Инновации в методике преподавания иностранных языков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:42, реферат

Описание

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению (условно- коммуникативному или коммуникативному).Для достижения этой цели используются технические средства обучения. Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ.

Содержание

Введение.
Глава I.
Использование технических средств для интенсификации учебного процесса и для обеспечения важных составляющих методики преподавания.
1.1 Лингафон и управление процессом обучения аудированию.
1.2 Интенсификация учебного процесса на основе индивидуализации обучения в условиях использования видеофонограммы.
1.3. Использование графопроектора. Его преимущества перед традиционными наглядными пособиями.
Глава II.
Внедрение новых информационных технологий в процесс изучения иностранных языков.
2.1 Мультимедийный учебник.
2.2Использование Интернет - ресурсов на уроках английского языка.
2.3 Электронные библиотеки.
Глава III.
Обучающий эксперимент.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат по методике. инновации.doc

— 293.50 Кб (Скачать документ)

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды инфор-мации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

На современном этапе дистанционное  обучение является очень популярной формой образования в мире. Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов. Создана Международная Ака-демия Информатизации, а при ней в 1998 г. Всемирный Распределенный Университет, который сегодня зарегистрирован в трех странах - в России, в Казахстане и Бельгии.

Практика использования электронных  учебников показала, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую воз-можность для изобретения новых методов методик в образовании и тем самым повысить его качество.

ВЫБОР СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ 

2.1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ  ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКАХ

А теперь настало самое время  попытаться ответить на вопрос "Что  следует понимать под термином «Дистанционное обучение»?".

Дистанционное обучение - комплекс образовательных  услуг, предоставляемых широким  слоям населения в стране и  за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учеб-ной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная система ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информа-ционных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ори-ентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

То есть под дистанционным обучением  будем понимать любой вид передачи знаний, где обучающий и обучаемый  ра-зобщены во времени и/или пространстве. Если согласиться с этим определением, то "старое доброе" заочное обучение и есть прообраз современного ДО, в котором, однако, отсутствует элемент индивидуализации. Каким же образом можно привнести элементы индивидуализации в компоненты дистанционного обучения?

Поскольку современные компьютеры позволяют с большой эффективностью воспроизводить практически все извест-ные до настоящего времени виды передачи информации, и, что нам представляется наиболее важным, только они могут реа-лизовать адаптивные алгоритмы в обучении и обеспечить преподавателя объективной и оперативной обратной связью о процессе усвоения учебного материала, то становится совершенно очевидным, что принципиальное отличие ДО в сегодняшнем его понимании от традиционного заочного заключается не только в том, что «перо и бумагу» заменяет компьютер, а «голубиную почту» - Интернет. Мультимедийный компьютер - это не только новый интегрированный носитель информации, это - устройство наиболее полно и адекватно отображающее модель "face to face". Кроме этого, только в компьютерах могут быть реализованы информационно-справочные системы на основе гипермедийных ссылок, что также является одной из важнейших составляющих индивидуализации обучения.

Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник  пред-ставляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных но-сителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:

* обеспечивает практически мгновенную  обратную связь;

* помогает быстро найти необходимую  информацию (в том числе контекстный  поиск), поиск которой в обычном  учебнике затруднен;

* существенно экономит время  при многократных обращениях  к гипертекстовым объяснениям;

* наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам ЭУ можно отнести  не совсем хорошую физиологичность  дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стои-мость по сравнению с книгой.

2.1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ  СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Средства создания электронных  учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенно-сти применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

* традиционные алгоритмические  языки;

* инструментальные средства общего назначения;

* средства мультимедиа;

* гипертекстовые и гипермедиа  средства;

Ниже приводятся особенности и  краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальней-шем имеется в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и имеющиеся в распоря-жении университета.

ТРАДИЦИОННЫЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ  ЯЗЫКИ

Характерные черты электронных  учебников, созданных средствами прямого  программирования:

* разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);

* сложность модификации и сопровождения;

* большие затраты времени и  трудоемкость;

* отсутствие аппаратных ограничений,  т.е. возможность создания ЭУ, ориентированного на имеющуюся  в наличие техническую базу.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для  создания ЭУ пользователями, не являющи-мися квалифицированными программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают сле-дующие возможности:

* формирование структуры ЭУ;

* ввод, редактирование и форматирования  текста (текстовый редактор);

* подготовка статической иллюстративной  части (графический редактор);

* подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);

* подключение исполняемых модулей,  реализованных с применением  других средств разработки и др. К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести:

* возможность создания ЭУ лицами, которые не являются квалифицированными программистами;

* существенное сокращение трудоемкости  и сроков разработки ЭУ;

* невысокие требования к компьютерам  и программному обеспечению. Вместе  с тем ИСОН имеют ряд недостатков,  таких как:

* далеко не дружественный интерфейс;

* меньшие, по сравнению с мультимедиа  и гипермедиа системами, возможности;

* отсутствие возможности создания  программ дистанционного обучения.

В нашей стране существует множество  отечественных ИСОН: Адонис, АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.

СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА

Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество  экспериментов, выявили зависи-мость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема. Если информация была представлена визуально - около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек во-влекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

Итак, мультимедиа означает объединение  нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки  и фотографии), движущиеся изображения.

Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количест-вом используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения.

Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12 фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использо-вание аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объем информации.

Характерным отличием мультимедиа  продуктов от других видов информационных ресурсов является заметно больший информационный объем, поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 640 Мбайт. Для профессиональных применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewriteable, DVD и др.), однако они имеют очень высокую стоимость.

ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ И ГИПЕРМЕДИА СРЕДСТВА

Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листа-ет по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет про-цессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет  таким предъявляемым к учебникам требованиям, как струк-турированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно "выложить" на любом сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.

В настоящее время существует множество  различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

2.1.3. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СРЕДСТВ

При выборе средств необходима оценка наличия:

* аппаратных средств определенной  конфигурации;

* сертифицированных программных  систем;

* специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новы-ми данными, ограничение на объем памяти и др.

Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

2.1.4.СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО

УЧЕБНИКА

На  рынке компьютерных продуктов с  каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, тестирование.

В настоящее время к учебникам  предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу  должна быть хорошо структурирована  и представлять собою законченные фраг-менты курса с ограниченным числом новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих  сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка,  появляю-щаяся или исчезающая  синхронно с движением курсора  по отдельным элементам иллюстрации  (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться  многочисленными перекрестными  ссылками, позволяющими сократить  вре-мя поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подклю-чение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

6. Видеоинформация или анимации  должны сопровождать разделы,  которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некото-рые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной ча-стью учебника.

Информация о работе Инновации в методике преподавания иностранных языков