Развитие математических способностей дошкольников через дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:30, аттестационная работа

Описание

Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………2
2. Актуальность………………………………………………….5
3. Значение игры…………………………………………………7
4. Концепция работы………………………………………….....9
Цели
Задачи
Гипотеза принципы
Методы и приемы
5. Дидактические игры в Непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) и ОДРМ…………………….…10
6. Вывод………………………………………………..………...19
7. Список используемой литературы…………………………..21
Приложения.
- Мониторинг
-Консультация для родителей
-
-Картотека дидактических игр
….

Работа состоит из  1 файл

работа к аатестации новая.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

В игре ребенок  приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

4. Концепция методической работы.

Проблема  работы: роль и возможности дидактических игр в формировании математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: раскрыть условия формирования математических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.

Объект  работы: формирование математических способностей в дошкольном возрасте.

Предмет: формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Гипотеза  математических способностей будет развиваться  успешно, если:

  • Проводить систематичную работу с использованием дидактических игр;
  • Подбор дидактических игр в соответствии с поставленными задачами.

Задачи:

Работая в детском  саду, я всегда ставлю перед собой  такие педагогические задачи:

  1. развивать у детей память,
  2. внимание,
  3. мышление,
  4. воображение,

 так как  без этих качеств немыслимо  развитие ребенка в целом.

Значимость  работы - систематизировать теоретический материал по проблеме роль и возможности дидактических игр в формировании математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. 

  1. Дидактические игры в НОД и  ОДРМ.

 Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу сформировать математические представления детей, необходимые для  успешного обучения их в первом классе. С 2008 года я работаю углубленно над темой: “Развитие математических способностей через дидактические игры ”. Для систематизации своей работы я собрала базу данных различных дидактических игр математического содержания для детей дошкольного возраста.  Классифицировала их по решению педагогических задач, а также с учетом возрастных особенностей детей и создала картотеку дидактических игр  с математическим содержанием.  Затем составила перспективный план работы с детьми по использованию различных дидактических игр  в непосредственной образовательной деятельности (НОД),  то есть на занятиях в и в образовательной деятельности в других режимных моментах (ОДРМ). 

Все дидактические  игры я для себя разделила на несколько  групп:              

 

В настоящее  время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 5, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство  в неравенство и наоборот –  неравенство в равенство. Играя  в такие дидактические игры как  «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?», «ПУТАНИЦА?», «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»,  «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», дети научились свободно оперировать числами в пределах 5 и сопровождать словами свои действия.

Игра «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто  поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на  занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто  идет второй и т.д.

 Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди,  сзади,   далеко,  близко.

Я поставила  перед собой задачу научить детей  ориентироваться в специально созданных  пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: « Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Дима». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: « Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д.» В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «НАЙДИ ИГРУШКУ», - “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатываю конверт, читаю: “Надо встать перед столом воспитателя,  и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанные предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР», «ХУДОЖНИК», «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ» и многие другие игры. Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур , предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: «Какую геометрическую  фигуру  напоминает     дно     тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

С целью закрепления  знаний о геометрических фигурах. Проводила  игру типа ЛОТО. Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую я демонстрировала. Затем, предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, я поняла, что дети, вновь пришедшие в детский сад, плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними я занималась в основном индивидуально, давая им сначала простые упражнения, а затем более сложные.

В своей работе использую множество дидактических  игр и упражнений, различной степени  сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Дидактическую  игру «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом  игры детей делю на две команды  в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания  разной сложности. Например:

а) Составление  изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу);

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка  в платье);

в) Работа по собственному замыслу (просто человека); 

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

К каждому занятию  стараюсь изготовить новую интересную таблицу. А некоторые таблицы  использовала несколько раз, но давала уже более сложные задания, различные по цвету, форме и величине. Задание такого характера:

Назовите самый  большой треугольник?

Какого цвета  самая маленькая фигура?

Назовите все  квадраты, начиная с самого маленького и т.п.

Такие же задания  дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе или  на полу. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ  ФИГУРУ», «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»  и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения.

Это задания  на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким  заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление –  цепочки закономерностей. В таких  упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того, давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

В дальнейшем перешла на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: «КОГО НЕ ХВАТАЕТ?» Предлагаю детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показываю плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.

Особое место  среди математических игр занимают игры на составление плоскостных  изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Для закрепления  знаний, полученных на занятиях, я даю детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: «СОБЕРИ БУСЫ», «НАЙДИ ОШИБКУ», «КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?» и т.п.

Дети стараются  выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. 

5. Работа с родителями.

Важная составляющая работы – это работа с родителями.  Мною был составлен план работы с родителями. При планировании взаимодействия с родителями включала следующие формы работы: 

  • Родительские  собрания;
  • Консультации;
  • Семинары
  • Мастер – классы;
  • Оформление папок – передвижек;
  • Участие в выставках, конкурсах, развлечениях; в оснащении предметно – развивающей среды.

Работа начиналась с привлечения заинтересованных родителей, а  затем вовлекались  остальные. Значительная часть времени  уделялась проведению совместных мероприятий родителей с детьми.

В процессе работы, я заметила:

  • Готовность родителей поддержать начинания педагога, направленные на удовлетворение потребностей и развитие воспитанников
  • Успешность результата зависит от единства стремлений, взглядов, равноправности сторон
  • Необходимое условие сотрудничества – исключение дидактизма со стороны педагога.

    Сделанная работа привела к следующим результатам:

    • Между детьми и родителями сложились более доверительные отношения
    • Родители чаще обращаются в ДОУ за советом по вопросам  выбора и использования игр в домашнем воспитании
    • Инициативные родители, проникшись значимостью проблемы, вышли с предложениями организации игровой деятельности в группах и предложениями оказания помощи в оснащении банка дидактических игр
    • Родители более активно стали принимать участия в совместных мероприятиях.
 

В ходе работы  над данной темой я поняла, что  без поддержки со стороны  подменного воспитателя систематической работы  с детьми не получится,  поэтому я вышла к педагогическому коллективу с предложением  провести консультации и семинар – практикум  по пропаганде своей работы среди педагогов ДОУ.

Используя различные  дидактические игры в работе с  детьми, я убедилась в том, что  играя, дети лучше усваивают программный  материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит мониторинг усвоения программного материала.

 

Уровень

  усвоения

  программы

1 мл.гр

2008-2009

%

Кол-во

детей

2 мл.гр.

2009-2010

%

Кол-во

детей

Ср.гр.

2010-2011

%

Кол-во

детей

высокий 11% 2 20% 4 63% 12
средний 52% 10 74% 14 37% 7
низкий 37% 7 6% 1 0 0

Информация о работе Развитие математических способностей дошкольников через дидактические игры