Особенности урока "Домашнее чтение" по английскому языку на среднем этапе обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание

В этой работе мы классифицируем и обобщим имеющуюся информацию по этому вопросу в разных источниках.
Объект нашего исследования – введение уроков домашнего чтения при обучении английскому языку, методика контроля понимания смысла и содержания прочитанного. В нашей работе мы исследуем имеющуюся методику на предмет эффективности.
В соответствии заявленными целями мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Изучить чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования навыков и умений, выяснить какое из этих двух чтений преобладает
в современной школе и почему
2. Рассмотреть различные виды чтения, определить их место на различных этапах обучения языку

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический обучения чтению на английском языке на среднем этапе
I.1 Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений……………..5
I.2 Виды чтения…………………………………………………………...6
I.3Особеннлсти аспекта ‘домашнее чтение’…………………………...9
I.3.1 Целевая направленность чтения художественной литературы…9
I.4 Критерии отбора текстов для чтения………………………………11
I.5Требования к уровню обученности на среднем этапе (по чтению)
I.6 Этапы работы над текстом…………………………………………..14
Глава II. Анализ практического опыта обучения чтению на уроке “домашнее чтение”
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

При этом необходимо помнить о принципе языковой доступности, который достигается широким использованием разработанной методики адаптации текстов в учебных целях.

Условия обучения не позволяют в полной мере реализовать этот принцип отбора (так же, как и социально-исторический) системно в курсе углубленного преподавания иностранных языков в средней школе. Но при чтении художественных произведений важно сориентировать учащихся в месте и времени развертывания событий, чтобы у них сложилось представление о культурно-национальной специфике отдельных районов страны, а также о той исторической эпохе, на фоне которой развиваются события.

Таким образом, рассмотрение вышеназванных характеристик художественных, текстов дает основание утверждать, что в курсе углубленного обучения иностранным языкам в средней школе домашнее чтение целесообразно проводить на произведениях художественной литературы страны изучаемого языка. [Н.А. Селиванов:62]

 

I.3 Этапы работы с текстом

 

     Существуют  различные точки зрения по  поводу того, какие этапы работы  над текстом необходимо включить  в учебный процесс, какие наиболее эффективны. Естественно, что выбранные виды работы зависят от целей, которые мы ставим  перед чтением.  Так, например, В.М. Фадеев, исходя из цели обучения иностранным языкам в современной образовательной системе, различает два этапа.

      Первый  этап — собственно чтение как  процесс получения информации  из  текста. Этот этап обязателен  в работе над любым текстом.  Однако на этом  этапе и должна  заканчиваться работа над большей  частью текстов, предложенных  учащимся для самостоятельного домашнего чтения.

      Второй  этап — беседа на материале  домашнего чтения. Этот этап работы  должен быть выборочным и распространяться  только на часть наиболее подходящих  для речевой практики текстов  или их фрагментов [Фадеев,1979:28].Г.Г.  Сказкив в организации проверки текстов выделяет два этапа:

Первый этап — анализ лексико-грамматических трудностей текста, активизация  нового лексического материала  и контроль понимания информации, заложенной  в тексте.

Второй этап — творческое обсуждение содержания прочитанного [Сказкив,1982:12].  М. Балакирева считает, что для работы с книгой необходима следующая последовательность: Vocabulary work, Comprehension, Discussion, Writing [Балакирева, 1998:15]. Е.В. Беспальчикова, напротив, говорит, что на среднем этапе уроки не предполагают непосредственной работы над языковыми средствами и не содержат языковых и предречевых упражнений.  Аналитичес­кая беседа строится на двух уровнях: уровне значения и уровне

 Смысла [Беспальчикова,2002:39]. А.И. Панов также считает нецелесообразным применять формы и приемы работы, превращающих контроль прочитанного в работу над развитием навыков устной речи или навыков перевода. Поэтому речевые упражнения он применяет только как средство для проверки понимания прочитанного. Урок включает три этапа:

      1) контроль  понимания общего содержания;

      2) проверку  понимания отдельных существенных  деталей; 

      3) оценку  прочитанного. [Панов, 1967:22]

          Таким образом,       при работе с любым текстом  (печатным, звуковым, видео)  можно выделить три основных этапы работы: дотекстовый,  текстовый и послетекстовый этапы. Очевидно, что послетекстовый  этап  будет присутствовать  лишь  в том случае,  когда текст используется  не  как средство  формирования  умений читать, а для развития продуктивных умений в устной или письменной  речи,  а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке

 

Требования  к условиям обученности на среднем  этапе (по чтению)

 

Овладение разными видами чтения и приемами работы с учебной  литературой и другими источниками. Чтение и понимание  текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 5-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Возможно использование словаря независимо от вида чтения.

 

Чтение с  пониманием основного содержания текст.

Этот вид чтения предлагается проводить на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры страны и республики. Язык текстов должен быть нормативным, несложным, соответствующим возрастным особенностям и интересам обучающихся. Типы текстов: несложные аутентичные и прагматические тексты.

Данный вид чтения предполагает развитие умений:

- определять тему,

- выделять основную  мысль,

- выбирать главные факты из текста, а также второстепенные,

- прогнозировать содержание  по заголовку, началу текста,

- разбивать текст на  законченные смысловые части,

- узнавать знакомые  слова и грамматические конструкции  в тексте,

- догадываться о значении  отдельных слов (на основе сходства с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту), несущих информацию, необходимую для понимания основного содержания текста,

- понимать основное  содержание сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера,

- уметь пользоваться  словарем.

Объем текста для чтения –   600 - 800 слов.

 

Чтение с  полным пониманием текста.

Обучение с полным содержанием строится на несложных  аутентичных и учебных текстах. Содержание читаемого должно удовлетворять основным познавательно-коммуникативным потребностям и интересам школьников.

Типы текстов: учебные  и несложные аутентические тексты разных жанров: художественные (рассказы, стихи, сказки и др.), публицистические и научно-популярные (а также страноведческие), эпистолярные (детское письмо в газету, журнал).

Данный вид чтения предполагает развитие умений:

- полно и точно понимать  содержание текста,

- получать информацию,

- передавать устно  (письменно) информацию другим (с  опорой на текст),

- составлять  вопросы  по содержанию текста,

- ответить на вопросы относительно  общего содержания текста, деталей,            причинно-следственных   связей,

- составлять план, выделять из текста смысловых вех, озаглавливание частей текста,

- оценивать, выражать  свое мнение,

- комментировать те или иные  факты, описанные в тексте,

- делать выборочный перевод,

Объем текста для чтения –  400-600 слов.

 

Чтение с выборочным извлечением нужной или интересующей информации:

Этот вид чтения предлагается для  третьего этапа обучения родным языкам. Он предполагает умение просмотреть  текст  и выбрать из него нужную информацию, которая необходима или  представляет интерес для учащихся.

Объем текста для чтения –  600- 800 слов.

 

 

Глава ІІ Анализ практического опыта обучения чтению на уроках домашнего чтения

II.

Методисты и  учителя предлагают много видов  заданий для работы над текстами. Естественно, что виды работ зависят  от того, какую цель мы ставим перед домашним чтением. Если это чтение ради чтения, то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим, чтобы у нас состоялась и беседа по прочитанному, по проблеме текста, то, кроме заданий, упомянутых выше, добавляются еще и другие, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, переходя, постепенно от подготовленной к неподготовленной речи.

Нет согласия между  методистами и в необходимости  предтекстовых упражнений, направленных на работу с лексическими и грамматическими  структурами, использованными в  тексте. Одни авторы считают, что такие  упражнения обязательны и они должны предшествовать обсуждению самого текста, поскольку тем самым у учащихся обогащается словарный запас и подготавливается база для дальнейшего говорения по проблеме. Другие авторы считают, что чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, а не средство для обучения устной речи, поэтому предварительная работа над словами здесь будет лишняя.

Еще один спорный  момент – нужно ли учить ребят  анализу текста? Стоит ли в курсе  средней школы вводить понятия  средств литературного выражения (метафоры, сравнения, аллегории и др.)? Естественно, что такой вид работы доступен только старшеклассникам, да и то, некоторые авторы считают, что анализировать текст на иностранном языке должны уметь только учащиеся школ с углубленным изучением языка.

Кроме всего, вид упражнений зависит и от возраста учащихся, от уровня их подготовленности. Так, в начальной школе и тексты проще, и задания. На среднем этапе задания и тексты усложняются.

Все перечисленные  задания максимально облегчены, в них все внимание сконцентрировано только на содержании. Они могут по указанию учителя выполняться как в устной, так и в письменной форме.

Эта система  контроля должна быть как можно больше ориентирована на самоконтроль читающего. При этом контрольные задания могут быть сообщены читающему или до чтения или после него.

Контрольная обратная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста.

1. озаглавить  главные смысловые части текста;

2. найти (выписать) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;

3. прочитать  (выписать) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя;

4. найти (выписать) предложения, подтверждающие или  отрицающие определенное мнение;

5. перечислить  последовательно всех действующих лиц;

6. назвать по  порядку все места действий, названные в тексте;

7. продолжить (окончить) рассказ одной-двумя фразами на иностранном языке;

8. ответить на  вопросы, ответы на которые  учащиеся могут найти в тексте;

9. угадать и описать ситуации, в которых автор употребляет ту или иную лексическую единицу, сочетания слов или целое предложение. Например:

Понимание текста — лишь часть задания, подготовка к следующему этапу — к беседе по прочитанному. В сущности этот второй подход к контролю чтения скорее является упражнением в устной речи, нежели в чтении. Обсуждение предполагает понимание содержания текста; понятое содержание служит базой для построения бесед, сообщений, моделирования ситуативно-обусловленных речевых актов, высказывания суждений, выражения отношений, эмоций и т. п. Упражнения для организации беседы по прочитанному должны представлять собой последовательную серию заданий, направленных на постепенный переход от подготовленной речи к речи неподготовленной. Эта система упражнений должна быть всячески ориентирована на выяснение взаимоотношений действующих лиц, на вскрытие и оценку мотивов их поступков. Здесь возможны такие задания:

1. передать содержание  отдельных эпизодов из текста. Желательно брать отрывки без  диалогов.

2. рассказать, как  действовал герой повествования в сложившейся ситуации;

3. инсценировать  поведение (поступок) тех или иных  героев.

 

Введение элементов  аналитического чтения начинается с  первых уроков по домашнему чтению в III классе. На этом этапе оно представляет собой организацию беседы учителя с группой по вопросам, направленным на элементарное толкование контекста:

1) Who is the story about?

2) What do we know about the main character?

3) Do you like him (her) or not? Why?

4) Which character do you like more? Why?

5) What pictures can you imagine while reading the story? What helps you to see them?

6) Do you like the story? Why? Etc.

Ответы на эти  вопросы учащиеся включают и в  свои пересказы.

На среднем  этапе работа с текстом несколько  видоизменяется. Аналитическая беседа строится на двух уровнях: уровне значения (умения выделять в тексте основную мысль, деталь, иллюстрирующую основную мысль, факты, относящиеся к определенной теме, обобщать изложенные факты, устанавливать связи между событиями) и уровне смысла (умения вывести суждение на основе фактов, сделать вывод, оценить изложенные факты, понять подтекст, идею текста, найти художественные средства выразительности и определить их роль и место в повествовании).

Учащимся предлагается схема пересказа, которая используется как основа в V—VI классах и варьируется и усложняется учащимися в VII—IX классах.

Работа по развитию навыков анализа художественного  произведения начинается с ряда занятий по стилистике, целями которых являются обучение распознаванию источников выразительности речи, приобретение умений описывать и точно определять целый ряд стилистических приемов, существующих в языке, устанавливать их сравнительные характеристики и функции, находить взаимозависимость между функциями и контекстом, а также описывать функциональные стили языка и определять их системообразующие черты.

Учащимся предлагается ознакомиться с художественными  средствами выразительности и выполнить ряд упражнений, направленных на их использование.

Учащиеся выполняют  упражнения на поиск стилистических приемов в предложениях, а затем при обсуждении текста, они выясняют на уроке, как тот или иной прием помог автору выразить главную идею. Полученные выводы ученики включают в свои письменные анализы текста.

Данной схемы  придерживаются множество методистов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Творческие  задания

1. Попытаться  представить поведение героев  в изменившихся обстоятельствах,  например, несколько лет спустя  или спросить, чтобы стало с  героями, если бы что-то не  произошло;

Информация о работе Особенности урока "Домашнее чтение" по английскому языку на среднем этапе обучения в школе