Формирование временных представлений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:35, доклад

Описание

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. [1, 302]

Работа состоит из  1 файл

Формирование временных представлений младших школьников.docx

— 71.50 Кб (Скачать документ)

           Чтобы подготовить  детей к  восприятию  единиц времени,  необходимо  во 2 классе  продолжить  систематическую   работу с календарем,  начатую  в 1 классе.  Подводя итоги   и обобщая наблюдения,  полезно  обращать  внимание детей  на  последовательность  месяцев и  количество  дней в каждом  месяце. При  записи даты  в  тетрадях  следует также  почаще задавать  вопросы на  выяснение последовательности  месяцев. Например:  сегодня 1 октября,  а предыдущий  месяц как назывался?  Какой следующий месяц после октября? и т.  п. Знакомя детей с месяцем и годом, учитель использует  табель- календарь.  По нему дети  изучают и запоминают  названия месяцев и количество  дней в каждом  месяце. Сразу же выделяют  одинаковые  по продолжительности  месяцы, отмечают  самый короткий  месяц в году  - февраль (28 или  29 дней). По календарю  учащие определяют  порядковый  номер месяца,  устанавливают  день недели,  определяют  на какие числа  месяца приходятся  определенные  дни недели  (например, в какой день  недели будет праздник 9 мая в этом году).

           С помощью календаря  учащиеся  решают  задачи на нахождение  продолжительности  событий. Например,  сколько дней  длятся весенние  каникулы, а сколько месяцев длятся летние  каникулы? Учитель называет начало  и конец каникул,  а учащиеся  подсчитывают  число дней и месяцев по  календарю.

           Понятие о сутках  раскрывается  через близкие  детям понятия   о частях суток  - утро, день, вечер,  ночь. Кроме  того, опираются   на представление  временной   последовательности:  вчера, сегодня,  завтра. Учитель  предлагает  перечислить,  чем они были  заняты от вчерашнего  утра до сегодняшнего  утра, что  будут  делать с вечера  до  завтрашнего  вечера. Такие   промежутки  времени,- сообщает  учитель,- называют  сутками. Дети  устанавливают,  сколько суток  проходит со  вчерашнего  вечера до завтрашнего   вечера и т. п.  Объясняют   пословицу:  «День и ночь  - сутки  прочь».  Далее можно  провести  аналогичную  работу по календарю.

           Следующими  рассматриваются час и минута.  Конкретные  представления о соответствующих промежутках времени также формируются через практическую  деятельность  детей, через наблюдения.  Так, час- это продолжительность одного урока и перемены.  Чтобы ощутить время продолжительностью  в 1 минуту, включают  упражнения,  с помощью которых дети узнают,  что можно успеть  сделать за  1  минуту. Например:  сколько можно решить примеров,  или какое расстояние  можно пройти  за 1 минуту. Уместно объяснить смысл пословицы:  «Минута час бережет». На  первом же уроке по знакомству  с часом и минутой сообщаются  отношения между   мерами времени:  в 1 сутках 24 часа,  в 1 часе 60 минут.  Для закрепления включаются  упражнения.

           Важным моментом  на данном  этапе  является знакомство  с часами. Чтобы  дети научились   устанавливать  время по часам,  заблаговременно  полезно изготовить  на уроках труда  циферблат  с  подвижными  стрелками и,  используя эту  модель часов,  выполнять  практические  задания.  Учитель  поясняет, как  определить  время, показывает  на модели  часов.  С помощью модели  часов  решаются  задачи на определение   продолжительности  события. Усвоению  отношений между  единицами   времени помогает  таблица мер,  которую следует  повесить в  классе на некоторое  время, а также  систематические  упражнения  в преобразовании  именованных  чисел, выраженных  в мерах времени.

           В 3 классе таблица  единиц  времени  пополняется  - учащиеся  знакомятся  с веком и секундой.  Конкретное  представление  о  продолжительности  секунды дети  получают на  основе наблюдения  (устанавливают,  что можно сделать   за 1 секунду).

           Век - самая крупная  из рассматриваемых   единиц времени.  Некоторое   представление  о продолжительности   отрезка времени  в 100 лет  дети могут  получить, сравнивая   свой возраст,  возраст близких   людей. Знания  о системе единиц  времени расширяются.

           Дети узнают,  что основными   единицами  измерения  являются  сутки  - время, в течение   которого Земля  делает полный  оборот вокруг  Солнца. Из этих  основных единиц  образованы  все остальные.

           В 3 классе рассматривают  простейшие  случаи сложения  и вычитания   составных  именованных  чисел,  выраженных  в единицах  времени.  Преобразование  чисел при этом  выполняют  попутно. Чтобы   предупредить  ошибки в вычислениях   рекомендуется  чаще давать  вычисления  в сопоставлении.

           Так же, как и  во 2 классе  для  развития временных   представлений  используется  решение задач.

           В связи с изучением  данной  темы  в 3 классе полезно   провести внеклассное  занятие,  на  котором поставить  задачу - расширить  знания детей   о времени и его  измерении,  пробудить  интерес к этому   материалу.[25,  307]

           Дети с нарушениями  интеллекта  во многом отличаются  от нормально   развивающихся  детей.  

           В классах коррекции  вспомогательной   школы проводится  также работа  по изучению  временных  представлений   у таких детей.  Изучение временных   представлений  у детей с  интеллектуальной  недостаточностью  начинается  с 1 класса. Дети  уже  имеют некоторые  представления   о времени, но  сказать, пояснить  и применить  эти знания  не  могут.  

           Целью формирования  является  работа,  направленная  на повышение   эффективности  изучения временных   представлений  в классе.  

           Конкретные  сведения о  временных   представлениях  как день, ночь,  вечер, утро,  времена года,  дни недели и  месяц получают  не только на  уроке математики,  но и  на уроках  развития  речи  и ознакомления  с окружающим  миром и  др.[7, 23] Обучение  проводится  на всех уроках.  Уделяется   большое внимание  формированию  представлений  о временах  года, проводились  практические  занятия, экскурсии  с целью  наблюдения  за сезонными  изменениями   в природе, в  жизни людей.  Полученные  знания закреплялись  на уроках рисования,  ручного  труда,  музыки.

           Овладение  данными знаниями  помогает детям  с выраженными   нарушениями  интеллекта  понять  смысл   изменений,  происходящих  в природе и в  жизни людей,  связанных с  понятием времени   и предотвратить  трудности,  возникающие  у них при   определении  того или иного   времени года  по тем или  иным  временным  параметрам. 

           У детей с выраженными  нарушениями   интеллекта  формируется  представление   о  названиях  месяцев года,  умения и навыки  определения   их последовательности,  а также  последовательности  времен года.

           Также проходит  изучение понятий   сутки, час, минута.  Но все  это дается  детям с большими  трудностями.  Усвоение материала   происходит  только лишь  в  процессе  практической  деятельности,  с использованием  различных форм  наглядностей:  картинки с   изображениями  дня, ночи, вечера,  утра; картинки  с разными временами   года, модель  часов с движущимися   стрелками и  др. Закрепление   проходит в  форме дидактических   игр, на уроках  развития речи,  рисования,  музыки. В результате  этого дети  убеждаются  и запоминают,  как много разных  явлений,  событий,  связанных с  временами года  и вообще со  временем. Дети  с умственной  отсталостью,  так же как и нормально развивающиеся дети, закрепляют  материал на  уроках математики  разными видами  упражнений.  Например: что можно сделать за одну минуту,  за один час и т. д. Учитель поясняет, что такое сутки,  сколько суток в неделе. У таких детей в процессе  изучения временных представлений возникают трудности. Для них нужно проводить больше занятий,  которые формируют представления о времени. Материал  повторяется по нескольку раз на протяжении  двух- трех уроков,  чтобы закрепить знания в памяти.  А память у детей с недостатками  интеллекта,  как известно,  слабая, ее нужно чаще подпитывать.

           Пример дидактической  игры.

         ДИДАКТИЧЕСКАЯ   ИГРА « ЛОВИ  –  НАЗОВИ».

           ЦЕЛЬ. Закрепление  названий и   порядка следования  времен года,  месяцев и дней  недели.

           ОБОРУДОВАНИЕ.  Мяч.

           ХОД. Учитель  бросает мяч   ученику и говорит:  «Зима, а  за  нею?» Ученик  должен вернуть   мяч со словом  « весна». Учитель,  произнося:  «Весна, а за  нею?»,  бросает  мяч другому  школьнику,  таким же образом  повторяются   месяцы и дни  недели.

 

         ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА « ЭСТАФЕТА».

           ЦЕЛЬ. Закрепление  знаний о  временах  года, совершенствование   умения строить  простое предложение.

           ОБОРУДОВАНИЕ.  Палочка – эстафета.

           ХОД. Учитель  называет какое-либо  время года и  отдает палочку   одному из учеников.  Получивший  палочку должен  назвать какой-либо  признак этого

           времени года  и передать  эстафету  любому  товарищу. Тот  указывает   другой признак  этого же  времени  года.  Правильное  название признака  и оформление  предложения  оценивается   фишкой.

           В конце игры  подсчитывается  количество  фишек и объявляется   победитель.

            Выводы:

           В начальной  школе методика  формирования  временных  представлений   у младших школьников  и у  детей с  умственной  отсталостью   ведется строго  в той последовательности,  которая предусмотрена  школьной  программой.  Те трудности,  которые  возникают  в процессе  обучения, учитель  должен стараться   искоренять  еще на начальном   этапе изучения  темы. Уделять   больше внимания,  проводить   индивидуальные  занятия с теми  учениками,  которые затрудняются  в конкретных  понятиях или   вообще в усвоении  материала.

         ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ  РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ   У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА И  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ   ИНТЕЛЛЕКТА.

         ' 3.1.Цель,  задачи, методика  и организация   исследования.

         Целью констатирующего  эксперимента  является определение  трудностей,  которые появляются  у детей  с нарушениями  интеллекта  и у нормально  развивающихся   детей при усвоении  временных   представлений.

           Задачи исследования:

           1) дать анализ  опыта работы  в начальных  классах при   работе по  формированию  временных   представлений

           2) выявить трудности,  возникающие   у детей с нарушениями  интеллекта  при усвоении  временных  представлений.

           Констатирующий  эксперимент   проводился  в школе коррекции   в классах для  детей с  нарушениями  интеллекта  и  в общеобразовательной  школе,  начиная  с 1 по 4 класс  включительно.  Посещали уроки  окружающего  мира, математики,  развития речи  и практической  игры.

           Констатирующий  эксперимент  охватил все  начальные  классы школы  коррекции:  1класс - 6 человек,  2 класс - 6 человек  (один из них на  надомном обучении),  3 класс - 6 человек,  4 класс- 6 человек;  все начальные  классы общеобразовательной  школы: 1 класс-  19 человек, 2 класс-  18 человек, 3 класс-  25 человек, 4 класс-  25 человек

           Анализ методики  работы по  формированию  временных  представлений   проводился  путем просмотра   системы уроков  по окружающему   миру, математике,  развитию речи,  практической  игре  во всех  классах.  

           Выявление  трудностей  у детей  при  усвоении временных   представлений   проводилось   путем наблюдения  за деятельностью   учеников на  уроках  и анализа   готовой продукции  их деятельности  (рисунки, аппликации,  самостоятельные   работы), тестовые  работы, математические  задачи, викторины,  задачки- шутки,  ребусы, кроссворды,  математические  диктанты.

           Те трудности,  которые явились   типичными при  усвоении временных   представлений  у детей с  нарушениями  интеллекта  и  у нормально  развивающихся   детей вынесены  в таблицу.

           Наблюдение  за деятельностью   учащихся и  учителя проводилось   в течение 2 месяцев  в каждом  классе.

              ' 3.2. Уровень  сформированности  временных представлений,  выявленный  в ходе исследования  у детей младшего  школьного возраста с нарушениями интеллекта.

         Исследование  показало, что  работа  по  формированию  временных   представлений   ведется методически   грамотно; а  именно работа  по формированию  представлений   о временах  года, пространственных  представлений,  единицах измерения   времени. Нельзя  не отметить  и то, что начальные  классы  являются  ко всему прочему   еще и диагностическими.  А  если недостатки  познавательных  процессов  напрямую связаны   с наличием у  ребенка неадекватных  реакций на  окружающий  мир?  Большое  внимание в  классах  для  детей с выраженными   нарушениями  интеллекта   уделяется   индивидуальным  занятиям по  формированию  временных  представлений,  так как  индивидуально-психологические   особенности  детей в данных  классах настолько  разнообразны,  что провести  фронтальное   занятие практически  возможно  лишь  по определенным,  единичным  темам  в общеобразовательной   школе, в начальных  классах  также  ведется индивидуальная  работа. В процессе  работы по  формированию  временных  представлений   использовался  разнообразный   наглядный  материал, нужно   сказать, что  практически   все занятия  проводились   на наглядно-практической  основе. Работе  придавался  живой, эмоциональный   характер: рассказ  учителя всегда  был настолько  ограничен во  времени, что  дети не успевали  устать от одного  вида деятельности,  причем, во время  рассказа  учитель  сопровождал  свой  рассказ  предметными  действиями.

Информация о работе Формирование временных представлений младших школьников