Роль игры в обучении английскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:08, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – дать краткую характеристику игре, как средству формирования речевых навыков и умений, а также определить роль игры в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели в работе будут решаться следующие задачи: анализ гипотез происхождения игры, определение функций и основных классификаций игры в обучении, анализ места и времени проведения игры, а также определения требований к играм. Также необходимо рассмотреть каково реальное место игры в учебном процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………….........................................................3
I. ПОНЯТИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ……………………………………….5
1.1.Происхождение игры……………………………………………………5
1.2.Место игры в процессе обучения………………………………………9
1.3.Функции игровой деятельности………………………………………10
II. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ………………………………………………………………………14
2.1. Требования к проведению игр………………………………………..14
2.2. Классификация игр……………………………………………………18
2.3. Примеры использования игры в процессе обучения………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

игры на уроках английского языка.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

    Для этого можно использовать следующие  тренировочные упражнения, которые  помогут детям научиться взаимодействовать друг с другом на первых порах:

    Упражнения на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они призваны развивать умения употреблять клишированные фразы, эквивалентные русским ”Да”, ”Нет", ”Разве? ”, “Как интересно!" и т.д.

    Невозможно  переоценить значение традиционного  начала диалога. Хорошо отработанное, бегло и выразительно предъявленное  начало диалога, переходящее из одного диалога в другой, повышает уверенность  говорящих в своих силах и  с самого начала настраивает их на беглую и эмоциональную речь. Оно способствует эффективному "подключению" очередной темы к сумме уже усвоенных школьниками знаний и навыков.

    • Упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах, в рамках предложенной ситуации.
    • Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работа над ним проводится поэтапно:

    сначала читаем диалог по ролям, обращая внимание ребят на реплики, подлежащие усвоению;

    читаем  диалог с целью восстановить пропущенные реплики;

    инсценируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;

    самостоятельно  составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации.

    • Составление диалогов с опорой на ключевые слова и выражения в рамках предложенной ситуации.
    • Еще одним важным требованием при проведении различного рода игр является использование всевозможной наглядности.

    Кроме того, учитель должен всегда помнить  о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей  и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.

    Также не стоит забывать и о том, что  обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам. 

    2.2. Классификация игр 

    Рассмотрев в первой главе классификацию функций игровой деятельности, следует рассмотреть вопрос о классификации непосредственно самих игр. Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует сразу оговориться, что в настоящее время в философской, психологической, педагогической и методической литературе нет ее однозначной классификации. Попытаемся разобраться в многообразий взглядов на данную проблему.

    Говоря  о классификации игр необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж. Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка:

    • игры-упражнения - первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);
    • символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст);
    • игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.

    Среди отечественных психологов и педагогов  внимания заслуживают такие авторы, как Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин.

    Автором еще одной классификации является отечественный психолог П.П. Блонский, который выделяет следующие типы игр:

    • мнимые игры - манипуляции импульсивного происхождения у младенцев, которые не являются собственно играми;
    • строительные игры, в основе которых лежит строительное искусство ребенка;
    • подражательные игры, основанные на подражании взрослым;
    • драматизации, т.е. игры, в основе которых - драматическое искусство ребенка;
    • подвижные игры, в которых огромную роль играет бег;
    • интеллектуальные игры, основанные на активизации умственных способностей ребенка.

    Еще один исследователь творческих игр  А.П. Усова предлагает классификацию  игр, где среди игр-действий, в  которых изображается само действие, строительно-конструктивных игр, она  выделяет ролевые игры. Ролевыми она считает те игры, в которых ребенок создает тот или иной образ.

    Н.П. Аникеева предлагает следующую классификацию  игр:

    • игры-драматизации, основанные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном;
    • игры-импровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации;
    • игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера;
    • деловые игры, в которых разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации.

    Известный психолог Л.С. Выготский дает психологическую  классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребенка:

    • подвижные, которые связаны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней;
    • строительные, связанные с работой над материалом, учат точности и верности движений; вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножают наши реакции;
    • условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий, и организуют высшие формы поведения.

    Другие  отечественные психологи С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин выделяют интеллектуальные и ролевые игры, причем они обращают внимание на то, что если первая категория игр является "субъективно-объективной", то ролевые игры относятся к "субъективно-субъективным".

    М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных  обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида таких игр:

            1) подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;

            2) творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.

    По  виду деятельности игры делятся на:

    физические  (двигательные);

    интеллектуальные (умственные);

    трудовые;

    социальные;

    психологические.

    По  характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

    обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

    познавательные, воспитательные, развивающие;

    репродуктивные, продуктивные, творческие;

    коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

    По  характеру игровой методики игры можно разделить на:

    предметные;

    сюжетные;

    ролевые;

    деловые;

    имитационные;

    игры-драматизации.

    Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

    Суммируя  вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

    В современной философской, психологической, педагогической литературе нет однозначной  классификации игр. Существует множество  подходов к проблеме классификации  игр. Психологи и педагоги по-разному  рассматривают проблему. Первые дают их общую классификацию, выделяя подвижные, строительные, интеллектуальные, условные; педагоги же обращаются к дидактическим играм, подразделяя их на речевые и языковые.

    Зарубежные  ученые предлагают свою классификацию  учебных игр, основными из которых  они считают ролевую игру и симуляцию; Под симуляцией они понимают воспроизведение часто встречающихся в жизни ситуаций, требующих обязательного решения проблем. 

    2.3. Примеры использования игры в процессе обучения

    Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

    Игры  на уроках иностранного языка можно  и нужно использовать также для  снятия напряжения, монотонности, при  отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

    Игры  лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. При планировании уроков и подборе к ним различных игр необходимо учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык. Примеры некоторых игр:

  1. Грамматические игры

    Данные  игры преследуют цели:

    научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

    создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

    развить речевую творческую активность учащихся.

    Хотелось  бы привести примеры таких игр:

    • игра с картинкой
 

         

    Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?                   

    T : No, she is not.                   

    P2: Is the girl standing?        

    Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим  и берёт другую картинку. 

    • перемены 
 

         Один ученик выходит из класса. В это время  в классе происходят какие-то изменения : один или два ученика меняют свои места за партами, передвигается  стул, открывается окно и т. п. Когда  водящий возвращается, он должен ответить на вопрос

    «What has changed?» т. е. назвать всё, что изменилось в классе . Например: The window was shat, now it is open. Pete was at the first

    desk, now he is at the third desk. Счёт может быть командным или индивидуальным. За каждое правильное предложение команда /или ученик/ получает одно очко. 

    • кругосветное  путешествие
 

      В пятом классе вводится структура «There is а book onthe desk», которая в дальнейшем будет встречаться довольно часто. Для прочного закрепления ее можно использовать игру «Кругосветное путешествие». Я начинаю игру, например, так: 

    There is a blackboard on the wall. и т.д.   
 

  1. Лексические игры
 

   

    Цели:

    -        тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

Информация о работе Роль игры в обучении английскому языку