Сенсорное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими фигурами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Сенсорное воспитание дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой  дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых  разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской  деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.[4]

Недостатки  теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребенка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребенка.[4]

Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к  уразумению внешнего мира, а также  приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка «уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла и настоящей рассудительности». (Справедливости ради заметим: ознакомлению с предметами различной формы Фребель придавал мистический характер, считая, что через постоянное общение с «дарами» можно подвести детей к уяснению божественной идеи единства и многообразия мира.) Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом.

Педагогические  идеи Фребеля получили широкое распространение  и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России.

 «Мне кажется, что зря мы Монтессори целиком выбросили…» - говорила надежда Константиновна Крупская на московском собрании педагогов нулевых групп (1931 г.), не раз она обращала внимание теоретиков и практиков дошкольного воспитания на необходимость критического изучения педагогических взглядов и педагогического опыта Фребеля и Монтессори.

Итальянский врач и педагог Марии Монтессори (1870-1952), первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования  формирования личности особую роль придавала  Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.

Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения - это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет - различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, - пишет Монтессори, - и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры». Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них - с гладкой отполированной поверхностью, другой - с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания - значит учить их «видеть руками» .

Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы - бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). В «Доме ребенка» дети обучались различению восьми цветов по восемь тонов каждый (всего предлагались 64 цветные таблички). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.

Сенсорное воспитание в отечественной  дидактической системе  детского сада (Е.И. Тихеева, М. Манасеина)

Елизавета Ивановна Тихеева - яркий, талантливый  педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать, сколь высок вклад Е.И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить, что он досконально изучен, не приходится. И виной тому - многолетние запреты, а порой и шельмование русских ученых, чья деятельность не отвечала «требованиям» власти большевиков. Сторонница прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е.И. Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного». Гармоничное воспитание личности, по мысли Е.И. Тихеевой, должно базироваться на этических началах.

Проблемы  сенсорного развития и воспитания дошкольников - центральные в творчестве Е.И. Тихеевой.

Общеизвестно: сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно  оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов. Воспринимая красоту, «разлитую» вокруг него, отмечала она, ребенок мало-помалу становится чутким ценителем прекрасного. А для этого необходимо развивать его вкус на лучших образцах живописи, музыки, живого художественного слова. В свою очередь эстетические впечатления должны рождать в ребенке доброту. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты - могучий союзник нравственности.

Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и  умственного развития ребенка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Научение мышлению как основе умственного развития предполагает овладение понятиями, что в свою очередь зависит, как уже отмечалось, от достаточного количества полных и четких представлений.

Другой  аспект проблемы, подмеченный М.М. Манасеиной, связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления. Эту внутреннюю связь М.М. Манасеина рассматривает как фактор интеллектуальности человеческих ощущений.

Признавая важную роль первых лет в жизни  ребенка, М. Манасеина считала, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств.

Накопление  ощущений и представлений через  использование органов чувств, через  их развитие - трудный, длительный и  противоречивый процесс. М.М. Манасеина видит его содержание в том, что каждый человек в детстве усваивает тысячи разнообразных представлений, проверяет бесчисленное количество раз данные одного ощущения результатами других и затем путем бесконечного повторения заучивает их до полной автоматичности. Эти идеи М.М. Манасеиной подтверждает современная экспериментальная психология. Удивление - главный признак того, что ребенок активно воспринимает окружающее.

Сенсорное воспитание предполагает разумный уход за органами чувств - это второй постулат концепции М.М. Манасеиной. Ее мнение: близорукость, болезни глаз - следствие негигиеничности условий, в которые попадают наши дети, особенно в первые годы жизни, когда органы очень чувствительны к различным вредным влияниям.

Методика  развития и воспитания «чувствований». Разработанная М.М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

В сенсорном  развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забывала и с воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности, частности, способствующего развитию внимания и наблюдательности. 

     Заключение 

     Таким образом, в истории педагогики сложились  разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, М.М. Манасеиной). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.

Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов 
 
 

    1.2. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

Историческое  понятие геометрической фигуры, так  же как понятие натурального числа, было одним из исходных понятий математики. Как и натуральные числа, понятие геометрической фигуры образовалось с помощью абстрактных отождествлений, в основе которой лежит некоторое отношение эквивалентности. В данном случае таким отношением является сходство. Подобие предметов по их форме, с помощью которого множество предметов разбивается на эквивалентности так, что любые два предмета одного класса имеют одинаковую форму, а любы два предмета различных классов – различные формы. Абстрагируясь при этом от других свойств предметов, мы получаем самостоятельное понятие геометрической фигуры. [8]

Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.

    Форма – один из пространственных признаков  предметов окружающей действительности. Не выделив и не опознав форму, нельзя отличить один предмет от другого. В основе формы предметов лежит сходство её с той или иной геометрической фигурой. Геометрическая фигура используется как эталон, как измеритель формы предметов.

А ФИГУРА , в геометрии - термин, применяемый  к разнообразным множествам точек; обычно фигурой называют такие множества, которые можно представить состоящими из конечного числа точек, линий или поверхностей, в частности сами точки, линии и поверхности. Напр. треугольник, трапеция и т. д.

    Проблему  знакомства детей с геометрическими  фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометрического материала.

Чтобы знать, чему и как обучать детей  на разных этапах их развития, надо прежде всего проанализировать особенности  сенсорного восприятия детьми формы  любого предмета, в том числе и  фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.

      Все геометрические фигуры делятся  на: плоские (круг, квадрат); объемные (пространственные – куб, шар); линейные(линия, отрезок, луч).

    При ознакомлении с геометрическими  фигурами у детей развиваются  мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация), психические процессы(мышление, память, воображение), развивает речь.

    Развитие  представлений о геометрических фигурах и форме предметов  является одной из проблем сенсорного воспитания.

    Этой  проблеме посвятили свои исследования психологи и педагоги (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, З.М.Богуславская, В.П.Зинченко, А.Г.Рузская, Н.П.Сакулина, А.М.Леушина, З.А.Михайлова).

    Психологи рассматривают процесс восприятия геометрических фигур с точки зрения перцептивных действий [4]

Информация о работе Сенсорное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими фигурами