Анализ динамики и сезонных колебаний в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание

Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. В этих целях проводится статистическое изучение сезонных колебаний.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции, определить роль на туристском рынке;
2) рассмотреть статистические методы анализа явления сезонности;
3) выявление специфики развития изучаемого явления во внутренне годовой динамике; 4) измерение сезонных колебаний изучаемого явления с построением модели сезонной волны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. СЕЗОННЫЕ КОЛЕБАНИЯ В ТУРИЗМЕ, НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИНАМИКИ ………….................................................................6
1.1 Понятие и классификация рядов динамики…………….......................6
1.2 Показатели изменения уровней динамических рядов….………….....7
1.3 Средние показатели ряда динамики……………………………….....9
1.4 Способ обработки динамического ряда……………………………11
1.5 Сезонность и сезонные колебания в туризме………………………14
1.6.Сравнительная статистика сезонных колебаний по курортам Египта………………………………………………………………………………17
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.…………………………………………………20
2.1 Группировка статистических данных………………………….........20
2.2Относительные показатели динамики и структуры…………….........22
2.3.Показатели размера и интенсивности вариационного ряда, средние и структурные показатели вариационного ряда……………………………………27
2.4.Ошибки выборки………………………………………………............33
2.5. Показатели рядов динамики…………………………………….........34
2.6.Сезонные колебания……………………………………………...........37
2.7 Экономические индексы………………………………………………39
2.8.Показатели основных фондов…………………………………...........41
2.9.Показатели продукции…………………………………………...........43
2.10.Показатели рынка труда……………………………………………45
2.11. Показатели загрузки гостиницы………………………………........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Статистике.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

 
 
 

     

     

                           

          средний возраст клиентов туристической фирмы 

     2. Мода – наиболее часто встречающееся  значение признака в статистическом  ряду.

     Для интервального ряда с равными  интервалами мода рассчитывается по следующей формуле: 

                                           , где

     Х0 – начальная (нижняя) граница модального интервала;

     h – величина интервала; 

     f2 – частота модального интервала; 

     f1 – частота интервала предшествующего  модальному;

     f3 – частота интервала, следующего  за модальным.

     Определим моду (Мо). В задании наибольшую частоту имеет интервал (20-25), отсюда:

      , т.е. наиболее  часто встречающийся  возраст клиентов туристической фирмы 22,45 года ≈ 22 года. 

     3. Медиана – численное значение  признака, которое расположено в  середине интервального ряда (расположенного  в порядке возрастания или  убывания) и делит этот ряд  на 2 равные по численности части. 

     Для нахождения медианы сначала определяется ее порядковый номер , а затем по накопленным частотам определяется медианный интервал, в котором путем простой интерполяции рассчитывается значение медианы по формуле:   

                                                , где

     Х0 – нижняя граница медианного интервала;

      - порядковый номер медианы;

     SME-1 - накопленная частота до медианного интервала;

     fME  - частота медианного интервала. 

     Чтобы определить медиану для приведенного в задании распределения клиентов по возрастному составу, перепишем этот ряд и рассчитаем в нем накопленные частоты:

     Таблица 5. Расчет медианы. 

Группировка клиентов турфирмы по возрасту, лет Число клиентов Накопленные частоты (S)
     До 10      9      9
     10-15      13      22
     15-20      10      32
     20-25      30      62
     25-30      9      71
     30-35      13      84
     35-40      22      106
     40-45      26      132
     45-50      7      139
     50-55      6      145
     55-60      3      148
     60 и более      3      151
     Итого:      151      -

 

     Определяем  порядковый номер медианы: NME=

     По  накопленным частотам видно, что 75,5 единиц находится в интервале (30-35), ее значение определяем по формуле: 

       

     По  медиане делаем вывод, что половина клиентов турфирмы имеет возраст  меньше 31,75 года, а вторая половина –  выше. 

     4. Воспользовавшись уже исчисленным ранее показателями, где =31 год, рассчитаем основные показатели вариации. 

     Таблица 6. Расчет показателей вариации. 
 

     X’i      fi |X’I - |X’I - (X’I-
     7,5      9      23,5      211,5      4970,25
     12,5      13      18,5      240,5      4449,25
     17,5      10      13,5      135      1822,5
     22,5      30      8,5      255      2167,5
     27,5      9      3,5      31,5      110,25
     32,5      13      1,5      19,5      29,25
     37,5      22      6,5      143      929,5
     42,5      26      11,5      299      3438,5
     47,5      7      16,5      115,5      1905,75
     52,5      6      21,5      129      2773,5
     57,5      3      26,5      79,5      2106,75
     62,5      3      31,5      94,5      2976,75
           151      - 1753,5      27679,75

 
 

     Размах  вариации ( R ) – величина разности между  максимальным и минимальным значением  признака R = Xmax – Xmin, показывает в каких  пределах колеблется размер признака, образующего ряд распределения.

     R= 65-5 = 60 (лет) – в таких пределах  колеблется возраст клиентов  туристической фирмы. 

     Среднее линейное отклонение (d) – средняя  арифметическая из абсолютных отклонений индивидуальных значений признака от среднего значения. Показывает насколько в среднем отличается индивидуальное значение признака от его среднего значения.

      , т.е. на 11,6 года  отличается возраст  клиентов каждой  группы от среднего  возраста всех  клиентов.

     Дисперсия определяется по формуле

     

     Среднее квадратическое отклонение (σ=√ ) так же, как и

     среднее линейное отклонение (d) показывает насколько  в среднем отличается индивидуальные значения признака от среднего его значения. Однако по величине они не совпадают. σ во всех случаях превышает d, так как более чутко реагирует на вариацию: σ = √183,3≈13,54, т.е. на 13,54 года отличается возраст клиентов каждой группы от среднего возраста всех клиентов туристической фирмы.

     Коэффициент вариации (ν) показывает на сколько  процентов в среднем индивидуальные значения признака отличаются от среднего его значения. Он является критерием  надежности средней.

       

     Это означает, что возраст клиентов каждой группы отличается от среднего возраста всех клиентов турфирмы в среднем на 44%. Исчисленная средняя величина ( = 31) – средний возраст клиентов туристической фирмы является надежной, т.е. колеблемость в величине признака (возраста) у отдельных единиц данной группы (клиентов турфирмы) небольшая.

     Задание 4. 

     Выборочное  наблюдение – это не сплошное наблюдение, при котором обследованию подвергается не вся изучаемая совокупность, а лишь ее часть, отобранная специальным образом.

     Задача  выборочного наблюдения – по обследуемой  части изучаемой совокупности дать характеристику всей совокупности.

     Средняя ошибка выборки – это расхождение  между генеральными и выборочными  характеристиками.

     Если  мы хотим увеличить вероятность (Р) наших утверждений, то переходим от средней ошибки выборки к предельной ( )

      = ; W- P W+ , где

     t- коэффициент доверия; 

     μ – средняя ошибка выборки.

     Формула расчета ошибки выборки для доли при неповторном отборе имеет следующий вид:

      , где

     w – доля единиц, обладающих данным  признаком; 

     n – объем выборки, число обследованных  единиц;

     N – адгенеральной совокупности (число  входящих в нее единиц);

     (1-w) – доля единиц, не обладающих данным признаком.

     Выборочная  доля (w) или частот, определяется отношением числа единиц, обладающих изучаемым  признаком (m) к общему числу единиц выборочной совокупности (n):

     w =

     Определим w для нашего задания, т.е. удельный вес недоброкачественных ужинов.

     w = = 0,1или 10%

     Рассчитаем  среднюю ошибку выборки:

      = =  0,06

     

     

     

     Для увеличения вероятности наших расчетов, переходим к предельной ошибке выборки: при р = 0,954

     

     

     

     Таким образом можно утверждать, что  средняя доля недоброкачественных  ужинов колеблется в пределах от 4% до 16%.  
 

     Задание 5. 

     Ряд динамики – это ряд статистических показателей, предоставленных во временной  последовательности.

     Для изучения интенсивности изменения уровней ряда от срока к сроку исчисляется показатели динамики:

     Абсолютный  прирост (Δ) Δi= yi– yi-1 - цепной

  1. Δi = yi – yh – базисный, где:

     yi - уровень текущего периода;

     yi-1- уровень периода, предшествующего текущему;

     yh- уровень базисного периода. 

     
  1. Темп роста (Тр)

     Тр = = цепной; 

     Тр = = базисный. 

     
  1. Темп прироста (Тпр)

     Тпрi = Трi * 100%- 100% 

     
  1. Абсолютное  содержание 1% прироста (а)

     ai =  

              5)        Средний уровень ряда ( ) для интервального ряда с равными интервалами

      , где n – число уровней ряда    

     Средний темп роста ( ) 

     

     Выполним  расчеты указанных в задании  показателей динамики в таблице 7.  
 

     Количество  туристов, побывавших в заграничных  турах, тыс. чел. 

1995 1996 1997 1998 1999 2000
3,5 3,7 4,2 4,8 5,3 6,4

 
 
 
 
 

     Таблица 7. Расчет показателей динамики. 

Показатели  динамики      Годы
1996 1997 1998 1999 2000
Δцепной, тыс. чел.       0,2 0,5 0,6 0,5 1,1
Δбазисный, тыс. чел.       0,2 0,7 1,3 1,8 2,9
Тр  цепной, % 105,7 113,5 114,3 110,4 120,8
Тр  базисный, % 105,7 120 137,1 151,4 182,9
Тпр цепной, % 5,7 13,5 14,3 10,4 20,8
Тпр базисный, % 5,7 20 37,1 51,4 82,9
А, тыс. чел. 0,035 0,037 0,042 0,048 0,053

Информация о работе Анализ динамики и сезонных колебаний в туризме