод ниже на 31%).

В большинстве же развитых стран давно перешли на белково-витаминное питание с большим содержанием белков животного происхождения, жиров, витаминов, необходимых аминокислот. Всего для нормальной жизнедеятельности человек должен поглощать более 100 компонентов в соответствующих пропорциях (только витаминов около 15 видов, а среди минералов - железо, марганец, кобальт и др.). Лишь соблюдение потребления в рамках норм обеспечивает рациональное питание (восполняющее затраты энергии человека, а также оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ), необходимое для нормальной жизнедеятельности человека как физического (биологического) существа и как социального субъекта.

В потреблении продовольственных товаров наука о питании выделяет 5 групп работников в зависимости от вида их трудовой деятельности: I - занятые преимущественно умственным трудом (руководители предприятий и фирм, специалисты, работники культуры и науки); II - занятые легким физическим трудом (работники сферы обслуживания, продавцы промышленных товаров, медсестры, санитары); III - занятые средним по тяжести трудом (врачи-хирурги, водители транспортных средств, работники общественного питания, продавцы продовольственных товаров и др.); IV - занятые тяжелым физическим трудом (строительные рабочие, основная масса сельскохозяйственных рабочих, плотники, такелажники, горнорабочие, работающие на поверхности, и др.); V - занятые особо тяжелым трудом (шахтеры, сталевары, вальщики леса, землекопы, грузчики, труд которых мало механизирован, и т.д.).

Существенно меняется по группам и нормативная калорийность пищи. Так, если для мужчин в возрасте от 18 до 29 лет норма в группе I составляет 2800 ккал. в сутки, то для группы II - уже 3000; для группы 111 - 3200; для группы IV - 3700 и группы V - 4300 ккал. Для возрастной группы мужчин от 30 до 39 лет суточная потребность в энергии снижается на 100 ккал., а для группы от 50 до 59 лет она снижается уже на 250 ккал. У женщин потребность в энергии меньше, чем у мужчин, примерно на 15%, a y людей, ведущих малоподвижный образ жизни, потребность в калорийности пищи ниже средней на 25-30%. Нормы калорийности для пенсионеров-1900 ккал. Критической же считается калорийность пищи, равная 2000 ккал., или около 8400 кДж (в Международной системе единиц оценка энергетической ценности пищи и расход энергии человека в процессе его жизнедеятельности даются в джоулях: 1 ккал. =4,184кДж).

Изучение потребления  непродовольственных товаров по программе выборки бюджетов домашних хозяйств осуществляется по следующим  видам: расходы на одежду, белье, обувь, ткани, мебель и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения, транспортные средства, гигиенические, парфюмерные и фармацевтические средства, табачные изделия, строительные материалы и другие непродовольственные товары. Натуральные показатели потребления вычисляются по потреблению обуви и тканей. По остальным непродовольственным товарам рассчитываются лишь стоимостные показатели, а также структура потребления.

К товарам недлительного  пользования относятся, например, одежда, обувь, ткани, чулочно-носочные изделия - нормативный срок их службы установлен до трех лет. К товарам однократного пользования относятся продукты питания.

Товарами длительного  пользования считаются предметы сроком службы в три и более  лет. Для ряда товаров длительного пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство. Это показатели обеспеченности населения соответствующими предметами. Их расчет ведется в натуральных единицах (на домохозяйство, на 100, на 1000 домохозяйств или на 10 000 человек). Обеспеченность понимается как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление.

При наличии  дифференцированных показателей обеспеченности тем или иным предметом по группам  населения средняя обеспеченность находится как средняя взвешенная величина, где весами выступает доля групп населения в общей его  численности (в численности домохозяйств). Произведение показателя средней обеспеченности и коэффициента распространенности (доли домохозяйств, имеющих данный предмет) покажет размер средней обеспеченности предметом на одного человека (на одно домохозяйство). При этом с цепью соизмеримости показателей по предметам индивидуального и обще домашнего пользования последние нужно скорректировать (разделить) на средний размер хозяйства. Если умножить натуральные показатели обеспеченности на общую численность населения, то получим общее количество (парк) предметов, имеющихся у населения.

Наличие конкретного  предмета на момент расчета (обычно на конец года) определяется по балансовой формуле

где - наличие предмета на конец и начало года:

- его поступление (покупка и все другие источники) в течение года;

- выбытие.

Выбытие оценивается  методом непрерывной инвентаризации исходя из принятого срока службы данного предмета. Сроки службы предметов длительного пользования вычисляются исходя из технико-эксплуатационных данных с учетом их морального износа. Так, если срок службы предмета установлен в 5 лет, то после его истечения с момента продажи данный предмет считается выбывшим из физического объема общего фонда обеспеченности этим предметом.

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг