Понятия и суждения, отрицание суждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:33, контрольная работа

Описание

Существуют несколько форм отражения действительности, последовательное рассмотрение которых приводит к пониманию предмета логики.

Ощущение – форма чувственного отражения, присущая животной жизни. Она непосредственно связанная с органами чувств и нервной системой человека.

Это зрительные, звуковые, обонятельные и другие ощущения. Основная их особенность – отражение отдельных свойств и признаков (только формы, звука, запаха). На базе отдельных ощущений, односторонних в силу своей отдельности, формируется восприятие предмета или явления в целом.

Например, при изучении человеком обычного стола, он определяет его форму, размер, цвет, шероховатость поверхности. Каждая из этих характеристик основана на ощущении, совокупность которых дает представление, в данном случае о конкретном столе. По прошествии некоторого времени человек способен воспроизвести в памяти образ этого стола. Здесь речь идет уже об особой форме чувственного восприятия, находящегося на границе между чувственным и рациональным. Эта форма мышления называется представлением.

Содержание

Введение. 2

1.Понятия. 3

1.1.Понятия как простейшая форма мышления. 3

1.2.Классификация понятий. 6

1.3.Отношения между понятиями. 7

1.4.Операции над понятиями. 8

2.Суждения. 10

2.1.Определение суждений. 10

2.2.Классификация суждений. 11

2.3.Простые категорические суждения. 12

3.Отрицание суждений. 13

Терминологический словарь. 16

Заключение. 17

Список литературы. 19

Работа состоит из  1 файл

логика.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

Реферат: Понятия  и суждения, отрицание суждений

Содержание контрольной  работы.

Стр.

Введение. 2

1.Понятия. 3

1.1.Понятия как  простейшая форма мышления. 3

1.2.Классификация  понятий. 6

1.3.Отношения  между понятиями. 7

1.4.Операции над  понятиями. 8

2.Суждения. 10

2.1.Определение  суждений. 10

2.2.Классификация  суждений. 11

2.3.Простые категорические  суждения. 12

3.Отрицание суждений. 13

Терминологический словарь. 16

Заключение. 17

Список литературы. 19

Введение

Логика занимает особое место в системе наук. Особенность ее положения определяется тем, что она выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных формах и методах мышления. Предмет логики довольно специфичен, - это формы мысли. Поэтому на первоначальном этапе необходимо определить, что же такое мысль, форма мысли, мышление. Обратившись к философии, как науке родственной логике, можно представить себе мышление как способ отражения действительности.

Существуют несколько  форм отражения действительности, последовательное рассмотрение которых приводит к пониманию предмета логики.

Ощущение –  форма чувственного отражения, присущая животной жизни. Она непосредственно  связанная с органами чувств и  нервной системой человека.

Это зрительные, звуковые, обонятельные и другие ощущения. Основная их особенность – отражение отдельных свойств и признаков (только формы, звука, запаха). На базе отдельных ощущений, односторонних в силу своей отдельности, формируется восприятие предмета или явления в целом.

Например, при  изучении человеком обычного стола, он определяет его форму, размер, цвет, шероховатость поверхности. Каждая из этих характеристик основана на ощущении, совокупность которых дает представление, в данном случае о конкретном столе. По прошествии некоторого времени человек способен воспроизвести в памяти образ этого стола. Здесь речь идет уже об особой форме чувственного восприятия, находящегося на границе между чувственным и рациональным. Эта форма мышления называется представлением.

Представление приобретает свойства не присущие ощущениям и восприятию, а именно отвлеченность и обобщенность. Ведь невозможно воспроизвести ранее наблюдавшийся предмет со всем множеством его свойств и признаков, поэтому некоторые из них опускаются. На уровне представления человеческое сознание может комбинировать свойства различных представляемых предметов и создавать фантастические образы или не существующие в природе представления, например о «вампирах», «оборотнях» или о «вечной молодости». Представлением завершается чувственная ступень отражения, за которым открывается новая ступень отражения - понятие, которое является уже логическим по своему существу.

Переход от представления  к понятию своеобразен тем, что  представление не возможно без непосредственного  контакта предмета и органов чувств, а понятие по своей природе не нуждается в этом контакте, поскольку оно отвлеченное, обобщенное, идеальное отражение. Понятие является наиболее простой формой мысли.

Мысль - это специфичное  явление, в какой-то мере сравнимое  с понятием «души человека», в  котором существует элемент таинственности и неопределенности. Так как эти предметы не являются предметами логики, понимание и определение мысли можно позаимствовать из философии. Философия характеризует мысль как обобщенный, отвлеченный, абстрактный, идеальный

«образ», существующий только в голове человека. Этот идеальный «образ», воспринимаемый людьми отвлеченно, можно понять только мысленно. Звучит как своего рода каламбур. Мысль не только нельзя ощутить, рассмотреть, прикоснуться к ней, но и передать на расстоянии. Возникает закономерный вопрос: «Как же общаются люди?» Но находятся средство, способ материализации находящихся в голове мыслей – язык. Он является по своей природе материальным. Его составные части – знаки, буквы, звуки, слова и предложения можно произносить, записывать, преобразовывать, передавать. С помощью языка передаются не сами мысли, а вещественные их знаки. Человек, овладевающий разговорной речью, учится пользоваться вместо предметов словами, манипулируя последними. Мысль о предмете выражается в слове, которое обозначает предмет, и в то же время материализует мысль. Мысль о каком-либо предмете отражает бесконечное множество, присущих ему свойств, общих и одновременно отличительных, а именно существенных. Простые мысли, выраженные отдельными словами или словосочетаниями, в логике называются понятиями. Например, «дом», «человек», «студент заочного отделения».

Сложные мысли  образуются из нескольких простых, связанных  между собой определенным образом. К сложным мыслям относятся: суждение, умозаключение, доказательство и опровержение, и некоторые другие.

Приступая к  раскрытию содержания работы, необходимо отметить, что она написана в той  последовательности, в какой были изучены понятия и суждения человеком  впервые изучающим курс логики.

1.Понятия.

1 Понятие как простейшая форма мысли.

Наиболее простейшей в структурном отношении формой мысли выступает понятие. По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные  признаки предмета мысли.

Признаком будет  являться любое свойство предмета внешнее или внутренне, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное. Понятие может отражать явление, процесс, предмет

(материальный  или воображаемый). Главное для  данной формы мысли – отражать  общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете. Общими признаками выступают те, которые присущи нескольким предметам, явлениям, процессам. Существенным является признак, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета. Уничтожение или изменение этого признака влечет за собой качественное изменение самого предмета, а значит и его уничтожение. Но следует иметь в виду, что существенность того или иного признака определяется интересами человека, сложившейся ситуацией.

Существенным  признаком воды для жаждущего человека и для химика будут два различных свойства. Для первого – способность утолить жажду, для второго – структура молекул воды.

Так как понятие  по своей природе является «идеальным», то не имеет вещественно-материального  выражения. Материальным носителем понятия выступает слово или сочетание слов. Например, «стол», «группа студентов»,

«твердое тело».

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного  мышления. Мышление есть функция человеческого  мозга, которая неразрывно связана  с языком. Функции языка: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, речью внешней или внутренней, речью, выраженной с помощью естественного или искусственного языка. Слово лишь выражает понятие, оно – материальное образование, удобное для передачи, хранения и обработки. Слово, обозначая предмет, заменяет его. А понятие, выражаясь в слове, отражает этот предмет в самых важных, существенных, общих признаках. Мысль не возможно передать на расстояние.

Человек передает на расстояние сигналы о возникающих  в голове мыслях с помощью речи (слова), которые воспринимаются другими  людьми, превращаются в соответствующие  исходным, но теперь уже их мысли. На данном этапе можно определить, что понятие, слово и предмет совершенно разные по своей сути вещи. Например, один человек сообщает другому о том, что он приобрел письменный стол, допустим, не добавляя каких-либо других его характеристик.

В целях упрощения, выделяем из контекста лишь одно понятие «письменный стол». Для первого человека оно связано с конкретным предметом, обладающим рядом свойств, из которых выделено существенное - он предназначен для письма. При помощи речи мысль о «письменном столе» передается другому человеку и уже превращается в его мысль. В голове последнего на основании понятия идеального «письменного стола» (обобщенного, абстрактного) возникает образ этого «письменного стола» как предмета. По-моему мнению, несмотря даже на то, что это понятие можно было передать и при помощи не двух, а более сочетаний слов, характеризующих предмет, то в конечном итоге образ «письменного стола», воспроизведенного в голове другого человека все- таки не полностью соответствовал конкретному описанному предмету в точности. Поэтому предмет, слово и понятие взаимосвязаны но не тождественны. Признаки предмета и признаки понятия не совпадают между собой. Признаки любого материального предмета – это внешнее или внутренние свойства, признаки понятия – обобщенность, абстрактность, идеальность.

Образование понятия включает в себя множество логических приемов:

1.Анализ - это  мысленное разложение предметов  на его признаки.

2.Синтез - мысленное  соединение признаков предмета  в одно целое.

3.Сравнение - мысленное сопоставление одного  предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.

4.Абстрагирование  - мысленное сопоставление одного  предмета с другими, выявление  признаков сходства и различия.

Как форма мысли  понятие представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем отражает собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми, существенными и отличительными признаками. Содержание – элемент структуры понятия, характеризующий совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету.

Объем понятия  «стол» включает в себя всю совокупность столов, все их множество. Содержание этого понятия – это совокупность таких существенных и отличительных  признаков, как искусственности  происхождения, гладкость и твердость  поверхности, возвышение над землей и т.д.

Внутренним законом  структуры понятия является закон  обратного отношения объема и  содержания. Увеличение объема ведет  к сокращению его содержания, а  увеличение содержания – уменьшение объема и наоборот. Понятие

«человек» включает в себя все население нашей планеты, добавив к нему еще один признак, характеризующий возрастную категорию «пожилой», сразу же обнаруживается, что объем исходного понятия сократился до нового «пожилой человек».

1.2.Классификация  понятий.

За счет изменения  одного из элементов структуры понятия подразделяются на виды. По количественному признаку – на единичные, общие и пустые, а так же на регистрирующие и нерегистрирующие, собирательные и разделительные. По качественному показателю – на утвердительные и отрицательные, конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные.

Единичные понятия  отражают индивидуальный предмет. Общие  понятия представляют два или  более однородных предмета. Например, понятие о

«писателе» включает в себя значительный круг людей, занимающихся определенным видом творчества, а понятие о «Пушкине» отражает одного человека. Помимо вышеприведенных понятий существуют пустые(нулевые), объем которых не соответствуют никакому реальному объекту. Это результат абстрагирующей деятельности сознания человека. Среди них можно выделить те, которые отражают идеализированные объекты, наделенные предельными свойствами: «абсолютно ровная поверхность», «идеальный газ». Интересно так же, что к нулевым относятся понятия о персонажах сказок и мифов

(«русалка», «кентавр», «единорог»).

Понятия, отражающие поддающуюся исчислению область, называются регистрирующимися. Например, «дни недели», «времена года». Соответственно, понятия, объемы которых не поддаются исчислению относятся к нерегистрирующим. Это  такие предельно широкие понятия, как «человек»,

«стол», «дом».

По качественному  показателю понятия делятся на утвердительные

(положительные)  и отрицательные. Утвердительные  отражают наличие какого- либо  признака у предмета. Следует  заметить, что положительными понятиями являются общие, единичные и пустые. Такие, как «стол», «дом», «писатель»,

«Пушкин», «кентавр». Отрицательные понятия указывают  на отсутствие любого признака, утверждаемого  положительным понятием. Образуются они путем прибавления к любому положительному понятию частицы «не». После этой несложной операции образуются понятия «не-стол», «не-дом», «не-писатель».

Конечно же, язык человека накладывает определенный отпечаток на значение понятий. Поэтому  в повседневной жизни понятия  «скупость», «злость»,

«низость» выражают отрицательную характеристику человека. В логике же эти понятия представляются как положительные, которые можно преобразовать в отрицательные путем прибавления частицы «не».

Конкретные понятия  отражают предмет, явление или процесс  в целом.

Конкретными могут быть любые утвердительные понятия как единичные, так общие и пустые. Абстрактными называются понятия, которые отражают отдельное свойство предмета, как будто оно существует отдельно, например

«человечность», «чернота», «стерильность». Надо заметить, что самих по себе в природе таких предметов нет.

Соотносительными  понятиями считаются те, которые  требуют обязательного соотнесения  с другими понятиями. Например, «копия» («копия документа»), «больше» («больше  жизни»), «начало» («начало пути»).

Соответственно безотносительными понятия могут существовать без соотношения с другими предметами. Безотносительными понятиями можно считать как утвердительные и отрицательные, так конкретные и абстрактные, общие и единичные.

Собирательные понятия специфичны, они своим содержанием отражают определенное количество однородных предметов как нечто целое («группа»,

«класс», «созвездие»). Разделительные понятия своим содержанием  относимы к каждому предмету множества. Например, «всякий», «каждый».

Информация о работе Понятия и суждения, отрицание суждений