Анализ динамики и сезонных колебаний в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание

Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. В этих целях проводится статистическое изучение сезонных колебаний.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции, определить роль на туристском рынке;
2) рассмотреть статистические методы анализа явления сезонности;
3) выявление специфики развития изучаемого явления во внутренне годовой динамике; 4) измерение сезонных колебаний изучаемого явления с построением модели сезонной волны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. СЕЗОННЫЕ КОЛЕБАНИЯ В ТУРИЗМЕ, НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИНАМИКИ ………….................................................................6
1.1 Понятие и классификация рядов динамики…………….......................6
1.2 Показатели изменения уровней динамических рядов….………….....7
1.3 Средние показатели ряда динамики……………………………….....9
1.4 Способ обработки динамического ряда……………………………11
1.5 Сезонность и сезонные колебания в туризме………………………14
1.6.Сравнительная статистика сезонных колебаний по курортам Египта………………………………………………………………………………17
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.…………………………………………………20
2.1 Группировка статистических данных………………………….........20
2.2Относительные показатели динамики и структуры…………….........22
2.3.Показатели размера и интенсивности вариационного ряда, средние и структурные показатели вариационного ряда……………………………………27
2.4.Ошибки выборки………………………………………………............33
2.5. Показатели рядов динамики…………………………………….........34
2.6.Сезонные колебания……………………………………………...........37
2.7 Экономические индексы………………………………………………39
2.8.Показатели основных фондов…………………………………...........41
2.9.Показатели продукции…………………………………………...........43
2.10.Показатели рынка труда……………………………………………45
2.11. Показатели загрузки гостиницы………………………………........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Статистике.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

     Российская международная академия туризма

     Восточно-Сибирского института туризма – филиал РМАТ 
 
 

     Факультет: менеджмент организации

     Кафедра: экономики и финансов 
 
 
 

     КУРСОВОЙ ПРОЭКТ 

       По дисциплине: Статистика

       На тему: Анализ динамики и  сезонных колебаний в туризме. 
 
 

                                                         ВЫПОЛНИЛ:

                                                         Студент Егоров Дмитрий

                                                         3 курс группа 31-2

                                                         ПРОВЕРИЛ:

                                                         Преподаватель Катушонок К.А. 
       
       
       
       
       
       

     Красноярск  2012 год

     СОДЕРЖАНИЕ 

        ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

        1. СЕЗОННЫЕ КОЛЕБАНИЯ В ТУРИЗМЕ, НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИНАМИКИ ………….................................................................6

        1.1 Понятие и классификация рядов  динамики…………….......................6

        1.2 Показатели изменения уровней  динамических рядов….………….....7

        1.3 Средние показатели ряда динамики……………………………….....9

        1.4 Способ обработки динамического ряда……………………………11

        1.5 Сезонность и сезонные колебания в туризме………………………14             

      1.6.Сравнительная статистика сезонных  колебаний по курортам Египта………………………………………………………………………………17                  

        2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.…………………………………………………20

         2.1 Группировка статистических данных………………………….........20

        2.2Относительные показатели динамики и структуры…………….........22

        2.3.Показатели размера и интенсивности  вариационного ряда, средние и                  структурные показатели вариационного ряда……………………………………27

        2.4.Ошибки выборки………………………………………………............33

        2.5. Показатели рядов динамики…………………………………….........34

        2.6.Сезонные колебания……………………………………………...........37

        2.7 Экономические индексы………………………………………………39

        2.8.Показатели основных фондов…………………………………...........41

        2.9.Показатели продукции…………………………………………...........43

        2.10.Показатели рынка труда……………………………………………45

        2.11. Показатели загрузки гостиницы………………………………........46                                                           

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………47

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………48 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Для туристского рынка и связанной  с ним туристской индустрии характерны значительные сезонные колебания спроса на туристские продукты. Сезонность — явление сложное и по своим последствиям противоречивое. Появление на рынке турпродуктов обуславливает пик сезонных колебаний продажи и цен в летний период. Ему соответствует и сезонный подъем спроса.

     По  степени интенсивности туристских поездок различают четыре сезона туристской деятельности:

  • сезон пик — период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации;
  • сезон высокий — период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги;
  • сезон низкий — период снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги;
  • сезон «мертвый» — максимально неблагоприятный период для организации рекреационной деятельности.

         Сезонность в туризме налагает  отпечаток на спрос и производство, оказывает значительное влияние на рентабельность всех туристских предприятий, а также других производств, ориентированных на обслуживание туристов. Особенно это сказывается на предприятиях с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, а также на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и услуги для туристов и т. д.

         Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях (понижениях) уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.

       Сезонность определяется целым рядом факторов. Факторы сезонных колебаний в литературе подразделяются на первичные и вторичные.

     К первичным факторам сезонных колебаний относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий, количества и качества специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма. Природно-географические условия являются определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения.

       К вторичным факторам сезонных колебаний относятся:

  • экономические — структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
  • демографические — дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;
  • психологические — традиции, мода, подражание;
  • материально-технические — развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;
  • технологические — комплексный подход в предоставлении качественных услуг;
  • политическая обстановка и международное окружение.

     Объем реализованных услуг туризма  имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. В этих целях проводится статистическое изучение сезонных колебаний. 
 

     Для достижения данной цели поставлены следующие  задачи:

     1) раскрыть понятие сезонности, установить  ее свойства, виды и функции,       определить роль на туристском  рынке;

     2)  рассмотреть статистические методы анализа явления сезонности; 

     3) выявление специфики развития  изучаемого явления во внутренне  годовой динамике;           4) измерение сезонных колебаний изучаемого явления с построением модели сезонной волны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СЕЗОННЫЕ  КОЛЕБАНИЯ В ТУРИЗМЕ, НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИНАМИКИ
 
 
    1. Понятие и  классификация рядов динамики
 

     Изменение социально-экономических явлений  во времени изучается статистикой  методом построения и анализа  динамических рядов. Ряды динамики - это значения статистических показателей, которые представлены в определенной хронологической последовательности.                    Каждый динамический ряд содержит две составляющие:    

     1) показатели периодов времени (годы, кварталы, месяцы, дни или даты);  

     2) показатели, характеризующие исследуемый объект за временные периоды или на соответствующие даты, которые называют уровнями ряда.        Уровни ряда выражаются как абсолютными, так и средними или относительными величинами. В зависимости от характера показателей строят динамические ряды абсолютных, относительных и средних величин. Ряды динамики из относительных и средних величин строят на основе производных рядов абсолютных величин. Различают интервальные и моментные ряды динамики. Динамический интервальный ряд содержит значения показателей за определенные периоды времени. В интервальном ряду уровни можно суммировать, получая объем явления за более длительный период, или так называемые накопленные итоги.

     Динамический моментный ряд отражает значения показателей на определенный момент времени (дату времени). В моментных рядах исследователя может интересовать только разность явлений, отражающая изменение уровня ряда между определенными датами, поскольку сумма уровней здесь не имеет реального содержания. Накопленные итоги здесь не рассчитываются.                                                                                      Важнейшим условием правильного построения динамических рядов является сопоставимость уровней рядов, относящихся к различным периодам. Уровни должны быть представлены в однородных величинах, должна иметь место одинаковая полнота охвата различных частей явления.    Для того чтобы избежать искажения реальной динамики, в статистическом исследовании проводятся предварительные расчеты (смыкание рядов динамики), которые предшествуют статистическому анализу динамических рядов. Под смыканием рядов динамики понимается объединение в один ряд двух и более рядов, уровни которых рассчитаны по разной методологии или не соответствуют территориальным границам и т.д. Смыкание рядов динамики может предполагать также приведение абсолютных уровней рядов динамики к общему основанию, что нивелирует несопоставимость уровней рядов динамики. 

    1. Показатели  изменений уровней динамических рядов
 

     Для характеристики интенсивности развития во времени используются статистические показатели, получаемые сравнением уровней между собой, в результате чего получаем систему абсолютных и относительных показателей динамики: абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста. Для характеристики интенсивности развития за длительный период рассчитываются средние показатели: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний коэффициент роста, средний темп роста, средний темп прироста, среднее абсолютное значение 1% прироста.            Если в ходе исследования необходимо сравнить несколько последовательных уровней, то можно получить или сравнение с постоянной базой (базисные показатели), или сравнение с переменной базой (цепные показатели). Базисные показатели характеризуют итоговый результат всех изменений в уровнях ряда от периода базисного уровня до данного (i-го) периода. Цепные показатели характеризуют интенсивность изменения уровня от одного периода к другому в пределах того промежутка времени, который исследуется.                        Абсолютный прирост выражает абсолютную скорость изменения ряда динамики и определяется как разность между данным уровнем и уровнем, принятым за базу сравнения.

     Абсолютный  прирост (базисный)

     

         (1)

     где yi - уровень сравниваемого периода; y0 - уровень базисного периода.

     Абсолютный  прирост с переменной базой (цепной), который называют скоростью роста,

          (2)

     где yi - уровень сравниваемого периода; yi-1 - уровень предшествующего периода.

     Коэффициент роста Ki определяется как отношение данного уровня к предыдущему или базисному, показывает относительную скорость изменения ряда. Если коэффициент роста выражается в процентах, то его называют темпом роста.

     Коэффициент роста базисный

     

     Коэффициент роста цепной

     

     Темп роста

     

     Темп прироста ТП определяется как отношение абсолютного прироста данного уровня к предыдущему или базисному. 
 

     Темп  прироста базисный

Информация о работе Анализ динамики и сезонных колебаний в туризме