Использование современного песенного материала на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются методы и приемы использования песни и музыки для формирования фонетических навыков, расширения лексического запаса, развития устной речи на иностранном языке.
Исходя из объекта и предмета нашего исследования, цель исследова­ния заключается в попытке дать комплексное решение проблемы использова­ния песен на уроках английского языка. При этом особое внима­ние уделяется этому средству обучения как способу повышения эффективно­сти обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1
Теоретические положения использования современного песенного материала в учебном процессе…………………….
5

1.1 Компоненты содержания обучения иностранному языку….
5

1.1.1 Лингвистический компонент содержания обучения……


1.1.2 Психологический компонент содержания обучения…….


1.1.3 Педагогический компонент содержания обучения………


1.2 Песня как элемент языкового компонента……………………


1.3Принципы работы с песней на уроке………………………….

Глава 2
Методические положения использования современного песенного материала на среднем этапе обучения……………….


2.1 Песня как один из элементов национально-культурного содержания обучения английскому языку………………...


2.2 Возможности песни и музыки в процессе формирования фонетических навыков………………………………………..


2.3 Использование песенного материала для расширения лексического запаса учащихся………………………………


2.4 Создание психологически комфортной обстановки на уроках иностранного языка ……………………………........

Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая переделанная.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОУ СПО САЛАВАТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

                                                      ПЦК преподавателей

                                                       Иностранных языков

                                                     Допущена к защите

                                                   Председатель ПЦК:

                                                                                                      Томеева Р.Т.

 

 

 

Использование современного песенного материала на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Курсовая работа

 

 

 

 

                                                                 Выполнил: Баширова Л.

                                                               Специальность: 050303

                                                         Иностранный язык

                                                       Курс IV группа Е

                                                                             Руководитель:Томеева Р.Т.

 

 

 

 

 

Салават 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1

Теоретические положения использования современного песенного материала в учебном процессе…………………….

5

 

1.1  Компоненты содержания обучения иностранному языку….

5

 

  1.1.1  Лингвистический компонент содержания обучения……

 

 

  1.1.2 Психологический компонент содержания обучения…….

 

 

  1.1.3 Педагогический компонент содержания обучения………

 

 

1.2 Песня как элемент языкового компонента……………………

 

 

1.3Принципы работы с песней на уроке………………………….

 

Глава 2

Методические положения использования современного песенного  материала на среднем этапе обучения……………….

 

 

2.1 Песня как один из элементов национально-культурного                                        содержания обучения английскому языку………………...

 

 

2.2 Возможности песни и музыки в процессе формирования фонетических навыков………………………………………..

 

 

2.3 Использование песенного материала для расширения лексического  запаса учащихся………………………………

 

 

2.4 Создание психологически комфортной обстановки на уроках иностранного языка ……………………………........

 

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………..

Приложения

Введение

           В условиях гуманизации образования, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельно­сти, поиск эффективных способов и приемов обучения, в том числе и обучения иностранному языку привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей. Один из таких эффективных приемов обуче­ния – использование песенного материала на уроках иностранного языка.

         Мы не случайно обратились именно к этой теме, т.к. она кажется нам очень интересной и актуальной. Мы полагаем, что вопрос заслуживает долж­ного внимания на всех ступенях обучения, начиная с начального, заканчивая старшим, т.к. любовь к поэзии и музыке должна прививаться детям с раннего возраста и сопровождать их всю жизнь, но в данной исследовательской работе мы рассмотрим возможности использования современного песенного материала на среднем этапе обучения.

Таким образом, актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности использования современного песенного материала на среднем этапе обучения, что обусловило выбор темы данной исследовательской работы.

Проблемой данного исследования является выявление особенностей ис­пользования современного песенного материала на среднем этапе обуче­ния иностранным языкам.

Исходя из этого объектом нашего исследования является процесс использования песен на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения.

Предметом исследования являются методы и приемы использования песни и музыки для формирования фонетических навыков, расширения лексического запаса, развития устной речи на иностранном языке.

Исходя из объекта и предмета нашего исследования, цель исследова­ния заключается в попытке дать комплексное решение проблемы использова­ния песен на уроках английского языка. При этом особое внима­ние уделяется этому средству обучения как способу повышения эффективно­сти обучения.

Определив проблему исследовательской работы, обозначив объект и предмет нами, выдвигается следующая гипотеза исследования: разнообразие форм использования песен на уроках иностранного языка может способствовать формированию навыков учащихся и повышать эффективность обучения иностранного языка при следующих усло­виях:

1) оптимальном сочетании объемов используемого материала, количества учащихся и изучаемых на уроке фонетических и лексических явлений;

2)создании психологически комфортной обстановки на уроках английского языка.

Для того чтобы опровергнуть или подтвердить выдвинутую гипотезу была поставлена цель исследования: дать комплексное решение проблемы использования песен на уроках английского языка. При этом особое внимание уделяется этому средству обучения как способу повышения эффективности обучения, что особенно важно.

И затем для достижения поставленной цели необходимо ре­шить следующие задачи:

1)изучить научно-исследовательские и дидактические источники по данной проблеме;

2) рассмотреть методику и особенности работы с песенным материалом при обучении английскому языку;

3)изучить возможности песен и музыки в процессе формирования фонетических и лексических навыков.

4)рассмотреть возможность музыки и песен как способ создания психологически комфортной обстановки на уроках английского языка.

Структура исследовательской работы следующая: введение, 2 главы, заключе­ние, список использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется цель, объ­ект, предмет, задачи исследования, выдвигается гипотеза исследования.

Первая глава посвящена теоретическим основам обучения, что включает в себя содержание обучения иностранному языку, лингвистический компонент содержания обучения и принципы работы с песней на уроке.

Вторая глава подробно отражает особенности использования песен на уроке английского языка, возможности в процессе формирования фонетических навыков, использование песенного материала для расширения лексического запаса, а также создание с помощью музыки и песен психологически комфортной обстановки на урока английского языка.

Теоретическая ценность данной работы заключается в том, что в ней рассматри­вается теоретический положения по использованию современного песенного материала, принципы работы с песней на уроках.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследова­ния могут быть использованы в работе учителей общеобразователь­ной школы при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения.

В заключении подводятся итоги исследовательской работы.

Список использованной литературы включает 20 наименований.

Приложение включает в себя песни для использования на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения, в зависимости от цели, которую учитель определяет (закрепление грамматических, слухо-произносительных, лексических навыков и т.д.).

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические положения использования современного песен­ного материала на уроках иностранного языка среднем этапе обучения

 

1.1Компоненты содержания обучения иностранному языку

1.1.1 Лингвистический компонент содержания обучения

 

Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) продолжает оставаться одной из самых актуальных. Немаловажное значение имеет взаимосвязь содержания обучения(СО) с социальным заказом общества. С его развитием, а также в связи с историческими преобразованиями в мире менялись и цели, и СО в целом.

В настоящее время, в эпоху создания Общеевропейского дома растет роль ИЯ как школьного предмета в обучении не только самому языку, но также иноязычной культуре носителей этого языка.

В задачи данной главы входит исследование понятия содержания обучения(СО), а также его компонентов для выявления возможностей оптимизации содержания обучения в новых исторических условиях.

Существуют ли какие-нибудь факторы, влияющие на СО, есть ли какие-либо резервы пополнения содержания обучения сейчас, в наше время, когда эта проблема казалось бы, уже достаточно разработана в различных исследованиях в области методики?

Но прежде, чем вносить что либо новое, необходимо раскрыть само понятие содержания обучения, проанализировать и сопоставить разные подходы и точки зрения различных исследователей.

В методике обучения ИЯ до сих пор нет единого мнения о содержании обучения этому предмету. Существует несколько точек зрения на эту проблему. И так как цель данного исследования предполагает совершенствование СО ИЯ в средней школе, то, исходя из обще дидактических концепций СО, в этой работе будет показана специфика СО ИЯ в средней школе, а также будет сделан анализ его компонентов.

Традиционно под СО в самом общем смысле понимается все то, "чему следует учить учащихся" [7; 20-23]

Некоторые считают, что составными частями СО являются знания конкретного языкового материала (лексика, грамматика, фонетика, орфография), умение и навыки, тематика для устной речи и чтения, тексты, языковые понятия, отсутствующее в родном языке.

СО рассматривается также как сложное диалектическое единство, складывающееся из взаимодействия определенным образом организованного учебного материала (содержание учебного предмета) и процесса обучения ему.

Согласно этой концепции СО ИЯ состоит из:

1) содержания учебного предмета, в которое входят основные единицы методической организации материала (слова, типовые фразы, текст, тема, как потенциальный текст) и основные типы упражнений;

2) педагогического процесса, т.е. процесса формирования иноязычных знаний, навыков и умений.

И если попытаться выстроить линейно все компоненты содержания обучения, то в рамках этой концепции можно говорить о языковом материале, текстах, теме, упражнениях, знаниях, навыках и умениях. Весьма своеобразно и следующее понимание этой проблемы, приведенное ниже.

Под содержанием обучения ИЯ понимаются и промежуточные поклассные умения, языковые навыки, тексты в графическом и звуковом оформлениях, темы и ситуации, в пределах которых формируются речевые умения, языковые понятия, отсутствующие в родном языке учащихся. [3; 89-91]

В советской методике обучения ИЯ вопрос о составных частях содержания обучения являлся спорным. И все же такие компоненты, как языковой материал, занятия, умения и навыки, тематика, тексты и языковые понятия, не свойственные родному языку находят свое отражение в большинстве классификаций содержания обучения ведущих методистов.

Совершенно очевидно, что языковой материал не исчерпывает содержания обучения, т.к. его усвоение - это лишь база для развития умений и навыков устной речи и чтения, формирующихся не только на основе различного языкового материала, но и на основе связного целого, которое выступает в виде звучащих текстов или текстов в графическом оформлении. Отсюда следует правомерное включение текстов и тематики в СО.

Несколько по-другому решается вопрос о знаниях, навыках и умениях. Прежде хотелось бы отметить, что для иностранных языков, ведущей функцией которого является речевое общение, основными единицами содержания выступают виды речевой деятельности: выражение мысли в устной форме (говорение); в письменной форме (письмо); восприятие и понимание на слух (аудирование); восприятие и понимание письменной речи, текстов (чтение). Каждый вид речи - "сложная и своеобразная система умений творческого характера, основанных на знаниях и навыках, направленная на решение различных коммуникативных задач" [4; 45-48]

А. Д. Климентенко интерпретирует "знания" как знания о способах деятельности. И с этим нельзя не согласиться, т.к. знания о способах деятельности, используемые в практической деятельности обеспечивают сознательное овладение навыками. Такие знания в ИЯ оформляются в виде правил. К знаниям относят также и языковой материал.

В ходе обучения ИЯ у учащихся формируются самые разнообразные умения и навыки. К ним традиционно принято относить речевые умения (умение говорить, аудировать, читать и понимать и т.п.), навыки употребления лексики, грамматики или произносительные навыки, входящие как элементы в состав речевых умений. Все выше перечисленное бесспорно входит в содержание ИЯ, поскольку является базой для достижения практической цели обучения ИЯ.

Информация о работе Использование современного песенного материала на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения