Закон противоречия и споры вокруг него

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:42, реферат

Описание

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой — мысль, смысл, разум.
Возникая в рамках античной философии как единой, не рас-члененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окру¬жающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеоб¬разной, а именно рациональной, или умозрительной, формы фи¬лософии — в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

Содержание

1. Введение ………………………………………………… 3
2. Понятие о логическом законе ………………………… 4
3. Закон Противоречия …………………………………... 7
4. Применение закона непротиворечия в жизни ……… 14
5. Заключение ……………………………………………... 15
6. Список используемой литературы …………………... 17

Работа состоит из  1 файл

Реферат Закон противоречия и споры вокруг него.docx

— 41.95 Кб (Скачать документ)

Дисциплина «Логика»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему «Закон противоречия и споры вокруг него»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Содержание

  1. Введение ………………………………………………… 3
  2. Понятие о логическом законе ………………………… 4
  3. Закон Противоречия …………………………………... 7
  4. Применение закона непротиворечия в жизни ……… 14
  5. Заключение ……………………………………………... 15
  6. Список используемой литературы …………………... 17

 

 

 

 

Введение

 

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой — мысль, смысл, разум.

Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии — в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

В своем последующем развитии логика становилась все более  сложным, многогранным феноменом духовной жизни человечества. Поэтому естественно, что в разные исторические периоды у разных мыслителей она получала различную оценку. Одни говорили о ней как о некоем техническом средстве — практическом «орудии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней особое «искусство» — искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор» — совокупность или свод правил, предписаний и норм мыслительной деятельности («Канон»). Были даже попытки представлять ее как своеобразную «медицину» — средство оздоровления рассудка.

Во всех подобных оценках, несомненно, содержится доля истины. Но — лишь доля.

 

Главное, что характеризует  логику, особенно в настоящее время, это то, что она есть наука — и притом весьма развитая и важная. И как всякая наука, она способна выполнять различные функции в обществе, а следовательно, обретать разнообразные «лики».

Ныне существует великое  множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они, как известно, делятся прежде всего на науки о природе — естественные науки (астрономия, физика, химия, биология и т. д.) и науки об обществе — общественные науки (история, социология, юридические науки и др.).

По сравнению с ними своеобразие логики заключается  в том, что ее объектом выступает мышление. Это наука о мышлении. Но если мы дадим логике только такое определение и поставим здесь точку, то допустим серьезную ошибку. Дело в том, что само мышление, будучи сложнейшим явлением, выступает объектом изучения не одной лишь логики, но и ряда других наук — философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, кибернетики, лингвистики и т.п.

 Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т. е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности и в то же время с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики.Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.

 

В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности. В них  нашли свое логическое выражение  наиболее массовидные черты внешнего мира, его качественная определенность. При этом мышлении, выступая как  специфическое отражение объективной  реальности в сознании человека, протекает  не хаотично, а закономерно. Это означает, что элементы мысли, как и мысль  в целом, находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая правильность рассуждений  обусловлена законами мышления.

 

Понятие о логическом законе

 

Прежде чем рассмотреть  содержание и специфику законов  логики целесообразно определить родовое  понятие "закон".

Существуют общие правила, принципы или, точнее, законы, соблюдение которых обязательно для достижения истины в любом рассуждении. Это четыре основных закона логики: закон тождества, закон противоречия (непротиворечия), закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Первые три закона сформулировал еще Аристотель в своей "Аналитике". Они носят нормативный характер, так как только при их соблюдении можно говорить о правильности мышления. Нарушение этих законов приводит к логическим противоречиям и ошибкам, а, в конечном счете, к невозможности отличить истину ото лжи. Четвертый закон был предложен Г.В. Лейбницем под названием закона достаточного основания, но он имеет скорее рекомендательный, чем нормативный характер. Сама его формулировка вызывает споры ввиду неясности, и поэтому в современной математической логике он не используется.

Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся  связь явлений, обусловливающая  их структуру, функционирование или  развитие.

На основе этой общей дефиниции  определим категорию "закон мышления".

Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями. Источники  этих связей - объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей  внешнего мира, преобразованных в  человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей.

Важнейшая особенность основных законов мышления состоит в том, что они носят здесь универсальный  характер, т. е. лежат в основе функционирования всего мышления в целом. Можно  сказать без преувеличения, что без этих законов процесс мышления в целом был бы попросту невозможен. Ведь в них отражаются фундаментальные — наиболее общие и глубокие свойства, связи и отношения объективного мира, постигаемого нашим мышлением. Вот почему они рассматриваются нами после анализа всех конкретных мыслительных форм.

Основные законы мышления, в свою очередь, подразделяются на два  типа: формально-логические законы и законы диалектической логики, находящиеся в определенном соотношении между собой.

Изучение тех и других законов необходимо и важно для  понимания сложных глубинных процессов, протекающих в мышлении естественным образом, независимо от нашего осознания их и воли, а также для использования этих законов в практике мыслительной деятельности.

В логических законах выражены существенные, устойчивые и необходимые  черты внутренней структуры мыслительного  процесса, которая исторически сложилась  на основе объективных свойств и  отношений природного мира. Вот почему сами законы логики носят объективный  характер. Поэтому люди не могут  по своему усмотрению изменять или "диктовать" новые логические законы. Законы логики воспринимаются как аксиома - истина, не требующая доказательства. Обладая  характером всеобщности в сфере  мышления, эти законы являются обязательными  с точки зрения их соблюдения во всех областях научного знания и на любом уровне познавательного процесса. Естественно, что одних логических законов недостаточно, чтобы обеспечить истинность наших суждений, умозаключений. Законы логики составляют важный и  обязательный момент в системе условий, определяющих истинность наших мыслей. Логическая правильность и стройность мышления необходимы, но недостаточны для объективной истинности выводного знания. Отсюда вытекает следующее положение: законы формальной логики нельзя абсолютизировать, они не распространяются на внешний мир; их применение ограничено сферой мышления, а их действие правомерно лишь в пределах логической формы, а не содержания мысли.

Необходимо обратить внимание на то, что хотя логические законы релятивны, они не выступают в качестве простой  условности или произвольного измышления разума. Такие законы - результат  отражения внешнего мира в сознании человека. Только адекватно и научно осмысленная формальная логика раскрывает объективную основу логической формы  законов человеческого мышления и тем самым доказывает их необходимость  во всяком процессе научного познания объективной реальности.

 

Различают следующие виды формально-логических законов:

  1. Связанные с отдельными формами абстрактного мышления -или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов были выведены конкретные правила, которые рассматривались в предыдущих главах данного учебного пособия.
  2. Законы, которые имеют всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Их называют основные формально-логические законы. Это - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными потому, что они:
  • действуют во всяком мышлении;
  • лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями;
  • используются в процессе умозаключений и доказательств;
  • отражают важные свойства правильного мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.

Первые три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим  философом Аристотелем, закон достаточного основания - немецким философом XVIII в. Г.В. Лейбницем.

 

Необходимо иметь в  виду, что выделение четырех формально-логических законов осуществляется только в  традиционной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) показала, что логических законов бесконечно много и нет оснований делить их на основные и второстепенные. Кроме того, построены логические системы, в которых не являются законами, например, закон исключенного третьего (например, интуиционистская логика, некоторые системы многозначной логики), закон противоречия (паранепротиворечивая логика). Однако, абстрагируясь от этого и оставаясь в рамках традиционной логики, обратимся к анализу выделенных формальнологических законов, которые имеют важное значение в мыслительной деятельности людей.

 

Закон Противоречия

 

Логическое мышление также  характеризуется непротиворечивостью. Противоречия разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно.

 

Сущность закона: два несовместимых друг другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них обязательно ложно. Записывается: A не есть не-A. Под A понимается любое высказывание, под не-A - отрицания высказывания A.

 

В целях точности и ясности  этот закон следовало бы назвать  законом недопущения противоречия или принципом непротиворечивости, как принято в математике. Попытки  такого уточнения предпринимались  еще в XIX веке, например, английским математиком У. Гамильтоном, но по установившейся традиции его по-прежнему именуют  законом противоречия. Аристотель, которому принадлежит первая формулировка этого закона, пишет так: "Невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать ". Сам закон звучит так: «Два антагонизма (противоположных суждения) не могут быть одновременно истинны касательно одного и того же предмета». Или, более частно, высказывание и его отрицание не могут быть истинными одновременно: одно из них неизбежно ложно.

Если в одном суждении утверждается нечто, а именно А есть В, а в другом это нечто отрицается, то такие суждения не могут быть одновременно истинными. Поэтому суждения: А есть В, и А не есть В, образуют логическое противоречие.

Утверждение одного суждения и одновременное отрицание его  в одно и то же время и в одном  и том же отношении запрещается  логикой. "... невозможно, – писал Аристотель, – чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении ".

 

Данный закон имеет  большое значение в мыслительном процессе. К примеру, римский философ  Эпиктет так обосновывал необходимость  закона противоречия: "Я хотел бы быть рабом человека, не признающего закона противоречия. Он велел бы мне подать себе вина, я дал бы ему уксуса или еще чего похуже. Он возмутился бы, стал бы кричать, что я даю ему не то, что он просил. А я сказал бы ему. Ты не признаешь ведь закон противоречия, стало быть, что вино, уксус, что какая угодно гадость - все одно и то же. Или так: хозяин велел побрить себя. Я охватываю ему бритвою ухо или нос. Опять начинаются крики, но я повторил бы ему свои рассуждения. И все делал бы в таком роде, пока не принудил бы хозяина признать истину, что необходимость непреоборима и закон противоречия всевластен". Смысл этого эмоционального комментария сводится к идее: из противоречия можно вывести все, что угодно. Тот, кто допускает противоречие в своих рассуждениях, должен быть готов к тому, что из распоряжения побрить будет выведена команда отрезать нос и т.п.

Информация о работе Закон противоречия и споры вокруг него