Методы и приемы эффективного запоминания слов при изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:11, реферат

Описание

Целью данной работы является поиск эффективных приемов и методов развития памяти при изучении иностранного языка.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения различных видов запоминания;
2. Выявить наиболее успешные приемы и методы развития памяти для использования на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. ..3
ГЛАВА I. Методы и приемы эффективного запоминания слов при изучении иностранного языка …………………………………………………………… .5
Определение понятия память, особенности процессов и видов памяти..………………………………….………………………….
1.2. Основные методы и приемы развития памяти при изучении иностранного языка ……………..……………………………………………. ...8
1.3. Запоминание связанного текста ………………………….……… ...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….………………………………. ..….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…...15
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

конференция.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)


 

РЕСПУБЛИКа ТАТАРСТАН

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: Методы и приемы эффективного запоминания слов  при изучении иностранного языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

      Выполнила: ученица 10 класса

      Хасанова

              Руководитель: учитель

      английского  языка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. ..3

ГЛАВА I. Методы и приемы эффективного запоминания слов  при изучении иностранного языка …………………………………………………………… .5

    1. Определение понятия память, особенности процессов и видов памяти..………………………………….………………………….

1.2. Основные методы и приемы развития памяти при изучении иностранного языка ……………..……………………………………………. ...8

1.3. Запоминание связанного текста ………………………….……… ...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….………………………………. ..….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…...15

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ    

   

Память имеет огромное значение в жизни людей, и его  трудно переоценить. «Без памяти, - писал  С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек.

Но при изучении иностранного языка люди сталкиваются с некоторыми проблемами. Хотелось бы подробнее  остановиться на вопросах, связанных с развитием памяти. Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений, навыков.

Для меня память всегда являлась чем-то загадочным, непонятным. Всегда хотелось разобраться, каким образом такое количество столь разнообразной информации способно усваиваться и храниться человеческим мозгом. Почему некоторые вещи так легко вспоминаются, в то время как другие полностью забыты? Почему иногда не вспоминается нужное слово на русском языке, не говоря уже об английском? Понимание огромного значения памяти в жизни человека и побудило выбрать эту тему для исследования.

Известно, что теме запоминания иностранных слов и изучения иностранных языков посвящено много научных работ, однако, тема правильного запоминания иностранных слов на данный момент еще изучена недостаточно.

Актуальность данной темы может быть аргументирована  важностью проблемы и в то же время  недостаточной разработанностью для изучающих иностранные языки. Необходимо выделить самые оптимальные методы и приемы развития памяти, помогающие за короткие сроки усвоить один или несколько иностранных языков.

Целью данной работы является поиск эффективных приемов и методов развития памяти при изучении иностранного языка.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:  
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения различных видов запоминания;  
2. Выявить наиболее успешные приемы и методы развития памяти для использования на практике.

Основными методами исследования, применяемыми в данной работе, можно назвать теоретический анализ научно-психологических источников по проблеме исследования и синтез полученного материала.

Работа состоит из: введения, 1 главы, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Методы и приемы эффективного запоминания слов  при изучении иностранного языка

 

1.1. Определение понятия  память, особенности процессов и видов памяти

 

Впечатления, которые  человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Если обратиться в  толковые словари русского языка, можно  найти следующие определения  понятия «память»:

Согласно Ожегову, память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

По определению В.И. Даля, память – свойство души хранить, помнить сознанье о былом.

К качествам памяти относят: 
а) объем, т. е. количество предметов или фактов, которые в определенное время способен запомнить человек; 
б) точность воспроизведения; 
в) быстроту запоминания; 
г) длительность сохранения усвоенного; 
д) готовность памяти, т. е. умение быстро вспомнить то, что требуется.

Лучшей памятью обладает тот человек, у которого достаточно развиты все указанные свойства. Но это бывает сравнительно редко.

В памяти, как  известно, различают несколько процессов: запоминание, хранение, забывание и воспроизведение. Каждый из этих процессов осуществляется успешнее, будучи включенным в деятельность.

Запоминание. Процесс запоминания – это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия. Процесс запоминания начинается в кратковременной памяти и завершается в долговременной памяти.

Хранение означает наличие информации в долговременной памяти, что не всегда связано с ее доступностью для сознания.

Забывание. Человек, например, не может вспомнить то, что происходило с ним в раннем детстве, потому что до овладения речью он не мог передать на хранение в символической форме то, что воспринял в форме образной. Забывание может быть связано также с физической черепно-мозговой травмой, а может быть связано с событиями, вызывающих душевную боль. В связи с этим под забыванием называется все то, что происходит, когда материал, который был когда-то запомнен и который затем нужно отыскать, не удается извлечь из памяти.

Воспроизведение хранящегося в долговременной памяти материала заключается в его актуализации в сознании.. Воспроизведение может выступать в трех формах – узнавания, припоминания и воспоминания. Смысл узнавания понятен и без особых разъяснений, он связан с сознательной идентификацией образов. Припоминание – сложный процесс памяти, который представляет собой поиск требуемого материала в долговременной памяти. Воспроизведение лично пережитых образов называется воспоминанием.

Существуют различные типологии памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная память, звуковая память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, оперативная память;
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Память образная связана с органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.

Зрительная  память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Словесная или  вербальная память направлена на запоминание слов.

Память слуховая направлена на запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Эмоциональная память -  память на переживания.

Память моторная (двигательная) - на движения и действия, которые становятся привычками и навыками.

Память долговременная, постоянная. Подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (в течение часов, лет, иногда десятилетий) удержание знаний, а также сохранение навыков и умений и характеризуемая большим объемом сохраняемой информации. Решающее значение имеет установление связей между новым и уже известным. Применение средств наглядности и других методов и приемов, вызывающих эмоции, повышает эффективность запоминания.

Память кратковременная, оперативная. Эта подсистема проявляется как сложное действие, характеризующееся ограниченным временем хранения информации (до 30 с.) и ограниченным количеством удерживаемых элементов – 7+2. Человек удерживает в памяти информацию до тех пор, пока они нужны для реализации намеченного содержания.

 

 

2.1.  Основные методы и приемы развития памяти при изучении иностранного языка

 

Существуют эффективные приемы, позволяющие свести количество повторений при запоминании до минимума. 
1. Управление вниманием.

2. Структурирование информации. Цель структурирования информации - провести ее к виду, оптимальному для хранения в долговременной памяти.

3. Рациональное повторение. Оно подразумевает выполнение мысленной деятельности, ее самостоятельное воспроизведение в памяти. Повторения могут быть зрительными, слуховыми, вкусовыми, обонятельными, мышечными.

4. Использование семантических вставок. Особую трудность при запоминании вызывают различные сведения, плохо связанные между собой в смысловом отношении. В этих случаях смысловое объединение данных с помощью посредников - легко запоминающихся слов и предложений.

5. Использование целенаправленного воображения сопровождается и дополняется яркостью и красочностью, конкретностью и детализированностью образов.

6. Метод карточек. Метод карточек – простой и популярный способ запоминания новой лексики. Берете стопку карточек, с одной стороны пишете слово на английском языке, с другой - его перевод. И теперь можно учить слова где угодно.

8. Компьютерные программы. В век развития технологий можно привлечь к задаче запоминания специализированные компьютерные программы. Их сейчас великое множество. Назовем лишь несколько - OpenBook, EZ MemoBooster, LM Bomber, MyNewWords, Lingvo, и другие.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминаемому. Эмоции имеют большое значение в запоминании. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Поэтому для развития памяти полезны не только специальные упражнения на запоминание, а пробуждение интереса к запоминаемому материалу.

Этому способствуют дидактические  виды работ и упражнения на уроках английского языка:

  • Диктанты, включая выборочный, свободный

Диктант-игра “Кто больше запомнит”. Его впервые предложила Федоренко. Цель – совершенствование памяти, без чего невозможно развитие орфографических навыков школьников. Учитель читает предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Здесь важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов.

Диктант по памяти – разновидность диктанта, при котором воспроизводится ранее выученное произведение.

  • различные игры

Игра «Что пропало?». На доске висят картинки или изображения предметов. Ученики закрывают глаза, учитель убирает одну картинку и просит назвать то, что пропало. На младшем этапе можно использовать игрушки или определенные предметы.

Игра «Лото» на запоминание правописания слов. Найти две половинки одного слова. (Приложение 1)

Игра «Аукцион». Кто назовет больше слов на определенную тему, тот и станет победителем. Дети отвечают по цепочке, если не могут сказать, выбывают. Продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Игра «Крокодил». Необходимо называть слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, по цепочке. (например, apple – enjoy – yellow – window – wife и т.д.)

  • Веселые запоминалки и рифмовки облегчают процесс запоминания. Например, при изучении неправильных глаголов: take – took – taken, shake – shook – shaken; teach – tought – tought, buy – bought – bought.
  • Таблицы, алгоритмы полезны при изучении грамматического материала, позволяют конкретизировать и структурировать материал.
  • Народные скороговорки и чистоговорки, поговорки и пословицы. (how many cans can a canner can, if a canner can can cans?, an apple a day keeps the doctor away)
  • Дидактические кроссворды;
  • Дидактические ребусы;
  • Веселые стихи на запоминание новой лексики. Например, при изучении темы «Времена года» можно использовать наряду с картинками стишок:

Информация о работе Методы и приемы эффективного запоминания слов при изучении иностранного языка