Использование мультимедийных обучающих программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:44, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. Иностранный язык (ИЯ), как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….. .3

Глава I. Использование новых информационных технологий при обучении иностранным языкам ……………...………….………………….….6
1.1. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков …………………………………………..…..8
1.2. Использование компьютерных технологий при обучении иностранным языкам ……………………………………………………………………………..15
1.3. Возможности применения Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка …………………………………………………………………...………….21
Выводы по I главе ……………………………………...……………………….26

Глава II. Место мультимедийных обучающих программ на уроках немецкого языка ……………………………………………………..………….27
2.1. Характеристика мультимедийных обучающих программ для изучения немецкого языка ……………………………………………………….…………27
2.2. Возможности использования учителем программы «Hot Potatoes» для создания интерактивных заданий …………………………………...…………..39
2.3. Практическое использование мультимедийных программ на уроке немецкого языка. Развернутый план урока для 7 класса по теме «Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes » с использованием мультимедийного диска «Freizeit-Tips Deutschland»…………….......................................…………44
Выводы по II главе …………………………………………………….……… .47

Заключение ………………………………………………………..……….…….48
Библиография……………………………………………...………..……….…..50
Приложение ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

“Чувашский  государственный педагогический

университет имени  И. Я. Яковлева”

 

 

 

Факультет иностранных  языков

 

Кафедра немецкого  языка

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ

 

 

ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

 

 

 

 

Выполнила:

студентка V курса группы “А” немецкого отделения

факультета  иностранных языков

Шмелева  Светлана Геннадьевна

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент                                                          Гладкова О. С.

 

 

 

 

 

 

Чебоксары

2010

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……….. .3

 

Глава I. Использование новых информационных технологий при обучении иностранным языкам ……………...………….………………….….6

1.1. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков …………………………………………..…..8

1.2. Использование компьютерных технологий при обучении иностранным языкам ……………………………………………………………………………..15

1.3. Возможности применения Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка …………………………………………………………………...………….21

Выводы по I главе ……………………………………...……………………….26

 

Глава II. Место мультимедийных обучающих программ на уроках немецкого языка ……………………………………………………..………….27

2.1. Характеристика мультимедийных обучающих программ для изучения немецкого языка ……………………………………………………….…………27

   2.2. Возможности использования учителем программы «Hot Potatoes» для создания интерактивных заданий …………………………………...…………..39

2.3. Практическое использование мультимедийных программ на уроке немецкого языка. Развернутый план урока  для 7 класса по теме «Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes » с использованием мультимедийного диска «Freizeit-Tips Deutschland»…………….......................................…………44

Выводы по II главе …………………………………………………….……… .47

 

Заключение ………………………………………………………..……….…….48

Библиография……………………………………………...………..……….…..50

Приложение ……………………………………………………..…………….…54

 

Введение

Актуальность  исследования. Иностранный язык (ИЯ), как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала  учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Необходимость постоянного совершенствования  системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания ИЯ. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности [24, 168].

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Использование мультимедийных программ при обучении немецкому языку».

На современном  этапе развития образования методика использования информационных и компьютерных технологий детально исследуется такими отечественными авторами, как И. Л. Бим, Р. К. Потаповой, Н. Ю. Пахомовой, О. М.  Моисеевой, Е.С. Полат, А. В. Зубовым, Е. И. Пассовым.

Цель  исследования – теоретически обосновать использование новых информационных технологий (НИТ) в процессе обучения ИЯ, в частности, интернет-ресурсов, а также использование мультимедийных обучающих программ на уроке ИЯ.

В соответствии с общей целью в работе ставится и решается ряд конкретных задач:

    1. Выяснить значение и роль новых информационных технологий в современной методике преподавания ИЯ;
    2. Исследовать и обосновать технологию использования мультимедийных обучающих программ в методике преподавания ИЯ;
    3. Рассмотреть ряд мультимедийных обучающих программ и составить таблицу на основе их сравнительного анализа; 
    4. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.

Успешное решение  поставленной цели и задач потребовало  обращения автора к следующим методам научного исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме, наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения ИЯ, сравнительный анализ учебного материала.

Новизна работы заключается в рассмотрении методики использования компьютерных технологий как новой личностно-ориентированной педагогической технологии в языковом образовании.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что здесь описаны различные взгляды отечественных методистов и преподавателей школ.

Практическая  значимость заключается в применении в педагогическом процессе обучения ИЯ  разработанных автором данной дипломной работы сравнительных характеристик мультимедийных программ и методических рекомендаций их использования в системе учебных и внеучебных занятий, а также в соблюдении комплексного подхода при изучении многообразия существующих точек зрения по данному вопросу.

Объектом исследования являются новые информационные и компьютерные технологии в системе образования.

Предмет исследования – использование мультимедийных и интерактивных программ при обучении немецкому языку.

Цели и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографических источников и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, указывается теоретическая и практическая значимость работы, ее научная новизна.

В первой главе даны общие сведения об использовании новых информационных технологий, определена роль компьютера в современной технологии преподавания ИЯ, рассмотрены возможности использования информационных технологий в системе обучения и возможности применения Интернет-ресурсов на уроках ИЯ.

Во второй главе предлагается характеристика мультимедийных обучающих программ и их место на уроках немецкого языка, рассматривается возможность использования преподавателем программы «Hot Potatoes» для создания интерактивных заданий. 

В заключении дается обобщение результатов исследования, констатируется их адекватность поставленным целям и задачам, приводятся полученные выводы.

 

Глава I. Использование новых информационных технологий при обучении ИЯ

 В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя  состоит в том, чтобы создать  условия практического овладения  языком для каждого учащегося, выбрать  такие методы обучения, которые позволили  бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий,  Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

Компьютер дает возможность индивидуализации процесса обучения. Каждый ученик работает так, как может, он имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибку. Красочное оформление, игровые моменты, элементы мультипликации способствуют быстрому запоминанию и стимулируют детей к активной работе на уроке. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-Rom-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. Существующие сегодня в продаже компьютерные обучающие программы по иностранным языкам не всегда отвечают основным требованиям школьных программ. Они предназначены, в основном, для индивидуальных занятий, для самостоятельного изучения иностранных языков.  И, в то же время, без опытного преподавателя такой способ изучения языка является малоэффективным. Конечно, в настоящее время, созданы компьютерные программы, поддерживающие уже существовавшие ранее курсы изучения иностранных языков. Обучение по таким программам проводится в определённой системе. Но не каждая школа сегодня может позволить себе приобрести такие дорогостоящие учебники и СD-Rom-диски к ним. Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал одной из программ и использовать её фрагмент на уроке, как вспомогательное  средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, а так же при тестировании. Учащиеся работают с компьютерными программами не весь урок, а только часть его, примерно 10-15 минут [22, 53]. 

Бытуют опасения, что техника может вытеснить  учителей.  Некоторые учителя скептически относятся к такой методике. Однако как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, особенно к детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет.

 

    1. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков

Проблема качественного  обучения всегда была и будет актуальной. Сегодня на рынке труда востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, конкурентноспособные специалисты, умеющие добывать необходимые знания. Это условие потребовало от учителей поиска и использования в учебно-воспитательном процессе современных обучающих технологий. Каждый, кто когда-либо пользовался компьютером, согласится с тем, что это устройство по сути своей изначально интерактивно. Компьютер – наиболее подходящий помощник в обучении ИЯ, целью которого является интерактивное общение. Особенно успешно системы обучения ИЯ с помощью компьютера стали развиваться в последнее время в связи с появлением  CD-Rom-дисков (программ, записанных на лазерных дисках) и популяризацией сети Интернет. Это поистине революционные разработки превратили обучение ИЯ в живой, творческий и естественный процесс. Изобретение синтезатора речи и использование интерактивного видео привели к созданию прекрасных реалистичных программ, предлагающих учащемуся огромное количество сюжетов, которые не только стимулируют интерес, но и предоставляют большую педагогическую ценность.

У компьютерного обучения ИЯ много преимуществ. Объединим их в несколько групп. Прежде всего, нам хотелось бы представить достоинства компьютерного метода с психологической точки зрения. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю мотивировать учеников, а ученики будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора – машины. Чтобы сделать обучение более занимательным для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью повторяют модель игры, умело изменяя ее для учебных целей.

Компьютер гарантирует  конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов  для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают о его результатах. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Информация о работе Использование мультимедийных обучающих программ