Понятия и суждения, отрицание суждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:33, контрольная работа

Описание

Существуют несколько форм отражения действительности, последовательное рассмотрение которых приводит к пониманию предмета логики.

Ощущение – форма чувственного отражения, присущая животной жизни. Она непосредственно связанная с органами чувств и нервной системой человека.

Это зрительные, звуковые, обонятельные и другие ощущения. Основная их особенность – отражение отдельных свойств и признаков (только формы, звука, запаха). На базе отдельных ощущений, односторонних в силу своей отдельности, формируется восприятие предмета или явления в целом.

Например, при изучении человеком обычного стола, он определяет его форму, размер, цвет, шероховатость поверхности. Каждая из этих характеристик основана на ощущении, совокупность которых дает представление, в данном случае о конкретном столе. По прошествии некоторого времени человек способен воспроизвести в памяти образ этого стола. Здесь речь идет уже об особой форме чувственного восприятия, находящегося на границе между чувственным и рациональным. Эта форма мышления называется представлением.

Содержание

Введение. 2

1.Понятия. 3

1.1.Понятия как простейшая форма мышления. 3

1.2.Классификация понятий. 6

1.3.Отношения между понятиями. 7

1.4.Операции над понятиями. 8

2.Суждения. 10

2.1.Определение суждений. 10

2.2.Классификация суждений. 11

2.3.Простые категорические суждения. 12

3.Отрицание суждений. 13

Терминологический словарь. 16

Заключение. 17

Список литературы. 19

Работа состоит из  1 файл

логика.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

2. Подконтрарными  называются частные суждения, которые  выражают противоположную мысль.  Например: "Некоторые студенты  являются отличниками" и "Некоторые  студенты не являются отличниками"; "Некоторые люди справедливы" и "Некоторые люди несправедливы".

3. Противоречащими  называются суждения, которые взаимно  исключают друг друга. Они одновременно  не могут быть ни истинными,  ни ложными. При истинности  одного из них другое будет  ложным, а при ложности первого второе будет истинным: например, "Ни одна кибернетическая машина не способна мыслить" и "Некоторые кибернетические машины способны мыслить"; "Все люди говорят на русском языке" и "Некоторые люди не говорят на русском языке".

Отношения между  простыми суждениями обычно иллюстрируют с помощью схемы, получившей название логического квадрата. Логический квадрат (квадрат противоположностей) - это диаграмма, служащая для мнемонического запоминания логических отношений между видами суждений по объединенной классификации.

Вершины квадрата обозначают вид суждения по объединенной классификации А,Е,0,I. Стороны и диагонали символизируют логические отношения между простыми суждениями (кроме эквивалентных). Верхняя сторона есть О отношение А и Е - противоположность (контрарность); нижняя сторона - отношение между I и O - частичная совместимость (субконтрарность); две вертикальные стороны - отношения между А и I (левая), Е и О (правая) - подчинение; диагонали - отношения между А и О, Е и I- противоречие (контрадикторность).

Перейдем к  рассмотрению отношений между сложными суждениями. Сравнимые среди сложных - это суждения, которые имеют одинаковые составляющие и различаются типами логических связок, включая отрицание: например, "Норвегия или Швеция являются членами НАТО" и "Неверно, что Норвегия и Швеция являются членами НАТО". Сравнивать эти суждения можно потому, что у них общие составляющие, хотя по логической форме они отличаются друг от друга: первое из них дизъюнктивное суждение, второе - отрицание конъюнкции. Наличие общих составляющих позволяет сопоставлять их по смыслу и установить зависимости по истинности. Несравнимыми среди сложных суждений являются суждения, которые частично или полностью различаются составляющими их суждениями. Например, нельзя сравнивать следующие два суждения: "Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык" и "Чем дальше в лес, тем больше дров". Различия в составляющих не позволяют установить смысловую и истинную зависимость между суждениями.

Между сложными суждениями складываются такие же виды отношений, как и между простыми. Характер этих отношений определяется с помощью таблиц истинности.

Модальность суждений

Рассматривая  сущность и специфику простых  и сложных видов суждений, важно  иметь также представление об их модальности.

Модальность суждения - это выраженная в суждении явно или неявно дополнительная информация. В логике различают три группы модальных суждений.

Первая группа - истинная (алетическая) модальность  суждений. Это выраженная в терминах необходимости или возможности информация о логической, зависимости между субъектом и предикатом суждения, либо о фактической зависимости между отражаемыми в них явлениями. В границах истинной или алетической модальности принято выделять, во-первых, логическую обусловленность, или детерминированность. Например, в суждении "Очевидно автор "Задонщины" был участником "Куликовской битвы" устанавливается связь между освещаемыми событиями XIV в. и непосредственными знаниями автора.

Во-вторых, выделяют фактическую обусловленность или детерминированность. Так, в суждении "Париж расположен западнее Варшавы" устанавливается именно фактическая модальность. В данном случае не требуется каких-либо особенных доказательств.

Вторая группа - несомненная (эпистемическая) модальность  суждений. Она представляет собой выраженную в суждении информацию о характере принятия и степени обоснованности знания. Утверждение "Я знаю, что знаю мало в области философии" показывает обоснованность понимания данной проблемы. Знания в такого рода суждениях могут быть: достоверными, проблематичными, верифицированными, внелогическими.

Третья группа - обязательная (деонтическая) модальность  суждений. Этот вид модальности является выражением в суждении побуждения людей  к конкретному поведению в  форме совета, команды, пожелания. Такой вид модальности суждений дает возможность логически анализировать следующие нормы: правопредставляющие -"имеет право", "может" и др.; правозапрещающие - "не может", "не в праве" и правообязывающие - "должен", "обязан".

Таким образом, раскрыв сущность, содержание и специфику суждений можно прийти к выводу о том, что мысли человека всегда формируются в суждениях, которые могут быть либо истинными, либо ложными. Суждение дает уже готовую мысль, фиксирует ее, но не развивает. Для развития мысли, получения нового знания о мире, требуется более сложная форма мышления; она называется умозаключением.

Литература

1. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах  и ответах. М., 1992.

2. Гжегорчик  А. Популярная логика. М., 1979.

3. Зегет В.  Элементарная логика. М., 1985.

4. Гетманова  А.Д. Учебник по логике. М., 1994.

5. Ивин А.А.  По законам логики. М., 1983.

6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник.  М., 1987.

7. Краткий словарь  по логике. М., 1991.

8. Уемов А.И. Логические ошибки: как они мешают правильно мыслить. М., 1958.

9. Упражнения  по логике. М., 1993. 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

з логіки на тему: 

“Суждение и  его виды” 

План 

  

                                                                                                    СТР. 

Общая характеристика суждений……………………….. 2 

  

Суждение как  утверждение или отрицание  

чего–либо о  чем-либо. Истолкование  

суждения как  сочетания слов……………………………. 2 

  

Истолкование  суждения как сочетания  

представлений или понятий……………………………... 3  

  

Атрибутный характер простого суждения……………...  4 

  

Простое суждение, как отображение  

существования или не существования  

предмета суждения в действительности………………..   5 

  

Деление суждений на виды по характеру связки………   6 

  

Деление суждений на виды по характеру  

предмета суждения……………………………………….  6 

  

  

Общая характеристика суждений 

          Логика изучает формы мышления, абстрагируясь от заключенного  в них конкретного содержания. Логику интересует не конкретное  содержание данного понятия, суждения, умозаключения, а то общее, что присуще всякому виду понятия, суждения или умозаключения и, наконец, то общее, что присуще всякой форме мышления вообще. 

  

Суждение как  утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо. Истолкование суждения как сочетание слов 

Представители номиналистической логики рассматривают  логику как науку о языке. “Логика, - говорит английский номиналист Р. Уэтли, - имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством… для умозаключения, составляет предмет логики. Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение – это сочетание слов или имен. 

 “Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен… Таким образом, согласно номиналистам, то о чем мы, что–либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение. 

  

Истолкование  суждения как сочетания представлений (или понятий). 

Значительная  часть логиков-идеалистов считает, что то о чем мы нечто утверждаем  или отрицаем в суждении, есть представления (или понятия), а то, что мы утверждаем или отрицаем в суждении, является определенным отношением между этими представлениями (или понятиями). Наиболее рельефно эта точка зрения на суждение выражена у Канта и неокантианцев. Если номиналисты отождествляли суждение с предложением, то Кант и неокантианцы отрывают суждение от предложения, - говорит Кант, - я уже должен судить….” 

По мнению Канта, суждение есть соединение представлений в сознании… Это представление сознаний лишь тогда имеет необходимый характер, когда данные представления подводятся под априорные чисто рассудочные понятия.  

“Если разложить, - говорит Кант,- все наши синтетические  суждения, насколько они объективны, то окажется, что они никогда не состоят из одних созерцаний, связанных, как обыкновенно полагают, в суждении только через простое сравнение; они были бы невозможны, если бы к отвлеченным от созерцания понятиям не было присоединено еще чисто рассудочное понятие, под которое те понятия подводятся и только таким образом связываются в суждение, имеющее объективное значение.  

Таким образом, у Канта истолкование суждения как  установления связи или отношений  между представлениями или понятиями необходимо связано с идеалистическим истолкованием всей действительности. 

То, о чем нечто  утверждается в суждении, есть, следовательно, представления. 

То, что утверждается в отношении этих представлений, есть определенное отношение (т.е. априорная чисто рассудочная категория). Отличие неокантианцев от Канта выражается лишь в том, что они вообще отказываются от признания существования материальной действительности, хотя бы и в виде непознаваемых “вещей в себе”. 

Простым суждением  называется такое суждение, которое состоит только из двух понятий; в одном из этих понятий выражается то, о чем мы нечто утверждаем  или отрицаем в другом из этих понятий выражается то, что утверждается или отрицается. 

Пример простого суждения: “Лилия - растение”. 

  

Атрибутный характер простого суждения. 

Вещи не существуют в действительности без признаков, т.е. без качеств, свойств, состояний  отношений и т.п. “…. Вещь, - утверждает К.Маркс,- есть совокупность многих свойств...” 

В равной мере не существуют в действительности и признаки оторвано от вещей. “Существуют говорит Ф.Энгельс, - не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами.” 

Поэтому и в  мышлении предмет (вещь) отображается всегда в единстве с его признаками. “…Возможно ли же,- спрашивает по этому поводу Н.А.Добролюбов,- отделять предмет от его признаков, и что остается от предмета, если мы представление всех его признаков и свойств уничтожим?”  

Объективно существующее взаимоотношение между признаком  и предметом отражается формой простого суждения. 

Следует иметь  в виду, что под предметом в  логике понимается не только конкретная единичная вещь (например: эта роза, книга, лежащая на моем столе), а вообще все то, что является объектом познания. 

Поэтому предметами суждения могут быть и совокупности предметов , т.е. классы, и агрегаты предметов, а также отдельные свойства и отношения вещей. признаком предмета ( или группы предметов) является и отношение предмета к другим предметам и принадлежности предмета к классы предметов, так как все это характеризирует познаваемый предмет. Например, признаком “этой розы” является не только то, что она красная что она пахнет и т.п., но также и то, что она растет у меня под окном, что она краснее той розы, которая растет у входа в сад, что она расцвела раньше всех роз в моем саду, что она принадлежит к чайным розам…. 

Информация о работе Понятия и суждения, отрицание суждений