Задачи по математическим методам в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:30, контрольная работа

Описание

6 задач.

Работа состоит из  1 файл

вар01.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

Вариант 1.

Задание 1.

Решение.

Решим исходную задачу графическим методом:

ABС- область множества решений ЗЛП. Вектор c(1;2) определяет семейство прямых целевой функции, перпендикулярных ему:

x+2y=q, где q- значение целевой функции.

Передвигаясь  по вектору целевой функции  c имеем max значение q в т.С=II´III:

Þx=6;y=4

max F=F(6;4)=6+8=14

Передвигаясь  по вектору целевой функции  c в обратном направлении имеем min значение q в т.A=I´II:

Þx=2;y=0

min F=F(2;0)=2+0=2

 
 
 
 
 
 
 

Задание 2.

Решение. Определим верхнюю и нижнюю цену игры:

m=max Аi=max{min aij}; M=min Вj=min{max aij}

Тогда :   m=max{1,0,2,4}=4; M=min{5,6,4,7}=4

Таким образом мы видим, что m=M=4, то есть задача решается в чистых стратегиях и цена игры v=4. В данном случае имеем одну седловую точку. Седловая точка отмечена *. 

Задание 3.

Решение.

В соответствии с матричным равенством X=BY статистического межотраслевого баланса, где В- матрица коэффициентов полных затрат в данном задании размерности 2х2, а X и Y- соответственно вектор- столбец объёмов валовых продукций и вектор- столбец объёмов конечных продукций двух отраслей, по условию задания имеем X=Y, где l- искомое отношение. Следовательно, BY=lY, т.е. (B-lE)Y=0, где Е- единичная матрица. Таким образом, искомые l и Y являются соответственно собственным числом и собственным вектором матрицы B.

Собственные значения матрицы B находим из характеристического уравнения |B-lE|=0. Для данной задачи имеем

.

D1=42-12=4=22;

l1=2; l2=6;

1) Подставим  первое значение в систему  уравнений

3Y1+3Y2=0ÞY1=-Y2, то есть Y1=(C,-C)T. Здесь следует положить С=0, так как с экономической точки зрения координаты вектора- столбца объёмов валовых и конечных продукций не могут быть отрицательными.

2) Подставим  второе значение в систему  уравнений

-Y1+3Y2=0ÞY1=3Y2; Y2=(3C,C)T то есть объем производимой продукции равен трёхкратному объему конечной продукции.

Другой  структуры по конечной продукции  отраслей, приводящей к постоянству  указанного выше отношения, для данной задачи не существует. 
 

Задание 4.

Решение.

Определим верхнюю и нижнюю цену игры:

m=max Аi=max{min aij}; M=min Вj=min{max aij}

Тогда :   m=max{1,0,0}=1; M=min{2,2,2}=2

Таким образом мы видим, что m=1<2=M, то есть задача не решается в чистых стратегиях.

Вводя далее, вероятности qj, j=1,3 выбора партнёром фирмы стратегии Bj имеем следующую математическую модель:

q1+q2+q3=1

2 q1+ 1 q2+ 2 q3= S1 £S=max Si
0 q1+ 2 q2+ 1 q3= S2 £S
2 q1+ 0 q2+ 2 q3= S3 £S
         

Цель  решения которой состоит в  определении таких значений вероятностей, при которых численное значение s (цены игры) минимально. Здесь Si- средне значение (математическое ожидание) прибыли фирмы при использовании ею i- той стратегии.

Данная математическая модель легко сводится к следующей  задаче (yi=qi/S):

f=y1+y2+y3=1/S®max

2 y1+ 1 y2+ 2 y3£ 1
0 y1+ 2 y2+ 1 y3£ 1
2 y1+ 0 y2+ 2 y3£ 1
    yi³0,  

Решение этой задачи приведено в следующей  симплекс таблице:

2 1 2 1 0 0 1   1 1/2 1 1/2 0 0 ½
0 2 1 0 1 0 1 ® 0 2 1 0 1 0 1
2 0 2 0 0 1 1   0 -1 0 -1 0 1 0
1 1 1 0 0 0 0   0 ½ 0 0 0
 
1 0 3/4 ½ -1/4 0 ¼
0 1 ½ 0 ½ 0 ½
0 0 ½ -1 ½ 1 ½
0 0 0

Таким образом: y1=¼; y2=½; y3=0; f=¾, и следовательно, s=1/f=4/3.

q1=1/3; q2=2/3; q3=0.

Пусть, далее pi- вероятность выбора стратегии Аi, i=1..3, самой фирмой. Тогда расчёт этих вероятностей может быть произведён на базе равенства pi=xi/F, где xi- искомый оптимальный план двойственной по отношению к исходной задачи. В соответствии с теоремами двойственных задач линейного программирования и приведённой симплексной таблицы имеем: x1=1/2; x2=1/4; x3=0;

и следовательно: p1=2/3; p2=1/3; p3=0.

Проверка  показывает, что q1+q2+q3=1 и p1+p2+p3=1. Таким образом, оптимальная стратегия партнёра банка- (1/3,2/3,0), самого банка- (2/3,1/3,0). 

Задание 5.

Решение.

Так как  в таблице даны выигрыши, то для  эквивалентности с теорией игр  приведём платёжную матрицу к  виду:

а) Для  начала определим константу А  из требования выполнения равенства  q1+q2+q3+q4=1Þ0,2+0,4+0,1+A=1ÞA=0,3.

Определим математическое ожидание выигрыша статистика при выборе им стратегии Ai:

A1ÞM1=1*0,2+7*0,4+3*0,1+4*0,3=4,5

A2ÞM2=5*0,2+6*0,4+4*0,1+5*0,3=5,3

A3ÞM3=7*0,2+2*0,4+0*0,1+3*0,3=3,1

По критерию Бейеса- Лапласа критерием принятия решения является максимум математического ожидания, то есть

VB-L=max{M1, M2, M3}=5,3.

В соответствии с этим критерием наиболее предпочтительной является стратегия А2. 

б) Если предположить, что все состояния  природы равновероятны, то p1=p2=p3=p4=¼.

Вычислим  для каждой стратегии статистика величину Saij/4:

A1ÞSa1j/4=1*0,25+7*0,25+3*0,25+4*0,25=3,75

A2ÞSa2j/4=5*0,25+6*0,25+4*0,25+5*0,25=5,0

A3ÞSa3j/4=7*0,25+2*0,25+0*0,25+3*0,25=3,0

В нашей  задаче VL=max{3,75; 5,0; 3,0}=5,0, следовательно оптимальной является стратегия А2. 

в) Согласно критерию Вальда VW=max{min{aij}}=max{1;4;0}=4.

Следовательно максимальная стратегия статистика- A2. 

г) Для  выбора оптимальной стратегии по критерию Сэвиджа вначале построим матрицу рисков, элементы которой  вычисляются по формуле:

Имеем матрицу рисков

Тогда согласно критерию Сэвиджа определяем VS=min{max{rij}}

VS=min{max{rij}}=min{6;2;7}=2. В соответствии с этим критерием также наиболее предпочтительная стратегия A2. 

д) Воспользуемся  критерием Гурвица при L=0,6. Определим значение VH=max{L×min{aij }+(1-L)×max{aij}}=max{0,6×min{aij }+0,4×max{aij}}.

A1Þ0,6*1+0,4*7=3,4

A2Þ0,6*4+0,4*6=4,8

Информация о работе Задачи по математическим методам в экономике