Пифагор ок. 580 до н. э. — ок. 500 до н. э.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:57, реферат

Описание

Трудно найти человека, у которого имя Пифагора не ассоциировалось бы с теоремой Пифагора. Даже те, кто в своей жизни далек от математики, продолжают сохранять воспоминания о «пифагоровых штанах» - квадрате на гипотенузе, равновеликом двум квадратам на катетах.

Работа состоит из  1 файл

Пифагор.docx

— 55.93 Кб (Скачать документ)

(Приводятся  по изданию: Фрагменты ранних греческих философов, М., Наука, 1989)

  • «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим». (Гераклит, кон. VI — нач. V в. до н. э.). «Перекличка веков» (Размышления, суждения, высказывания), Москва, «Мысль» 1990, стр.16.

[править] Сочинение

Единственное  сочинение Гераклита не сохранилось  до наших дней. Однако у более  поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) мы встречаем многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX в., их вершиной стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в 1903 г.). В течение XX в. собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста (Маркович, Муравьёв).

Уже Сократ у Платона, характеризуя стиль сочинения Гераклита, говорит, что для его понимания нужен делосский ныряльщик. Имеется в виду нарочитая загадочность и парадоксальность его выражений, преднамеренная многозначность терминов и синтаксиса, сложная игра слов. В классической античности за Гераклитом укрепилось прозвище «тёмный». Тем более сложные задачи ставит гераклитовский текст перед сегодняшним исследователем.

Диоген  Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору. Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита разделяется на три рассуждения: обо всём, о государстве и о божестве. По его словам, Гераклит поместил свою книгу в святилище Артемиды, позаботившись (…) написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные.

 

Гераклит  Эфесский (ок. 540 - 480 г. до н.э.) - древнегреческий мыслитель, один из родоначальников диалектики. Его мировоззрение характеризует ряд моментов (изложены в виде "как понято"): 

♦ мир, все его  многообразие существовали всегда; 
♦ мир един, в основе его образования и существования лежит определенный порядок (логос, огонь, справедливость и т.д.); 
♦ основа (одна из основ) мира - противоположности, которые пребывают в вечной борьбе друг с другом, но и едины в этой борьбе; 
♦ противоположности эти не застывшие, они переходят друг в друга, они подвижны,  как подвижно все в мире; 
♦ человеку трудно, но необходимо усвоить, что мир образуют противоположности, борющиеся и составляющие единство, - переходящие друг в друга противоположности.

Восприятие противоречивости, постоянной изменчивости - трудно для  человеческого мышления, его трудно отразить в словах. Гераклит пытался  это сделать. В его изречениях кругом обнаруживаются противоположности (и в одном и том же изречении, и между изречениями).  Одну и ту же суть (основу) он называет разными словами (огонь, логос, бог) и т.д.

От Гераклита  осталось немногочисленное и разрозненное литературное наследство. В основном это изложение его взглядов последователями  и оппонентами. Тем не менее его  воззрения важны для развития знаний человечества - они изучались  и, уверены, будут изучаться и  развиваться. Для этого создан и  этот сайт.

На сайте собраны (и собираются !):

♦ тексты Гераклита (раздел " Фрагменты") 
♦ различные материалы о нем (раздел "О Гераклите") 
♦ ссылки на материалы и сайты в интернете ("Гераклит в сети")

Кроме того предполагается, что здесь найдет отражение как  процесс обсуждения, изучения его подходов, воззрений, так и развития их (в том числе в контексте развития диалектики вообще) - поэтому есть и блог, и форум, и раздел "Актуальные исследования". В общем, надеемся это будет "живой" сайт и приглашаем участвовать в его работе. Что и как получится - зависит, в конце концов, от нас самих.

 
 

Гераклит

Древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Считал первоначалом мира огонь, который также есть душа и разум (логос); путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разряжения в него возвращаются. Высказал идеи о непрерывном изменении, становлении ("все течет", "в одну реку нельзя войти дважды"), о том, что противоположности пребывают в вечной борьбе. Основное сочинение: "О природе".  
 
Согласно Диогену Лаэртскому, Гераклит родился около 544-541 годов до н. э.  
 
Имя "Гераклит" происходит от имени богини Геры и слова "славный", "прославленный", то есть означает нечто вроде "Гераслав". Все источники утверждают, что Гераклит происходил из малоазийского греческого города-государства Эфеса.  
 
Эфес входил в число двенадцати ионийских полисов и был основан в XI веке до н. э. В Эфесе как и в других полисах греческого мира власть перешла от царского и аристократических родов к демократическим слоям населения. Поэтому Гераклит, хотя и происходил из царского рода Катридов не только не мог притязать на связанные с его родословной привилегии, но и отказался даже от тех привилегий, которые все еще полагались представителям свергнутых царских родов.  
 
Некоторые ученые полагают, что Гераклит отказался от сана царя в знак протеста против торжества демократии в Эфесе. Отречение позволило Гераклиту "влиться, на равных правах с прочими "лучшими" гражданами, в гущу политических событий...".  
 
Рассказывают, что Гераклит убедил тирана Меланкому сложить с себя власть в пользу Гермодора. Но Гермодор правил недолго и был изгнан.  
В этой связи Гераклит сообщает: "Следовало бы всем взрослым эфесцам удавиться и оставить город подросткам, ибо они изгнали Гермодора, мужа меж них наиполезнейшего ". Резко отрицательная реакция на изгнание Гермодора - не единственный случай, говорящий о неладах Гераклита со своими согражданами. У Диогена сказано, что философ отклонил требование эфесян составить для них законы на том основании, что у них укоренилось "дурное правление".  
 
Гераклит, как и все мыслители периода греческой классики, был прежде всего политическим деятелем, но, возможно, что неудачи на политическом поприще, гнев и досада на своих сограждан заставили его уйти с политической арены. За любовь к парадоксам и замысловатым оборотам речи Гераклит еще в III веке до н. э. был прозван "загадочным". Аристотеля, сформулировавшего основные законы логики, раздражала манера эфесца совмещать противоположные понятия и представления ("в одну и ту же реку мы входим и не входим").  
 
Согласно свидетельствам, Гераклит написал сочинение "О природе". Оно делилось на три основные части: в первой речь шла о Вселенной, во второй - о государстве, в третьей - о богословии. То есть в нем содержалось рассуждение о сути всего существующего. По мысли Гераклита, человек - часть природы; природа (космос), представляющая собой вечно живой огонь, никем не сотворена, она вечна и бессмертна; человек должен сообразоваться с природой, с ее живой "душой" - вечно живым огнем-логосом.  
Один из главных пороков для Гераклита, - невежество. Он "наилучших" противопоставляет толпе, и относит к ним тех, кто размышление, совершенствование души предпочитает "скотскому" пресыщению материальными благами.  
 
Причину "варварства душ" людей Гераклит видит в их конкретном вещественном состоянии. Души происходят из влаги, но при этом склонны высыхать. И разница между "влажной" и "сухой" душой определяет различие между глупым и умным человеком.  
 
Гераклит вел уединенную жизнь отшельника. Вследствие плохого питания Гераклит заболел водянкой. Тогда он, исходя из тезиса, что "влажное высыхает", зарылся в навозе, надеясь, что теплый навоз спасет его. Однако его надежды не оправдались, и он умер. По другой версии, он выздоровел, но позже умер от другой болезни.  
 
Дата смерти Гераклита неизвестна. Согласно Диогену Гераклит умер в возрасте шестидесяти лет, то есть около 484-481 годов до н. э. Можно предположить, что Гераклит умер несколько позже, примерно в 475 году до н. э.  

 
 

Гераклит Эфесский (по прозванию Темный) - греческий  философ, живший от половины VI века до 475 г. до нашей эры. Сочинения его  дошли до нас только в отрывках. Гераклит учил, что мир есть вечный процесс становления, осуществляющийся в форме борьбы между отдельными элементами действительности; в этой борьбе проявляется высший разум, определяющий движение вселенной. Учению Гераклита  посвящена книга Лассаля "Гераклит Темный", вышедшая в 1858 г. Лассаль  рассматривает Гераклита, как предшественника  современной диалектической философии.

 

Гераклит Эфесский (расцвет деятельности ок. 500 до н.э.), греческий философ, прозванный «Темным». Гераклит принадлежал к царскому роду, но отрекся от своих прав (в тогдашнем Эфесе уже номинальных, дававших лишь некоторые почести) в пользу брата. От единственного сочинения Гераклита О природе (существуют и другие варианты названия) сохранились лишь мелкие фрагменты.  
Гераклит первым в греческой философии поставил в центр своей системы проблему изменения и порядка, что делает из него беспощадного критика человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли. Именно гармонизирующий Логос, или мера, а вовсе не происхождение из единой построяющей космос материи, дает миру то сущностное единство, которое было отправным моментом для Гераклита и других досократиков.

Физический мир  представляется Гераклиту ареной непрестанных изменений, однако изменения эти  упорядочиваются единством, которым  наделил их Логос. «Входящих в  одну и ту же реку омывают все  новые и новые воды». В большей  части изменений Гераклит усматривает  их обусловленность своими противоположностями. Но эти противоположности, на которые  как Гераклит, так и Анаксимандр  разлагали любое различие, обладают внутренним единством. Так, например, день и ночь, которые на первый взгляд кажутся полностью разделенными и противопоставленными друг другу, на деле благодаря своей непрерывной  последовательности образуют единую лежащую  в их основе непрерывность. Некоторым  образом это связано с «борьбой», однако борьба эта не есть «несправедливость», поскольку она упорядочивается  Логосом, присутствующим во всех природных  объектах, так что если бы борьба прекратилась, разрушилось бы все  размеренное взаимодействие, а тем  самым и единство мирового порядка  и даже само его существование.

Человеку жизненно необходимо постичь Логос, поскольку  сама человеческая душа создана из огня, который может быть притушен или даже погашен влагой, порождаемой  глупостью, а также сном или смертью. В активном состоянии душа материально  соприкасается с огненным элементом  внешних вещей и питается им. Если душа противится глупости, пороку и  постепенному увлажнению, которое несет  с собой постепенно подступающая смерть, она даже сможет на время  пережить смерть, сохранившись в виде безличного божественного огня.

Информация о работе Пифагор ок. 580 до н. э. — ок. 500 до н. э.