Простые задачи на умножение и деление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

В общей системе обучения математики решение задач является одним из видов эффективных упражнений. Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего для формирования у детей полноценных математических понятий, для усвоения ими теоретических знаний, определяемых программой. При обучении математике в начальной школе роль текстовых задач велика. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение решение текстовых задач имеет в воспитании личности учащегося.

Работа состоит из  1 файл

лда.doc

— 328.00 Кб (Скачать документ)
 

Все весьма поверхностно. Нет глубины, полноты  ответа, показа на конкретной задаче. Где приемы, используемые на каждом указанном этапе? В какой последовательности вводятся задачи, решаемые умножением и делением? Нужно показать особенность работы над задачами не только в традиционной, но и в УМК «Гармония».

    

Применение  теоретических знаний на практике.

    

Система заданий, задач  по теме.

    Система практических заданий – это форма овладения учебным материалом, относящаяся к практическим методам обучения. Этими методами формируются практические умения и навыки. Задача их состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания.

    На уроках математики систему практических знаний можно использовать на этапах закрепления или повторения изученного материала.

  1. Оля купила 3 карандаша, по 4 рубля каждый. Сколько стоила эта покупка?
  2. После обеда на столе осталось 4 тарелки. Ни на одной из них не было ни одной сосиски. Сколько всего сосисок на этих тарелках?
  3. В каждой бутылке по 2 л. лимонада. Сколько литров лимонада в трех бутылках? в пяти?
  4. Каждому кролику дали по 3 морковки. Сколько морковок дали 6 кроликам?
  5. 10 апельсинов разложили на 2 тарелки поровну. Сколько апельсинов на каждой тарелки?
  6. Для освещения трех классов потребовалось 15 ламп, поровну для каждого класса. Сколько ламп в каждом классе?
  7. Составь задачи по их решению:  1) 10•3=30(л) ответ:30л;  2) 2• 6=12(кг) ответ: 12 кг;  3) 3 •4=12(см) ответ: 12см.
  8. Составь задачи по данным рисункам, чтобы они решались умножением. Запиши решения:
  9. Цена тетради 3р. Сколько стоит 5 таких тетрадей?
  10. В большую бочку входит           ведер воды, а в маленькую - в 3 раза меньше. Сколько ведер воды входит в маленькую бочку?
  11. Девочка купила 2 пачки печенья, 200 гр. каждая. Поставь вопрос и реши задачу.
  12. Составь рисунок к задаче, которая решалась бы так: 2•3, 3•3, 5•3.

       Таким образом, при обучении  детей любой теме после введения  теоретического материала нужно  практическое закрепление. Мы знаем, что теория без практики невозможна.

При изучении простых  задач на умножение и деление  учитель должен уделять большое  внимание заданиям, связанным с этими  действиями. Они способствуют лучшему  усвоению и запоминанию таблицы  умножения, умению применять полученные знания на практики в быту.  

Методы, используемые при  введении понятий, при  закреплении,

при повторении.

    

  Метод (от древнегреч. «metodos» - путо к чему-то) – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. (Педагогика. С.П. Баранов)

    

Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижения цели образования, воспитания, развития школьников.

    Метод- это усвоение материала в определенных формах познавательной теоретической или практической деятельности.

      Метод- это система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества, мышления.

      Метод- это путь, способ достижения определенных результатов познания и практики.

В педагогике рассматриваются  различные методы, которые используются в начальных классах при обучении любому школьному предмету. Так, имея в виду совместную деятельность учителя и ученика, выделяют такие методы: объяснения материала учителем, беседа, самостоятельная работа учащихся. В зависимости от способа приобретения знаний детьми различают методы:  догматический, эвристический, исследовательский. Если рассматривать методы с точки зрения пути, то говорят об индуктивном, дедуктивном методах и аналогии. Все эти методы используются и при обучении математике с учётом особенностей самого учебного предмета, выступал во взаимосвязи, в единстве.

Отбор методов  обучения определяется многими факторами: общими задачами обучения, содержанием изучаемого материала, уровнем подготовленности детей к овладению соответствующим материалом.

Рассмотрим какие  методы лучше всего использовать:

При  изучении (введении) понятий чаще всего используется словесный метод. Более сложный материал объясняет учитель, т. е. использует рассказ.

    

Рассказ – это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно в самом начале при изучении темы «Простые задачи на умножение и деление» дать детям небольшую историческую справку о величинах.

 

Дети получают знания в готовом виде. Но эффективнее использовать при введении понятий беседу.

    

Беседа. Учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать и анализировать в определенной логической последовательности изучаемые факты и явления и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

    

Во время беседы дети сами ищут ответы на некоторые вопросы, сами пробуют сделать вывод, в результате чего у них развивается активная мыслительная деятельность.

Хорошо использовать наглядный метод, чтобы дети представляли сложившуюся ситуацию, тем более  у них лучше развита зрительная память.

Наглядные пособия  бывают:

- демонстрационные

1. Наборное полотно, предназначенное для работы с предметными картинками, подвижными цифрами.

2. Красочные  наборные полотна (сюжетные картинки  с прорезями).

3. Наборы предметных  картинок.

4. Наборы предметных  задач для составления задач.

- индивидуальные

1. Карточки с  математическими заданиями.

2. Наборное полотно.

Также используются практические методы.

Дети овладевают материалом на основе упражнений, самостоятельных  заданий.

Используется  также объяснительно-иллюстрационный метод. Структуру этих методов можно разделить на 2 части: 1) теоретическая 2) иллюстративная. Детям сообщаются сведения в соответствии с учебной программой.

      

Иллюстративный  материал позволяет связать объяснение с личным опытом ученика, делает объяснение доступным. Например, при введении понятия  «задача» учитель говорит задачу и по ходу текста иллюстрирует ее. Дает одновременно понятие условие и вопрос. Обычно все это иллюстрируется на наборном полотне. При закрепления материала также используется словесный метод, чаще всего беседа. В ходе беседы выясняется, как дети усвоили материал. Также используется наглядный метод, т. е. используются различные наглядные пособия, что бы ребенок представлял ситуацию и показал (при решении задач, к примеру, на деление на равные части) ответ на вопрос.

Используется  и метод практических упражнений. Решение задач с объяснением делают учащиеся. Можно использовать на таких уроках нестандартные виды упражнений, инсценирование задачи по ролям: один ученик - говорит «условие», второй – «вопрос», третий – «объясняет решение», четвертый – «решает», пятый - «читает ответ».

При повторении используется наглядное пособие. Например, карточки с заданиями, карточки с  рисунками,  по которым дети составляют задачу.

      

На этом этапе  также используется метод практических упражнений. Дети самостоятельно составляя задачу могут ее решить, поэтому одновременно используется и самостоятельная работа учащихся.

      

Можно использовать самоанализ и самоконтроль, где ребенок  анализирует свою работу, действия, которые он выполняет, также ребенок  должен контролировать свои ошибки, уметь их находить и исправлять.

Самостоятельная работа заставляет детей думать, она  воспитывает работоспособность, самостоятельность, внимание. Чаще всего самостоятельная работа проводится для самоконтроля. 

    

РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ. Принцип  (от лат. Principium – начало, основа): 1) основное исходное положение какой – либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; 3) основа устройства или действия какого – либо прибора, машины и т.д. (сов. энциклоп. словарь).

    

Принцип (от лат. основа, первоначало) – руководящая  идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающих из установленных наукой закономерностей. (Педагогика С. П. Баранов, Л. Р. Болотина и др.)

    

Принцип обучения – это исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся.

    

   Дидактические  принципы – самые важные, главные закономерности и законы, которые составляют основу дидактического процесса. Они отражают совместное действие многих закономерностей учебного процесса, регулируют деятельность учителя и учеников, сохраняют своё общее значение при изучении всех учебных предметов и на всех этапах обучения. Таким образом, дидактические принципы – это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

    

При изучении данной темы «Простые задачи на умножение  и деление» реализуются основные принципы дидактики в традиционной системе обучения.

    

Принцип научности обучения. Еще в начальном курсе математики при ознакомлении с темой «Простые задачи на умножение и деление» учащиеся знакомятся с различными понятиями: «умножение, деление, задача, решение» и т.д. Осознают реальные количественные отношения между различными объектами. Устанавливают зависимость между данными и искомым, условием и вопросом, строят умозаключения, моделируют, получают полученные результаты. Задачи решают различными способами, используют различные наглядные пособия. Отличают понятия «форма записи решения задачи» и «способ решения задачи». Постепенно идет работа от простого к более трудному.

    

Принцип систематичности обучения. Материал дается в определенной системе. Дети сначала знакомятся с арифметическими действиями, с понятием «задача», условием и вопросом, а затем с различными видами задач.

    

Принцип наглядности. Дети с использованием наглядного пособия знакомятся с новым материалом. Так как в этом возрасте у ребенка лучше развита зрительная память, чем слуховая. Ребенок мыслит конкретными образами, то опора на чувственное познание является необходимым условием обучения. Предлагается использование образов, реальных предметов в виде изображений на картинке, рисунке, схеме.  Тем более на первых этапах знакомства детей с различными видами задач, используют наглядности. К примеру: Задачи на деление на равные части и по содержанию. Для более глубокого осмысления лучше использовать какие-то предметы.

    

Принцип сознательности и  активности. Ученики сознательно обучаются данному предмету. При знакомстве с задачей, ее решением ребенок должен усвоить материал, т.к. без задачи в жизни обойтись нельзя. Часто на уроках мы видим и замечаем, что при изучении нового материала (например: зн7акомство с задачей, увеличение числа в несколько раз), дети, которые активно работают на уроке, осознают материал и уже на последующих ступенях могут решать такие задачи самостоятельно и без затруднений.

    

Принцип прочности. Учитель должен добиться прочного усвоения знаний детьми. Для этого проводить закрепление, повторение, объяснение, обобщение, практические занятия, использовать наглядные пособия. Для полноценности знаний нужно выделять главную мысль. Знания, умения, навыки будут более прочные, если дети применят их в практической деятельности, в своей повседневной жизни.

    

Принцип доступности. Знания, которые учащиеся получают при изучении данной темы, им доступны, т. е. понятны, тем более, что дети, знакомясь с данной темой, опираясь на наглядные пособия. Определения, изучаемые в этой теме должны даваться учителем доступным для детей языком. Допустим, что учитель только подводит детей к определению условия и вопроса, а потом дает возможность детям сформулировать  это определение. На основе этого учитель доступным языком  говорит явное определение этого понятия.

Таким образом, совокупность принципов позволяет  характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности учителя  и познавательной деятельности учащихся. Каждый принцип имеет свое обоснование. Ведущими принципами обучения математики в начальных классах являются:

Информация о работе Простые задачи на умножение и деление