Методика изучения свойств трапеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 01:01, статья

Описание

В материалах различных контрольных работ и экзаменов очень часто встречаются задачи на трапецию, решение которых требует от учащихся знаний «непрограммных» свойств трапеции. (Программными считаются свойство средней линии трапеции, свойства диагоналей и углов равнобедренной трапеции.) Какими же замечательными свойствами обладает трапеция? Где и когда их изучать в школьном курсе геометрии?

Работа состоит из  1 файл

Metodika_izucheniya_svoistv_trapetzii.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)


Г.И. Ковалева

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ ТРАПЕЦИИ

 

 

В материалах различных контрольных работ и экзаменов очень часто встречаются задачи на трапецию, решение которых требует от учащихся знаний «непрограммных» свойств трапеции. (Программными считаются свойство средней линии трапеции, свойства диагоналей и углов равнобедренной трапеции.) Какими же замечательными свойствами обладает трапеция? Где и когда их изучать в школьном курсе геометрии?

После изучения свойства средней линии трапеции можно сформулировать и доказать свойство отрезка, соединяющего середины диагоналей трапеции. Отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, равен полуразности оснований.

 

 

 

 

 

 

 

 

MO – средняя линия треугольник ABC и равна . MQ – средняя линия треугольника ABD и равна . Тогда , следовательно, .

Отрабатывая основной прием решения задач на трапецию «провести две высоты», учащимся необходимо предложить задачу: «Пусть BT – высота равнобедренной трапеции ABCD с основаниями BC и AD. , . Найдите длины отрезков AT и TD».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи не вызывает у учащихся затруднения, главное усилие педагога должно быть направлено на отработку свойства высоты равнобедренной трапеции, проведенной из вершины тупого угла: высота равнобедренной трапеции, проведенная из вершины тупого угла, делит большее основание на два отрезка, меньший из которых равен полуразности оснований, а больший – полусумме оснований.

Тема «Подобие фигур» очень благодатна для изучения свойств трапеции. Например, диагонали трапеции разбивают ее на четыре треугольника, причем треугольники, прилежащие к основаниям, подобны, а треугольники, прилежащие к боковым сторонам, равновелики. Назовем это утверждение свойством треугольников, на которые разбивается трапеция ее диагоналями. Причем первая часть утверждения доказывается очень легко через признак подобия треугольников по двум углам. Вторую часть можно предложить учащимся в виде задачи.

 

 

 

 

 

 

 

Треугольники BOC и COD имеют общую высоту, если принять за их основания отрезки BO и OD. Тогда . Следовательно, .

Аналогично, треугольники BOC и АОВ имеют общую высоту, если принять за их основания отрезки CO и OA. Тогда и .

Из этих двух предложений следует, что .

Было бы замечательно не останавливаться на сформулированном утверждении, а найти связь между площадями треугольников, на которые разбивается трапеция ее диагоналями, предложив учащимся решить задачу: «Пусть O – точка пересечения диагоналей трапеции ABCD с основаниями BC и AD. Известно, что площади треугольников BOC и AOD равны соответственно и . Найдите площадь трапеции».

Так как . Отсюда , из подобия треугольников BОC и AOD следует, что .Следовательно, . Тогда

С использованием подобия доказывается и свойство отрезка, проходящего через точку пересечения диагоналей трапеции параллельно основаниям. Предлагаем учащимся решить задачу: «Пусть O – точка пересечения диагоналей трапеции ABCD с основаниями BC и AD. , . Найдите длину отрезка PK, проходящего через точку пересечения диагоналей трапеции параллельно основаниям. На какие отрезки делится PK точкой О».

 

 

 

 

 

 

 

Из подобия треугольников AOD и BOC следует, что .

Из подобия треугольников AOP и ACB следует, что .

Отсюда .

Аналогично, из подобия треугольников DOK и DBC, следует, что . Отсюда и .

Добиваемся от учащихся осознания доказанного свойства: отрезок, параллельный основаниям трапеции, проходящий через точку пересечения диагоналей и соединяющий две точки на боковых сторонах, делится точкой пересечения диагоналей пополам. Его длина есть среднее гармоническое оснований трапеции.

Следующее свойство четырех точек: в трапеции точка пересечения диагоналей, точка пересечения продолжения боковых сторон, середины оснований трапеции лежат на одной линии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Треугольники BSC и ASD подобны и в каждом из них медианы ST и SG делят угол при вершине S на одинаковые части. Следовательно, точки S, T и G лежат на одной прямой.

Точно так же на одной прямой расположены точки T, O и G. Это следует из подобия треугольников BOC и AOD.

Значит, все четыре точки S, T, O и G лежат на одной прямой.

Знакомя учащихся с подобием фигур (не треугольников), можно предложить найти длину отрезка разбивающего трапецию на две подобных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если трапеции ALFD и LBCF подобны, то .

Отсюда .

Таким образом, отрезок разбивающий трапецию на две подобные трапеции, имеет длину равную среднему геометрическому длин оснований.

После вывода формулы площади трапеции полезно доказать свойство отрезка, делящего трапецию на две равновеликие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть площадь трапеции равна S.

h1 и h2 – части высоты, а х – длина искомого отрезка. Тогда

и

.

Составим систему

Решение системы .

Таким образом, длина отрезка, делящего трапецию на две равновеликие, равна (среднему квадратичному длин оснований).

Итак, для трапеции ABCD с основаниями AD и BC (, ) доказали, что отрезок

1) MN, соединяющий середины боковых сторон трапеции, параллелен основаниям и равен их полусумме (среднему арифметическому чисел a и b);

2) PK, проходящий через точку пересечения диагоналей трапеции параллельно основаниям, равен (среднему гармоническому чисел a и b);

3) LF, разбивающий трапецию на две подобные трапеции, имеет длину равную среднему геометрическому чисел a и b, ;

4) EH, делящий трапецию на две равновеликие, имеет длину (среднее квадратичное чисел a и b).

Чтобы учащиеся осознали связь между указанными отрезками, необходимо попросить построить их для данной трапеции. Без труда учащиеся построят среднюю линию трапеции и отрезок, проходящий через точку пересечения диагоналей трапеции параллельно основаниям. Где будет лежать третий и четвертый отрезок? Ответ на этот вопрос должен привести учащихся к открытию связи между средними величинами.

Признак и свойство вписанного и описанного четырехугольника должны быть конкретизированы для всех известных учащимся четырехугольников, в том числе и для трапеции.

 

 

 

 

 

 

 

Свойство вписанной трапеции: трапеция может быть вписана в окружность в том и только в том случае, когда она равнобедренная.

Свойства описанной трапеции. Около окружности можно описать трапецию тогда и только тогда, когда сумма длин оснований равна сумме длин боковых сторон.


 

 

 

 

 

 

 

Полезно осознание следствий того, что в трапецию вписана окружность:

1. Высота описанной трапеции равна двум радиусам вписанной окружности.

2. Боковая сторона описанной трапеции видна из центра вписанной окружности под прямым углом.

Первое очевидно. Для доказательства второго следствия необходимо установить, что угол COD прямой, что так же не составляет большого труда. Зато знание этого следствия позволяет при решении задач использовать прямоугольный треугольник.

Конкретизируем следствия для равнобедренной описанной трапеции:

 

 

 

 

 

 

 

 

высота равнобедренной описанной равнобедренной трапеции есть среднее геометрическое оснований трапеции. .

Рассмотрим основные принципы методики изучения свойств трапеции.

Во-первых, это использование задачного подхода. Нет необходимости вводить в теоретический курс геометрии новые свойства трапеции. Эти свойства открываются и формулируются учащимися через решение задач (лучше систем задач). Важно, чтобы учитель знал, какие задачи должны быть поставлены и в какой момент учебного процесса. Кроме того, каждое свойство может быть ключевой задачей в системе задач.

Во-вторых, «спиральная» организация изучения свойств трапеции. К отдельным свойствам можно возвращаться несколько раз, тогда есть вероятность, что учащиеся их запомнят. Например, свойство четырех точек можно доказать при изучении подобия и потом с помощью векторов. Равновеликость треугольников, прилежащих к боковым сторонам трапеции, можно доказать, используя как свойство треугольников, имеющих равные высоты, проведенные к сторонам, лежащим на одной прямой, так и формулу . Можно отрабатывать свойства прямоугольного треугольника на описанной трапеции, теорему синусов на вписанной трапеции и так далее.

Предложенное включение «непрограммных» свойств трапеции в содержание школьного курса геометрии, задачная технология их изучения, неоднократное обращение к свойствам трапеции при изучении других тем позволят учащимся более глубоко познать трапецию и обеспечат успешность решения задач на применение ее свойств.



Информация о работе Методика изучения свойств трапеции