Аналитическая группировка статистических наблюдений на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 05:03, курсовая работа

Описание

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что при современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять предприятием, без эффективного прогнозирования и планирования его деятельности. От того, на сколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть хозяйственная деятельность предприятий. Для того, чтобы эффект прогноза был максимально полезен, он должны быть реалистичным, то есть вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам предприятия. Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.

Содержание

Задание………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структурная группировка статистических наблюдений на транспорте
1.1 Построение интервального ряда распределения……………………….….5
1.2 Вычисление средних величин………………………………………………7
1.3 Структурные средние………………………………………………………..8
1.4 Показатели вариации…………………………………………………….…11
Глава 2. Аналитическая группировка статистических наблюдений на транспорте
2.1 Коэффициент корреляции………………………………………………..…13
2.2 Оценка значимости коэффициента корреляции по t-критерию Стьюдента………………………………………………………………………..14
2.3 Построение поля корреляции и определение коэффициента регрессии…15
2.4 Дополнительные коэффициенты…………………………………………...16
2.5 Коэффициент детерминации………………………………………………..20
Глава 3. Анализ динамики перевозок грузов с помощью расчёта статистических показателей и средних характеристик
3.1 Основные показатели динамики объёмов перевезённых грузов……....20
3.2 Средние показатели динамического ряда………………………………..26
Глава 4. Анализ перевозок грузов с помощью расчёта индексов сезонности………………………………………………………………………27
Глава 5. Анализ затрат на производство различных видов продукции с помощью расчёта статистических индексов (общих и индивидуальных)…32
5.1 Общий индекс затрат на производство…………………………………..34
5.2 Индекс стоимости продукции……………………………………………..35
5.3 Общий индекс затрат труда на производство продукции……………...37
Заключение……………………………………………………………………..39
Список используемой литературы…………………………………………...40
Задание

Работа состоит из  1 файл

курсовая статистика.docx

— 274.35 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Вычисление средних величин

Средние величины – основные обобщающие показатели, используемые при анализе статистических таблиц. Знакомясь со средними величинами, следует помнить, что средние  должны рассчитываться лишь для качественно  однородных совокупностей. Кроме того, в зависимости от исходных данных средние значения тех или иных признаков могут рассчитываться по разному. Очень часто среднее значение какого-либо  показателя вычисляется в статистике на основе итоговых показателей, рассчитанных для совокупности. Если же известны значения признака у отдельных единиц совокупности, то осредненный показатель может быть рассчитан как средняя из отдельных вариантов по одной из формул различных видов средних величин, в одних случаях как средняя арифметическая (простая или взвешенная), в других – как средняя гармоническая (простая или взвешенная), в третьих – как средняя геометрическая и т.д.  Из средних величин наиболее часто встречается средняя арифметическая взвешенная

где х – отдельные значения признака, - частота.

 

                                                                                                              

 

 

                                                                                                               Таблица 5

Структурная группировка

Интервалы

Частота (Fi)

Нак.частота (Ficum)

Частость (Wi)

Нак. частость (Wicum)

3058-

6969

5

5

25

25

6969-

10880

5

10

25

50

10880-14791

4

14

20

70

14791-18702

3

17

15

85

18702-22613

3

20

15

100

 

20

 

100

 

Середина интервала xi

xi*fi

xi-xсред.

(xi-xсред.)^2

(xi-xсред.)^2*fi

5014

25068

6649

44205212

221026058,5

8925

44623

2738

7495001

37475006,45

12836

51342

1173

1376633

5506531,56

16747

50240

5084

25850106

77550319,47

20658

61973

8995

80915422

242746266,3

 

233244

24639

159842374

584304182,2


 

Рассчитаем среднюю арифметическую взвешенную

Вывод: наиболее типичный объём перевезенного груза составляет 11662,2 тонны.

1.3. Структурные средние

В статистике недостаточно знать лишь среднюю  величину того или иного признака у единиц совокупности. Большой интерес  при статистическом исследовании различных  совокупностей представляет изучение вариации признака у отдельных единиц и характера распределения единиц по данному признаку. Вариации признака и характер распределения изучаются прежде всего с помощью некоторых характеристик вариационного ряда, из которых рассмотренная ранее средняя арифметическая взвешенная является основной, характеризующей центр группировки. Другими характеристиками центра группировки являются мода и медиана .

Мода - наиболее часто встречающееся значение признака у единиц совокупности. Для интервального  ряда с равными интервалами мода рассчитывается по формуле:

где  - начальная граница модального интервала, - величина интервала, - частота интервала, предшествующего модальному, - частота модального интервала, - частота интервала следующего за модальным.

Для нахождения медианы – значение признака у  средней единицы ранжированного ряда, сначала определяется её порядковый номер ( ), а затем по накопленным частотам определяется медианный интервал, в котором путём простой интерполяции рассчитывается значение медианы по формуле:

где - начальная граница медианного интервала, - порядковый номер медианы, - накопленная частота до медианного интервала, - частота медианного интервала. По данным курсовой работы мода и медиана рассчитываются следующим образом:

Вывод: наиболее часто встречающийся объём перевезенного груза составляет 7095,2 тонн.

Вывод: у половины предприятий объём перевезенного груза больше чем 10879,5 тонн, а у другой половины меньше чем 11076,8 тонн.

Мода  и медиана, как правило, являются дополнительными к средней характеристике совокупности и используются в математической статистике для анализа формы  рядов распределения. Это позволяет  более глубоко и детально охарактеризовать изучаемую совокупности.

Построим  гистограмму распределения 20 предприятий  по объёму перевезённого груза. Для  этого на оси абсцисс построим ряд сомкнутых прямоугольников, у каждого из которых основанием служит величина интервала признака (объём перевезённого груза в  тоннах), а высотой – частота  каждого интервала (число предприятий). В прямоугольнике, имеющем наибольшую высоту, проводим две линии и из точки их пересечения опускаем перпендикуляр  на ось абсцисс. Значение х на оси абсцисс в этой точке есть мода (рис.1.1)

         


 

Рис. 1.1 Гистограмма

Для графического отыскания медианы по накопленным  частотам строим кумуляту. Для этого из верхней границы каждого интервала на оси абсцисс восстанавливаем перпендикуляр, соответствующий по высоте накопленной частоте с начала ряда на данный интервал. Соединив последовательно вершины перпендикуляров, мы и получим кривую, называемую кумулятой. Из точки на оси ординат, соответствующей половине всех частот (порядковому номеру медианы), проводим прямую, параллельную оси абсцисс, до пересечения её с кумулятой. Опустив из этой точки перпендикуляр на ось абсцисс, находим значение медианы (рис.1.2).

                              


Рис.1.2. Кумулята

 

1.4 Показатели вариации

Вариацией признака называется различие численных значений признака у отдельных единиц совокупности. Размеры вариации позволяют судить, насколько однородна изучаемая  группа и насколько характерна средняя  по группе. Изучение отклонений от средних имеет большое значение, так как в отклонениях проявляется развитие явления. Для характеристики размера вариации используются специальные показатели колеблемости: размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Размах вариации R – величина разности между максимальным и минимальным значение признака:

Среднее линейное отклонение d – это средняя арифметическая из абсолютных отклонений индивидуальных значений признака от средней арифметической. Оно показывает, на сколько в среднем отличаются индивидуальные значения признака от их среднего значения.

 Среднее  квадратическое отклонение  - это обобщающаяся характеристика размеров вариации признака совокупности. Оно показывает, на сколько в среднем отклоняются конкретные варианты от их среднего значения. Среднее квадратическое отклонение является абсолютной мерой колеблемости признака и выражается в тех же единицах, что и варианты.

Коэффициент вариации - относительный показатель вариации, используется для сравнительной оценки вариации единиц совокупности и для характеристики однородности совокупности. Совокупность считается количественно однородной, если коэффициент вариации не превышает 40 %.

По данным курсовой работы показатели вариации рассчитываются следующим образом:

Среднее линейное отклонений

Вывод: на 4777,92тонны в среднем индивидуальные значения признака отличаются от среднего объёма перевезенного груза.

 

Среднее квадратическое отклонение

Коэффициент вариации

Вывод: так как коэффициент вариации превышает 40% и составляет 46,3%, то среднее арифметическое ненадежно и совокупность неоднородна.

 

II. Аналитическая группировка статистических наблюдений на транспорте

2.1. Коэффициент  корреляции

С помощью аналитических (факторных) группировок исследуются связи  между изучаемыми явлениями и  их признаками. В основе аналитической  группировки лежит факторный  признак, и каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака.


 

 

 

Коэффициент корреляции определяет интенсивность  связи между случайными величинами , лежит в границах от и находится по формуле

Вывод: коэффициент корреляции равен 0,6849, следовательно, зависимость между средними величинами высокая.

Данные  для последующих расчётов представлены в таблице 6.

 

 

Таблица 6

Аналитическая группировка

Среднесписочная численность, чел

Объём перевезенного груза, т

Xi-Xср

Yi-Yср

(Xi-Xср)*(Yi-Yср)

(Xi-Xср)^2

(Yi-Yср)^2

5637,5

12457,5

1887,9

586,3

1106861,1

3564072,0

343747,7

4631

13937

-7240,2

13937,0

-100906667,4

52420496,0

194239969,0

1809,5

3058

1809,5

3058,0

5533451,0

3274290,3

9351364,0

2266

7815,5

2266,0

7815,5

17709923,0

5134756,0

61082040,3

4152,5

17270

4152,5

17270,0

71713675,0

17243256,3

298252900,0

3795

14492,5

3795,0

14492,5

54999037,5

14402025,0

210032556,3

5060

14723,5

5060,0

14723,5

74500910,0

25603600,0

216781452,3

2981

9867

2981,0

9867,0

29413527,0

8886361,0

97357689,0

5082

22610,5

5082,0

22610,5

114906561,0

25826724,0

511234710,3

3960

19404

3960,0

19404,0

76839840,0

15681600,0

376515216,0

2805

5186,5

2805,0

5186,5

14548132,5

7868025,0

26899782,3

6160

10780

6160,0

10780,0

66404800,0

37945600,0

116208400,0

2354

7744

2354,0

7744,0

18229376,0

5541316,0

59969536,0

4515,5

21131

4515,5

21131,0

95417030,5

20389740,3

446519161,0

2634,5

6083

2634,5

6083,0

16025663,5

6940590,3

37002889,0

4537,5

15922,5

4537,5

15922,5

72248343,8

20588906,3

253526006,3

4081

7342,5

4081,0

7342,5

29964742,5

16654561,0

53912306,3

1787,5

6435

1787,5

6435,0

11502562,5

3195156,3

41409225,0

2282,5

5021,5

2282,5

5021,5

11461573,8

5209806,3

25215462,3

4460,5

16142,5

4460,5

16142,5

72003621,3

19896060,3

260580306,3

74992,5

237424

   

753622964,5

316266942,1

3296434718,9


 

2.2. Оценка  значимости коэффициента корреляции  по t – критерию Стьюдента

Величина  коэффициента корреляции не является доказательством наличия причинно-следственной связи между исследуемыми признаками, а является оценкой степени взаимной согласованности в изменениях двух признаков. Возникает необходимость  оценки существенности линейного коэффициента корреляции, дающая возможность распространить выводы по результатам выборки на генеральную совокупность. В зависимости  от объёма выборочной совокупности и  величины коэффициента корреляции предлагаются различные методы оценки его существенности. В отношении проводимых ниже критериев  существенности можно сделать общее  замечание, касающееся свойств исходной совокупности. Этим свойством является нормальное распределение значений признака в генеральной совокупности.

При малых n гипотеза о нормальном распределении коэффициента корреляции, как правило, не подтверждается. При небольшом числе испытаний для ответа на вопрос, можно ли судить о наличии корреляции по коэффициенту корреляции, полученному из частичной совокупности, используется t-критерий Стьюдента. При этом определяется расчётное значение t по формуле

Теоретическое значение t определяется по таблице распределения Стьюдента. Для установления значимости коэффициента корреляции проверяют гипотезу о некоррелированности случайных величин в генеральной совокупности, относительно которых подсчитан коэффициент корреляции из частичной совокупности. Если значение t , определенное по формуле, будет больше, чем значение t, полученное из таблицы распределения Стьюдента при заданном уровне значимости, то предположение о нулевом значении коэффициента корреляции в генеральной совокупности не подтверждается.

По исходным данным t-критерий Стьюдента ( )

Вывод: так как > , значит, подтвердилась значимость коэффициента корреляции в генеральной совокупности.

 

 

2.3. Построение  поля корреляции и определение  коэффициента регрессии

Полем корреляции называют нанесенные в определенном масштабе точки в прямоугольной  системе координат, каждая из которых  имеет две координаты.

             

Рис.1.3. Линейная зависимость

Коэффициент регрессии определяет форму связи  между случайными величинами и для  линейной парной зависимости ( ) рассчитывается по формуле

По данным курсовой работы коэффициент регрессии  рассчитывается следующим образом

Информация о работе Аналитическая группировка статистических наблюдений на транспорте