Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования – показать возможность и необходимость использования
системы упражнений.
Объект исследования – различные виды упражнений и составленная нами
система упражнений.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические особенности
формирования грамматических навыков 6
1.1 Возрастные особенности развития школьников 6
1.2 Организация обучения при формировании практических
навыков 10
1.3 Принципы-ориентиры и принципы-условия обучающей
технологии в процессе формирования навыков 13
1.4 Цели обучения английскому языку на начальном этапе
в средней школе 17
Глава 2 Методический аспект изучения грамматики английского
языка на начальном этапе в средней школе 21
2.1 Роль иностранного языка в обществе. Необходимость
изучения грамматики иностранного языка 21
2.2 Составляющие, необходимые при формировании
грамматических навыков 24
2.3 Характеристика грамматических навыков и
их этапы формирования 28
2.4 Приемы работы над грамматическим минимумом.
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике 32
2.5 Использование символов и средств наглядности в работе
при формировании лексических и грамматических умений 37
Глава 3 Система упражнений, направленная на
формирование грамматических навыков 41
3.1 Основные виды и типы упражнений, необходимые
для формирования грамматических навыков 41
3.2 Мониторинг уровня сформированности языковых навыков 46
Заключение 50
Литература 51

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 69.84 Кб (Скачать документ)

внутренней, явно  не обозначенной, но всегда определяющей стороны, т.е.

ученик пропускает через  себя изученный материал и определяет его содержание,

что оно в себе несет. Такой  взгляд обращается к тому, что переживает

сознание, т.е. к ценностям, составляющим его содержание.

5. Эйдетическая редукция.

Этот метод является основополагающим в феноменологии. Его действие

проявляется практически  во всех других методах, в частности, им определяется

возможность реализации принципа «сведение в одну точку»: анализируя ценность

явления, факта, события и  т.д., как бы заключаются в скобки все относящиеся к

ним научные и ненаучные  описания, суждения, положения, оценки. Ученик

проникает в самую суть изучаемого материала. [8]

1.4 Цели обучения английскому  языку на начальном этапе в  средней школе

Для начала мы дадим определение  начальному этапу. Под начальным  этапом в

средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий

заложит основы коммуникативной  компетенции, необходимые и достаточные  для их

дальнейшего развития и совершенствования  в курсе изучения этого предмета.

Чтобы заложить основы коммуникативной  компетенции, требуется достаточно

продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов  ознакомиться с

изучаемым языком как средством  общения.

Начальный этап важен еще  и потому, что от того, как идет обучение на этом

этапе, зависит успех в  овладении предметом и формировании учебных навыков в

последующих этапах.

В данном пункте мы подвергнем анализу цели и задачи обучения английскому

языку в общеобразовательных  учреждениях в качестве определяющих общую

стратегию обучения этому  предмету.

Коммуникативная цель обучения (собственно социальное содержание цели).

Раскрытие коммуникативной  цели обучения начнем с рассмотрения специфики

учебного предмета «иностранный язык». В чем же заключается специфика  этого

предмета? Во-первых, язык –  будь то родной или иностранный –  служит средством

общения, средством приема и передачи информации об окружающей

действительности в естественных условиях социальной жизни. Во-вторых, при

обучении этому предмету не предполагается особое прибавление  знаний об

окружающей действительности, но расширяются представления об иноязычной

культуре страны через  язык, и расширяется общий кругозор. В-третьих, язык,

будучи средством общения, нуждается в том, чтобы его  «содержали в рабочем

состоянии», то есть всегда готовым  к использованию в возникающих  ситуациях

общения.

Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что  учащиеся должны

овладевать изучаемым  языком как средством общения, уметь  им пользоваться в

устной и письменной формах. Т.е. овладение всеми формами общения  и всеми

речевыми функциями для  того, чтобы владение иноязычной культурой  было

средством: межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания

своих убеждений.

Воспитательная цель обучения (педагогическое содержание цели).

Обучение иноязычной культуре используется как средство нравственного  воспитания.

Воспитание нельзя разделить  на этическое, эстетическое, трудовое,

экологическое и т.п. В  конечном счете, всякое воспитание есть воспитание в

человеке нравственности [20], т.е. иностранный язык вносит значительный вклад

в нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание любви к

Родине и своим близким. Сам предмет таков, что учащихся учат слушать,

выслушивать собеседника, с  уважением к нему относиться.

Также осуществляется и трудовое воспитание в широком смысле этого  слова,

формируются навыки и умения интеллектуального труда. Детей  нужно научить

учиться, обучить их приемам  умственного труда, необходимым  для выполнения

устных и письменных заданий.

Обучение английскому  языку позволяет осуществлять эстетическое воспитание.

Наблюдения показывают, что  дети с удовольствием слушают  английскую речь, они

усваивают аутентичные (подлинные) образцы английской речи. Им нравится

произносить английские звуки, слова, вступать в беседу, они любят  разучивать

стишки и петь песенки.

В заключение приведем слова  известного педагога Ю.К. Бабанского: «Объективно

обучение не может не воспитывать  определенных взглядов, убеждений, отношений,

качеств личности. Суть воспитывающей  функции обучения состоит в том, что она

придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и

общественную значимость». Автор также подчеркивает тесную связь образования и

воспитания. И действительно, они выступают в единстве. Не случайно в английском

языке эти понятия соединены  в одно слово education.

Образовательная цель обучения (лингвострановедческое содержание цели).

Образовательная функция  иностранного языка велика. Учащиеся овладевают вторым

языком, следовательно, новыми средствами для выражения мыслей, и уже в этом

самом заложена образовательная  роль этого учебного предмета.

Обучение иноязычной культуре используется как средство обогащения духовного

мира личности, т.е.

1) как средство приобретения  знаний о культуре страны изучаемого  языка:

литературе, музыке, архитектуре  и т.п.;

2) как средство приобретения  знаний о строе языка, его  системе, характере,

особенностях, сходстве и  различии с родным языком;

3) как средство удовлетворения  личных познавательных интересов  в любой из

сфер своей деятельности.

Развивающая цель обучения (психологическое  содержание цели).

Чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому

предмету, в том числе  и иностранному языку, необходимо, как  указывают

психологи и дидакты, включать учащихся в такие виды деятель­ности, которые

развивают у них сенсорные  восприятия, двигательную, ин­теллектуальную,

волевую, эмоциональную и  мотивационную сферы.

Изучение иностранного языка  активизирует работу слухового, зрительного,

речедвигательного, моторного  анализаторов и вносит весомый вклад  в развитие

памяти, воображения, представлений. Действительно, овладение языком

предполагает запоминание  большого количества языковых и рече­вых единиц, что

достигается активной работой  памяти.

Овладение языком в искусственных  условиях, то есть вне среды, где  на нем

говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать

общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Дети младшего

школьного возраста обладают богатым воображением, и, с одной  стороны, эту

особенность следует использовать в учебно-воспитательном процессе, с другой

– опора на эту особенность  будет еще более развивать  эту воображение и

способствовать созданию и развитию представлений.

Изучение иностранного языка  на начальном этапе может развивать  логическое

мышление учащегося. В  учебниках предлагаются задания, тре­бующие

осуществления мыслительных операций, например:

Look at the pictures and agree or disagree. - Анализ.

Choose the right sentence – сравнение-анализ.

Arrange sentences in a logical order – анализ-сравнение.

What do you think about Pit? Is it good to do things like that? – Анализ –

синтез - умозаключение.

Итак, обучение английскому  языку на начальном этапе может  и должно

обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной  и

развивающей целей, тесно  взаимосвязанных между собой. При  этом ведущей

является практическая цель, а воспитательная, образовательная  и развивающая

цели достигаются в  процессе овладения английским языком в условиях активной

познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся.

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ  ШКОЛЕ

2.1 Роль иностранного языка  в обществе. Необходимость изучения  грамматики

иностранного языка

Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками.

Однако трудность в  решении этой задачи состоит в  том, что для большинства

учащихся иностранный  язык является ценностью потенциальной, а не реальной.

Это противоречие должен снять  учитель, который служит посредником  между

обществом и учеником. Чтобы  соответствовать такой роли, учителю  необходимо

глубоко осознать социальное содержание предмета «иностранный язык»,

проникнуться чувством гордости за свой предмет.

В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь

предмет «иностранный язык»  в силу своей специфики обладает гораздо большими

возможностями, чем другие предметы школьного цикла.

Сегодня иностранный язык может способствовать повышению  культуры общения

людей. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым

этикетом, учатся решать различные  коммуникативные задачи, овладевают

стратегией и техникой диалогического и группового общения, учатся быть

речевыми партнерами.

Иностранный язык способствует расширению не только филологического, но и

общего кругозора учащихся. При изучении иностранного языка  учащиеся

овладевают не только новыми средствами общения, но и узнают культурные

ценности страны изучаемого языка: ее историю, географию, науку, литературу,

искусство.

Овладение вторым языком оказывает  благотворное влияние на развитие

способностей речедвигательного  аппарата. Развиваются фонематический и

интонационный слух, имитативные  способности, способность к догадке,

способность к выделению  главного, все виды памяти, произвольное запоминание;

учащиеся овладевают специальными мнематическими действиями.

В наши дни общество предъявляет  системе образования в области  обучения

иностранным языкам социальный заказ. Каков же он? Ответ на этот вопрос

необходим, потому что плоды  нашего «иноязычного просвещения» весьма незрелы и

горьки, а цель играет основополагающую роль. Иностранный язык объективно

является общественной ценностью, поэтому его включение в программу  средней

школы есть социальный заказ  общества. Социальным заказом общества в основном

определялась цель обучения.

Сегодня, когда международное  общение приобрело массовый характер, цель

обучения формируется  как «обучение общению на иностранном  языке».

Конечно, обучение умению общаться на иностранном языке и заманчиво  и

необходимо. Но это ли должно значиться в качестве цели?

В общем плане сформулируем ее так: формирование личности как идеала данного

общества. Тогда предлагаемый подход можно изобразить на схеме:

    

 образование   Личность

 

 обучение воспитание  как идеал

 

 развитие   общества

 

 

Становится ясным, что  определение того, чему учить (содержание цели

обучения), зависит от того, зачем учить. [20]

В указанном подходе все  аспекты будут «работать» на формирование личности. А

ведь именно от личности зависит, как она будет использовать иностранный  язык.

Таким образом, цель «обучение  иноязычной культуре или иностранного языка» не

превращается в самоцель, ибо является средством достижения другой, более

общей цели – развитие личности. [20]

Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических

навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не

был на протяжении многих лет  предметом столь интенсивных  обсуждений и

дискуссий. Она играла и  продолжает играть неодинаковую роль при обучении

родным или иностранным  языкам, но также и в системе  образования отдельных

стран мира.

Разберем понятие «грамматика». Она понималась по-разному. Это понятие  еще до

нашей эры стало областью знаний. Понятие «грамматика» (греч. grammatiké)

первоначально обозначало «искусство чтения и письма».

В средние века «свободное искусство» grammatica (лат.) считалось одним  из

компонентов всякого образования  и ставило целью: научить владению латинским

языком, сообщить сведения по филологии, в том числе и при  чтении текстов,

осуществлять гимнастику ума. Обучение любому языку проводилось  посредством

грамматики, построенной, как  правило, по образцу латинской. Грамматика

изучалась как особый предмет  и как самоцель.

В последующий период, особенно начиная с XIX в., понятие «грамматика»

наполняется новым содержанием  и в языкознании, и в обучении языкам. По

определению лингвистов [24, 19], грамматика стала обозначать: а)

грамматический строй  языка; б) раздел языкознания, изучающий  такой строй; в)

совокупность правил изменения  слов, их соединений в сочетания. Следует  при

этом отметить, что в  ХХ в. лингвисты и методисты, отечественные  и зарубежные,

стали особенно часто включать в понятие «грамматика» разные разделы  науки о

языке, например, такие, как  словообразование и фонетика [31], а  также

орфография, элементы лексикологии, фразеологии, стилистики [10] и др.,

которые в свою очередь  включаются в учебники грамматики разных языков.

В прошлом веке лингвисты  настаивали почти на полной или абсолютно  полной

ликвидации грамматики и  всех учебников грамматики в общеобразовательных

учреждениях.

Информация о работе Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе