Индексный анализ реализованной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день резко обострилась проблема получения прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции, идет решение вопросов о расширении рынков сбыта. В настоящее время товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством.
Целью данной курсовой работы является освоение инструментов статистики для дальнейшего применения в решении управленческих задач.

Содержание

Введение 3
1.Индексы 5
1.1 Индивидуальные индексы 9
1.2. Общие индексы. Агрегатная форма общего индекса 12
1.3. Сводные индексы. Индексы с постоянными и переменными весами 18
1.4. Взаимосвязи индексов товарооборота 20
2. Статистика сельскохозяйственной продукции 22
2.1. Размещение и реализация сельскохозяйственной продукции 22
2.2. Классификация сельскохозяйственной продукции по отраслям 24
2.3. Каналы реализации сельскохозяйственной продукции 26
2.4. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства-------------------------------------------------------------------27
3. Применение индексного анализа в исследовании реализации продукции 28
Заключение 31
Литература

Работа состоит из  1 файл

индексный анализ реализованной продукции.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

      при этом  q1 и q0 - количество продажи отдельной товарной разновидности в текущем и базисном периодах в натуральных измерителях.

    Результат расчета индексных отношений  может выражаться в коэффициентах  или в процентах.

          Если из значения индекса, выраженного в процентах, вычесть 100%, то полученная величина покажет, на сколько возрос (уменьшился) выпуск продукции.

    Индивидуальный  индекс цен характеризует изменение цены одного определенного товара в текущий период по сравнению с базисным:

                         ip= p1/ p0                   (1.1.2)

    Индивидуальный  индекс себестоимости единицы продукции показывает изменение себестоимости одного определенного вида продукции в текущий период по сравнению с базисным:

                             iz=z1/z0                                    (1.1.3)

    Производительность  труда может быть измерена количеством продукции, производимой в единицу времени (v), или затратами рабочего времени на производство единицы продукции (t). Поэтому можно построить:

    индекс количества продукции, произведенной в единицу времени:

          iv=v1/v0=(q1/T1)/(q0/T0)                                                      (1.1.4)

индекс  производительности труда по трудовым затратам:

        it=t1/t0                                                                         (1.1.5)

 

1.2 Общие индексы. Агрегатная форма общего индекса

    Если  известно, что изучаемое явление  неоднородно и сравнение уровней  можно провести только после приведения их к общей мере, экономический  анализ выполняют посредством так называемых общих индексов. Индекс становится общим, когда в расчетной формуле показывается неоднородность изучаемой совокупности. Общие индексы выражают сводные (обобщающие) результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность. Например, показатель изменения объема реализации товарной массы продуктов питания по отдельным периодам будет общим индексом физического объема товарооборота. Важной особенностью общих индексов является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами.

    Синтетические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода производится соединение (агрегирование) в целое разнородных единиц статистической совокупности.

    Аналитические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода определяется влияние факторов на изменение изучаемого показателя. Использование индексов в аналитических целях – один из важнейших аспектов экономических разработок. На основе изучения состава и роли факторов, выявления силы их действия осуществляются возможности квалифицированного управления развитием экономических процессов не только в нужном направлении, но и с заранее заданными параметрами.

    Общие индексы могут исчисляться как  по агрегатной, так и по средней  форме (среднего арифметического или среднего гармонического индекса). Выбор формы общих индексов зависит от характера исходных данных.

    Основной  формой общих индексов являются агрегатные индексы. В числителе и знаменателе  общих индексов в агрегатной форме  содержатся соединенные наборы (агрегаты) элементов изучаемых статистических совокупностей.

    Достижение  в сложных статистических совокупностях  сопоставимости разнородных единиц осуществляется введением в индексные  отношения специальных сомножителей индексируемых величин, такие сомножители называются соизмерителями. Они необходимы для перехода от натуральных измерителей разнородных единиц статистической совокупности к однородным показателям. При этом в числителе и знаменателе общего индекса изменяется лишь значение индексируемой величины, а их соизмерители являются постоянными величинами и фиксируются на одном уровне (текущего или базисного периода). Это необходимо для того, чтобы на величине индекса сказывалось лишь влияние фактора, который определяет изменение индексируемой величины.

    В качестве соизмерителей индексируемых  величин выступают тесно связанные  с ними экономические показатели: цены, количества и др. Произведение каждой индексируемой величины на соизмеритель образует в индексном отношении  определенные экономические категории.

    Основным  условием применения в статистике коммерческой деятельности агрегатных индексов является наличие информации о поступлении  или реализации товаров в натуральных  измерителях и в ценах единицы  товара.

    Разновеликие  по направлению и интенсивности изменения индивидуальных индексов обуславливает необходимость при их обобщении определения общего для данного ассортимента изменения цен и количества реализованных товаров. Для этого вычисляются соответствующие общие индексы.

    При определении общего индекса цен в агрегатной форме Ip в качестве соизмерителя индексируемых величин p1 и pмогут применяться данные о количестве реализации товаров в текущем периоде q1. При умножении q1 на индексируемые величины в числителе индексного отношения образуется значение ∑ p1* q1, то есть сумма стоимости продажи товаров в текущем периоде по ценам текущего периода. В знаменателе индексного отношения образуется значение ∑ p0* q1, то есть сумма стоимости продажи товаров в текущем периоде по ценам базисного периода.

    Агрегатная  формула такого общего индекса имеет  следующий вид: 

    Ip= p1* q1 / p0* q1                             (1.2.1) 

    При сравнении числителя и знаменателя  этой формулы в разности определяется показатель абсолютного прироста товарооборота  за счет фактора изменения цен в текущем периоде по сравнению с базисным периодом: 

    ∑∆qp(p)= p1* q1 -∑ p0* q1                        (1.2.2) 

    При другом способе определения агрегатного  индекса цен в качестве соизмерителя индексируемых величин p1 и p0 могут применяться данные о количестве реализации товаров в базисном периоде q0. При этом умножение q0 на индексируемые величины в числителе индексного отношения образует значение ∑ p1* q0 , то есть сумму стоимости продажи товаров в базисном периоде по ценам текущего периода. В знаменателе индексного отношения образуется значение ∑ p0* q0 , то есть сумма стоимости продажи товаров в базисном периоде по ценам того же базисного периода.

    Агрегатная  форма такого индекса имеет вид:  

    Ip= p1* q0 / p0* q0                                                (1.2.3)  

    При сравнении числителя и знаменателя  формулы определяется показатель прироста товарооборота при продаже товаров  в базисном периоде по ценам текущего периода: 

    ∑∆qp(p) = p1* q0 - ∑ p0* q0                               (1.2.4) 

    Таким образом, если целью исследования является определение экономического эффекта  от изменения цен в отчетном периоде  по сравнению с базисным, то применяется  формула (1.2.1), которая отображает разницу  между фактической стоимостью продажи  товаров в отчетном периоде и расчетной стоимостью продажи этих же товаров по базисным ценам.

    Если  же целью анализа является определение  объема товарооборота при продаже  в предстоящем периоде такого же количества товара, что и в  базисном периоде, но по новым ценам, то применяется формула (1.2.3). Она позволяет вычислить разность между суммой фактического товарооборота базисного периода и возможного объема товарооборота при продаже тех же товаров по новым ценам. Эти особенности обуславливают применение данного индекса при прогнозировании объемов товарооборота в связи с намеченными изменениями цен на товары в предстоящем периоде.

    Вместе  с тем при изучении отчетных данных, когда целью анализа является количественная оценка изменения объема товарооборота в результате имевшегося изменения цен в отчетном периоде, для определения общего индекса цен и получаемого при этом экономического эффекта применяется формула (1.2.1).

    Другим  важным видом общих индексов, которые  широко применяются в статистике торговли, являются агрегатные индексы физического объема товарной массы.

    При определении агрегатного индекса  физического объема товарной массы  Iq в качестве соизмерителей индексируемых величин q1 и q0 могут применяться неизменные цены базисного периода p0. При умножении p0 на индексируемые величины в числителе индексного отношения образуется значение ∑  q1* p0 , то есть сумма стоимости товарной массы текущего периода в базисных ценах. В знаменателе - ∑  q0* p0 , то есть сумма стоимости товарной массы базисного периода в ценах того же базисного периода.

    Агрегатная  форма общего индекса имеет следующий  вид: 

    Iq= q1* p0 / q0* p0                                               (1.2.5) 

    Поскольку в числителе формулы содержится сумма стоимости реализации товаров  в текущем периоде по неизменным (базисным) ценам, а в знаменателе – сумма фактической стоимости  товаров, реализованных в базисном периоде в тех же неизменных ценах, то данный индекс является агрегатным индексом товарооборота в сопоставимых (базисных) ценах.

    При сравнении разности числителя и знаменателя индексного отношения (1.2.5) получаем показатель, характеризующий прирост суммы товарооборота в текущем периоде по сравнению с базисным периодом в сопоставимых базисных ценах:  

    ∑∆qp(p)=   q1* p0 -   q0* p0                                    (1.2.6) 

    Агрегатный  индекс физического объема товарооборота  может определяться посредством  использования в качестве соизмерителя индексируемых величин q1 и q0 цен текущего периода p1.

    При умножении p1 на индексируемые величины в числителе индексного отношения образуется значение ∑  q1* p1, то есть сумма фактического товарооборота текущего периода. В знаменателе -    ∑  q0* p1, то есть расчетная сумма товарооборота базисного периода в ценах текущего периода.

    Агрегатная  формула общего индекса имеет следующий вид: 

    Iq =   q1* p1 / ∑  q0* p1                                            (1.2.7) 

Информация о работе Индексный анализ реализованной продукции