Расширение понятия числа (из истории математики)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:50, реферат

Описание

Таким образом, число выступает как принцип познания и порождения, ибо позволяет нечто различать, мыслить как определенное, вносить предел в мир и мысль. Поэтому число - первое из сущего, чистое бытие, - как таковое оно есть нечто божественное: «…Природа числа, - говорит Филолай, - познавательна, предводительна и учительна для всех во всем непонятном и неизвестном. В самом деле, никому не была бы ясна ни одна из вещей - ни в их отношении к самим себе, ни в их отношении к другому, если бы не было числа и его сущности».

Содержание

Введение………………………………………………………….. 3

1.Число как основное понятие математики………………………… 4
2.Натуральные числа………………………………………………… 5
1.1. Функции натуральных чисел………………………………. … 6 1.2. Простые числа Мерсенна, совершенные числа …………….. 7

3.Рациональные числа…………………………………………….. … 9
1.Дробные числа……………………………………………. … 9
3.1.1. О происхождении дробей……………………………. 9

3.1.2. Дроби в Древнем Египте …………………………….. 9

3.1.3. Дроби в Древнем Риме …………………………….. 10

3.1.4. Вавилонские шестидесятеричные дроби………….. .. 11

3.1.5. Нумерация и дроби в Древней Греции……………. .. 12

3.1.6. Нумерация и дроби на Руси………………………… 12

3.1.7. Дроби в других государствах древности………….. 13

3.1.8. Десятичные дроби…………………………………… 14

3.2. Отрицательные числа............................................................... 16

3.2.1. Отрицательные числа в Древней Азии……………… 16

3.2.2. Развитие идеи отрицательного количества в Европе.. 17

4.Действительные числа……………………………………………… 17
1.Иррациональные числа……………………………………… 17
2.Алгебраические и трансцендентные числа………………… 20
5.Комплексные числа………………………………………………… 20
1.Мнимые числа……………………………………………….. 20
2.Геометрическое истолкование комплексных чисел……… 22
6.Векторные числа…………………………………………………… 23
7.Матричные числа………………………………………………….. 24
8.Трансфинитные числа…………………………………………….. 24
9.Функции = функциональные числа?…………………………….. 25
8.1. Развитие функциональных чисел …….…………………….. 26


Заключение………………………………………………………… 27

Литература. ………………………………………………………… 29

Работа состоит из  1 файл

Реферат по математике на тему Расширение понятия числа (из истории математики).rtf

— 1.73 Мб (Скачать документ)
ign="center">     

     В XV - XVI столетиях учение о дробях приобретает уже знакомый нам теперь вид и оформляется приблизительно в те самые разделы, которые встречаются в наших учебниках.

     Следует отметить, что раздел арифметики о дробях долгое время был одним из наиболее трудных. Недаром у немцев сохранилась поговорка: «Попасть в дроби», что означало - зайти в безвыходное положение. Считалось, что тот, кто не знает дробей, не знает и арифметики.

3.1.8. Десятичные дроби

      Со временем практика измерений и вычислений показала, что проще и удобнее пользоваться такими мерами, у которых отношение двух ближайших единиц длины было бы постоянным и равнялось бы именно десяти - основанию нумерации. Этим требованиям отвечает метрическая система мер.

      Она возникла во Франции как одно из следствий буржуазной революции. Новые меры должны были удовлетворять следующим требованиям:

  • основой общей системы мер должна быть единица длины;
  • меры длины, площади, объема, вместимости и веса должны быть связаны между собой;
  • основную меру длины следовало выбрать так, чтобы она была постоянной «для всех времен и всех народов»;
  • основанием системы мер необходимо было взять число, равное основанию системы счисления.

     Во Франции за основную меру длины приняли одну десятимиллионную часть четверти земного меридиана и назвали ее метром (от греческого слова «метрон», означающего «мера»). На основании измерений меридиана, сделанных французскими учеными Мешеном и Деламбром, был изготовлен впоследствии платиновый эталон метра. Число 10 легло в основу подразделений метра. Вот почему метрическая система мер, применяемая ныне в большинстве стран мира, оказалась тесно связанной с десятичной системой счисления и с десятичными дробями.

     Однако следует отметить, что европейцы не первые, кто пришел к необходимости использовать десятичные дроби в математике.

     Зарождение и развитие десятичных дробей в некоторых странах Азии было тесно связано с метрологией (учением о мерах). Уже во II веке до н.э. там существовала десятичная система мер длины.

     Примерно в III веке н.э. десятичный счет распространился на меры массы и объема. Тогда и было создано понятие о десятичной дроби, сохранившей, однако метрологическую форму.

     Например, в Китае  в Х веке существовали следующие меры массы:      1 лан = 10 цянь = 102 фэнь = 103 ли = 104 хао = 105 сы = 106 хо.

     Если вначале десятичные дроби выступали в качестве метрологических, конкретных дробей, то есть десятых, сотых и т.д. частей более крупных мер, то позже они по существу стали все более приобретать характер отвлеченных десятичных дробей. Целую часть стали отделять от дробной особым иероглифом «дянь» (точка). Однако в Китае как в древние, так и в средние века десятичные дроби не имели полной самостоятельности, оставаясь в той или иной мере связанными с метрологией.

     Более полную и систематическую трактовку получают десятичные дроби в трудах среднеазиатского ученого ал-Каши в XV веке. Независимо от него, в 80-тых годах XVI века десятичные дроби были «открыты» заново в Европе нидерландским математиком Стевином.

     С начала XVII века начинается интенсивное проникновение десятичных дробей в науку и практику. В Англии в качестве знака, отделяющего целую часть от дробной, была введена точка. Запятая, как и точка, в качестве разделительного знака была предложена в 1617 году математиком Непером.

     Развитие промышленности и торговли, науки и техники требовали все более громоздких вычислений, которые с помощью десятичных дробей легче было выполнять. Широкое применение десятичные дроби получили в XIX веке после введения тесно связанной с ними метрической системы мер и весов. Например, в нашей стране в сельском хозяйстве и промышленности десятичные дроби и их частный вид - проценты - применяются намного чаще, чем обыкновенные дроби.

3.2.Отрицательные числа

     Обходиться только натуральными числами неудобно. Например, ими нельзя вычесть большее из меньшего. Для такого случая были введены отрицательные числа: китайцами - в Х в. до н. э., индийцами - в VII веке, европейцами - только в XIII веке.

3.2.1. Отрицательные числа в Древней Азии

     Положительные количества в китайской математике называли «чен», отрицательные - «фу»; их изображали разными цветами: «чен» - красным, «фу» - черным. Такой способ изображения использовался в Китае до середины XII столетия, пока Ли Е не предложил более удобное обозначение отрицательных чисел - цифры, которые изображали отрицательные числа, перечеркивали черточкой наискось справа налево.

     В V-VI столетиях отрицательные числа появляются и очень широко распространяются в индийской математике. В Индии отрицательные числа систематически использовали в основном так, как это мы делаем сейчас.

     Уже в произведении выдающегося индийского математика и астронома Брахмагупты (598 - около 660 гг.) мы читаем: « имущество и имущество есть имущество, сумма двух долгов есть долг; сумма имущества и нуля есть имущество; сумма двух нулей есть нуль… Долг, который отнимают от нуля, становится имуществом, а имущество - долгом. Если нужно отнять имущество от долга, а долг от имущества, то берут их сумму».

     Отрицательными числами индийские математики пользовались при решении уравнений, причем вычитание заменяли добавлением с равнопротивоположным числом.

     Вместе с отрицательными числами индийские математики ввели понятие ноль, что позволило им создать десятеричную систему исчисления. Но долгое время ноль не признавали числом, «nullus» по- латыни - никакой, отсутствие числа. И лишь через X веков, в XVII-ом столетии с введением системы координат ноль становится числом.

3.2.2. Развитие идеи отрицательного количества в Европе

     В Европе к идее отрицательного количества достаточно близко подошел в начале XIII столетия Леонардо Пизанский, однако в явном виде отрицательные числа применил впервые в конце XV столетия французский математик Шюке.

      Современное обозначение положительных и отрицательных чисел со знаками « + »  и « - » применил немецкий математик Видман, однако еще в ХVI столетии много математиков (например, Виет) не признавали отрицательных чисел.

     Натуральные числа, противоположные им (отрицательные) числа и ноль называются целыми числами. Целые и дробные числа на 2-ом уровне обобщения получили общее название - рациональные числа. Их называли также относительными, потому что любое их них можно представить отношением двух целых чисел. Каждое рациональное число можно представить как бесконечную периодическую десятичную дробь.

      С помощью рациональных чисел можно осуществлять различные измерения (например, длины отрезка при выбранной единице масштаба) с любой точностью. То есть совокупность рациональных чисел достаточна для удовлетворения большинства практических потребностей.

     4. Действительные числа

     4.1. Иррациональные числа

      Еще в Древнем Египте и Вавилоне ХХ веков назад были известны так называемые несоизмеримые отрезки ( , ,  π…), которые нельзя было выразить отношением, относительными, рациональными числами.

     Точно не известно, исследование каких вопросов привело к открытию несоизмеримости. Это могло произойти:

  • в геометрических расчетах при нахождении общей меры стороны и диагонали квадрата;
  • в теории музыки при попытках поделить октаву пополам, что сводится к определению среднего геометрического между 1 и 2;
  • в арифметике при определении дроби, квадрат которой равняется двум.

      Речь шла об отыскании и исследовании величины, которую мы теперь обозначаем . Открытие факта, что между двумя отрезками - стороной и диагональю квадрата - не существует общей меры, привело к настоящему кризису основ, по крайней мере, древнегреческой математики.

      Факт существования несоизмеримых отрезков, тем не менее, не тормозил развитие геометрии в древней Греции. Греки разработали теорию отношения отрезков, которая учитывала возможность их несоизмеримости. Они умели сравнивать такие соотношения по величине, выполнять над ними арифметические действия в чисто геометрической форме, иначе говоря, пользоваться такими соотношениями как числами.

     Индийцы рассматривали иррациональные числа как числа нового вида, но допускающие над ними такие же арифметические действия, как и над рациональными числами. Например, индийский математик Бхаскара уничтожает иррациональность в знаменателе, умножая числитель и знаменатель на тот же самый иррациональный множитель. У него мы встречаем выражения:

     

      Развивая тригонометрию как самостоятельную научную дисциплину, азербайджанский ученый XIII столетия Насретдин ат-Туси (1201- 1274 гг.) трактует соотношение несоизмеримых величин как числа: «Каждое из этих соотношений может быть названо числом, которое измеряется единицей так же само, как один из членов соотношения обозначается другим из этих членов». Похожую трактовку числа давал и Омар Хайям.

      В Европе существование геометрических несоизмеримых величин в средние века не оспаривалось, но для многих иррациональные числа были лишь символами, лишенными точно определенного содержания, поэтому их называли «глухими», «недействительными», «фиктивными» и т.д.

      Только после появления геометрии Декарта (1637 г) началось применение иррациональных, как впрочем, и отрицательных чисел. Идеи Декарта привели к обобщению понятия о числе. Между точками прямой и числами было определено взаимно однозначное соответствие. В математику была введена переменная величина.

      В начале XVIII столетия существовало три понятия иррационального числа:

  • иррациональное число рассматривали как корень n-ой степени из целого или дробного числа, когда результат извлечения корня нельзя выразить «точно» целым или дробным числом;
  • иррациональное число трактовали как границу, к которой его рациональные приближения могут подойти как угодно близко;
  • число рассматривали как отношение одной величины к другой величине того же самого рода, взятой за единицу; когда величина несоизмерима с единицей, число называли иррациональным.

      Позднее Эйлер, Ламберт показали, что иррациональные числа можно представить бесконечными непериодическими десятичными дробями (например, π = 3,141592…).

      Свое дальнейшее развитие теория иррациональных чисел получила во второй половине XIX века в трудах Дедекинда, Кантора и Вейерштрасе в связи с потребностями математического анализа.

      Рациональные и иррациональные числа   на 3-ем уровне обобщения образовали действительные числа.

4.2. Алгебраические и трансцендентные числа

     Действительные числа иногда подразделяют также на алгебраические и трансцендентные.

      Алгебраическими называют числа, которые являются корнями алгебраических многочленов с целыми коэффициентами, например, , , 4 , . Все остальные (неалгебраические) числа относятся к трансцендентным. Так как каждое рациональное число p/q является корнем соответствующего многочлена первой степени с целыми коэффициентами  qx -p, то все трансцендентные числа иррациональны.

     Выделим характерные особенности рассмотренных (натуральных, рациональных, действительных) чисел: они моделируют только одно свойство - количество; они одномерны и все изображаются точками на одной прямой, называемой координатной осью.

5.  Комплексные числа

5.1. Мнимые числа

     Еще более странными, чем иррациональные, оказались числа новой природы, открытые итальянским ученым Кардано в 1545 году. Он показал, что система уравнений , не имеющая решений во множестве действительных чисел, имеет решения вида , . Нужно только условиться действовать над такими выражениями по правилам обычной алгебры и считать, что · = - .

Информация о работе Расширение понятия числа (из истории математики)