Анализ динамики и сезонных колебаний в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание

Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. В этих целях проводится статистическое изучение сезонных колебаний.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции, определить роль на туристском рынке;
2) рассмотреть статистические методы анализа явления сезонности;
3) выявление специфики развития изучаемого явления во внутренне годовой динамике; 4) измерение сезонных колебаний изучаемого явления с построением модели сезонной волны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. СЕЗОННЫЕ КОЛЕБАНИЯ В ТУРИЗМЕ, НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИНАМИКИ ………….................................................................6
1.1 Понятие и классификация рядов динамики…………….......................6
1.2 Показатели изменения уровней динамических рядов….………….....7
1.3 Средние показатели ряда динамики……………………………….....9
1.4 Способ обработки динамического ряда……………………………11
1.5 Сезонность и сезонные колебания в туризме………………………14
1.6.Сравнительная статистика сезонных колебаний по курортам Египта………………………………………………………………………………17
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.…………………………………………………20
2.1 Группировка статистических данных………………………….........20
2.2Относительные показатели динамики и структуры…………….........22
2.3.Показатели размера и интенсивности вариационного ряда, средние и структурные показатели вариационного ряда……………………………………27
2.4.Ошибки выборки………………………………………………............33
2.5. Показатели рядов динамики…………………………………….........34
2.6.Сезонные колебания……………………………………………...........37
2.7 Экономические индексы………………………………………………39
2.8.Показатели основных фондов…………………………………...........41
2.9.Показатели продукции…………………………………………...........43
2.10.Показатели рынка труда……………………………………………45
2.11. Показатели загрузки гостиницы………………………………........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Статистике.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

 
 

     Определим среднее число туристов за год  за период с 1995 по 2000 г. 

      = = 4,65(тыс.чел.) – среднее число туристов в год за период с 1995 по 2000 г.  

     Определим среднегодовой темп прироста: 

      = = = 1,7. Это означает, что в среднем за период с 1995 по 2000 гг. на 7% в год увеличивалось количество российских туристов побывавших в заграничных турах. 
 
 

     Задание 6. 

     Сезонные  колебания измеряются при помощи индексов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних  месячных уровней за ряд лет к общему среднему объему рассматриваемых услуг за весь расчетный период по формуле:

      * 100% , где

      - индекс сезонности, %;

      - средний уровень объема реализованных  услуг отдельного месяца, руб.;

      - общий среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период, руб.

     Рассчитываются  средние уровни для каждого месяца по данным за все годы исследуемого периода ( ) по формуле простой средней. Затем определяем общую среднюю ( ) за весь исследуемый период. 

     Таблица 8. Выручка от реализации туристического продукта в регионе (млн. руб.)  

Месяц Реализация  туристического продукта, млн. руб. Индекс  сезонности (ic),%
1994

      (y1)

1995

      (y2)

1996

     (y3)

Сумма за 3 года( ) Средний объем реализации за месяц ( )
Январь      33      22      36      91      30,3      59,7
Февраль      43      20      42      105      35      69
Март      43      25      51      119      39,7      78,2
Апрель      45      24      68      137      45,7      90
Май      56      24      77      157      52,3      103
Июнь      55      26      95      176      58,7 115,7
Июль      50      25      107      182      60,7 119,6
Август      53      30      119      202      67,3 132,6
Сентябрь      56      29      108      193      64,3 126,7
Октябрь      58      31      89      178      59,3 116,8
Ноябрь      60      30      62      152      50,7      100
Декабрь      57      30      48      135      45      88,7
Итого:      609      316      902 1827      609      -

 

      = = = 50,75(млн. руб.) 
 

       
 

       
 
 

     Задание 7. 

     Индекс  представляет собой относительную  величину, получаемую в результате сопоставления уровней сложных  социально-экономических показателей  во времени, в пространстве или с  планом.

     Индивидуальный  индекс фактического объема продукции  рассчитывается по формуле:

      = , где

     q и q0 - количество товара, произведенного соответственно в текущем и базисном периодах.

     Индивидуальный  индекс цен рассчитывается по формуле:

      = , где

     р1 - цена товара в текущем периоде;

     p0 - цена товара в базисном периоде. 

     Агрегатный  индекс цен:  =

     Агрегатный  индекс физического объема продукции: =

     Агрегатный  индекс товарооборота: =  

     Взаимосвязь индексов: Ip*Iq = Ipq

     Таблица 9. Расчеты индексов.

Наименование  товара Напечатано  сув. наборов, шт. Цена  за 1 сув. набор, руб. Расчетные графы, руб. Индексы
нв.

q0)

ев

q1)

нв

p0)

ев

p1)

     p1q1      p0q0      q1p0      iq      ip      Ip      Iq      Ipq
Сувенирные  наборы 00 0 0 5 250 000 800 ,9 ,25 ,25 ,9 ,13

 

     Из  вышеприведенных расчетов можно  сделать выводы по каждому показателю.

     iq показывает что количество напечатанных сувенирных наборов снизилось в феврале, по сравнению с январем на 10%.

     ip – что цена на 1 сувенирный набор в феврале, по сравнению с январем, увеличилась на 25%.

     Ipq показывает, что товарооборот увеличился  в феврале, по сравнению с  январем, на 13%, что в абсолютном выражении составило 250 руб. (2250-2000). 

     Проведем  по факторный анализ:

     - за счет уменьшения напечатанных сувенирных наборов в феврале на 10%, товарооборот снизился на -200 руб. (1800-2000).

     - увеличение цены за 1 сувенирный  набор на 25% привело к увеличению  товарооборота на 450 руб.

     В целом за счет влияния двух факторов, цены и объема производства, товарооборот увеличился на 250 рублей:

       -200+450=250 руб.

     Взаимосвязь индексов Ipq= Ip*Iq,

     Ipq= 1,25*0,9 = 1,125 

     Задание 8. 

     1) Наличие основных фондов на  конец года по полной стоимости  рассчитаем по формуле:

     Фк = Фн + Фп – Фв, где

     Фк  – стоимость основных фондов на конец периода по полной стоимости;

     Фн  – стоимость основных фондов на начало периода;

     Фп  – стоимость поступивших основных фондов;

     Фв  – стоимость выбывших основных фондов.

     Фк = 500+300-50 = 750 (ден.ед.) 

     2) Наличие основных фондов на  конец года по остаточной стоимости  определяем по следующей формуле: 

     Ф’к= Ф’н+ П – В’ – Изн, где

     Ф’к- остаточная стоимость основных фондов на конец года;

     Ф’н- остаточная стоимость основных фондов на начало года;

     П – поступление основных фондов по остаточной стоимости;

     В’  – выбытие основных фондов по остаточной первоначальной стоимости в течении  года;

     Изн. – износ основных фондов в течении  года.

     Ф’к= 600+300-50-60=790 (ден.ед.) 

     3) Показатели состояния основных фондов:

     Коэффициент износа = Сумма износа / Полная стоимость  наличных основных фондов на конец  года.

     Кизн. = *100 = 0,08

     Коэффициент годности = Остаточная стоимость основных фондов / Полная стоимость наличных основных фондов на конец года.

     Кгодн. = *100 = 1,05 

     4) Рассчитаем показатели движения  основных фондов:

     4.1) Коэффициент обновления основных  фондов:

     Кобн = Стоимость новых основных фондов / Стоимость основных фондов на конец  отчетного периода.

     Кобн = = 0,4 = 40% - показывает долю всех поступивших в отчетном периоде основных фондов в общем их объеме на конец этого периода.

     4.2) Коэффициент выбытия основных  фондов:

     Квыб = Стоимость выбывших основных фондов за данный период / Стоимость основных фондов на начало отчетного периода.

     Квыб = = 0,2 = 20% - доля выбывших основных фондов в отчетном периоде. 

     5) Показатели использования основных  фондов:

     5.1) Фондоотдача Фо = , где

     О – объем производства продукции  в данном периоде;

     Ф – средняя стоимость основных фондов за этот период.

     Фо = = 2,22 (ден. ед.) 

     5.2) Фондоёмкость (Фе) =

     Фе = = 0,45 (ден. ед.)

     Фондоотдача показывает сколько продукции произведено  в данном периоде на 1 рубль стоимости  основных фондов.

     Фондоемкость  характеризует стоимость основных фондов, приходящихся на 1 руб. произведенной  продукции. 

     Задание 9. 

     1) Проанализируем выполнение договора  поставки по каждому товару  и в целом по 2м товарам вместе, исчислив индивидуальный и общий индекс выполнения обязательств по договору.

     Индивидуальный  индекс выполнения обязательств по договору исчисляется по формуле: iинд = , где q1и q0- количество товаров соответственно фактически и по договору; p1и p0– цена товара фактически и на момент заключения договора.

     Общий индекс исчисляется по формуле: iобщ= . 

     Таблица 10. Данные о поставках двух товаров.

Товары Вид товара Кол-во товаров, шт. Цена  товара, ден.ед. Расчетные графы
по  дог-ру (q0)       фактич.

(q1)

     
По

дог-ру (р0)

     
фактич.

(р1)

     
q1p1        
q0p0 
     
I общ      
Д 1 250 200 52 50 10000 13000 0,97
2 250 300 70 65 19500 17500
Е 1 80 100 300 300 30000 24000 1,03
2 110 100 400 400 40000 44000

 
 

     Iqp = = 1,01 = 101% 

     Вывод: По товару Д договор поставки не выполнен на 3%, по товару Е договор поставки перевыполнен на 3%. В целом, по двум товарам вместе, договор поставки перевыполнен на 1%.

     2) Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств определяется по формуле: 

     Коб = , где

     Р – выручка от реализации продукта;

      - средний остаток оборотных  средств за тот же период.

     Коб = = 1,7 оборота. Число оборотов товарных запасов составляет 1,7 года.

Информация о работе Анализ динамики и сезонных колебаний в туризме