Речевые коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 13:35, контрольная работа

Описание

Центральным моментом определения общения является не «передача информации», а взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива, причем взаимодействие понимается как обмен идеями, интересами и т.п., а также формирование установок, усвоение общественно-исторического опыта. А.А.Леонтьев указывает, что взаимодействие (интеракция) опосредовано общением и благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие.

Содержание

Введение

Глава 1. Структура речевой коммуникации

Глава 2. Содержание и средства речевой коммуникации

Глава 3. Семиотика языка: синтакт,семантика,прагматика


Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Додяк к р по комуникации.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

      Под речевой коммуникацией понимается разговорное общение. Общение обозначает и процесс обмена мыслями, информацией, эмоциональным переживанием собеседников. Социология рассматривает общение  как социально обусловленный вид деятельности людей. Психология исследует процесс установления и развития контактов между людьми с целью обмена информацией. Лингвисты процесс общения представляют как актуализацию коммуникативной функции языка в тех или иных речевых ситуациях. Главным элементом речевой коммуникации является механизм, с помощью которого осуществляется перевод процесса передачи и восприятия информации в социально значимый результат персонального и массового воздействия. В социолингвистическом аспекте необходимо изучать прежде всего особенности функционирования языка в условиях массовой социальной коммуникации.

Особенности стилей изложения в  периодической  печати (В. Г. Костомаров, А. Л. Швейцер, В. П. Мурат и др.), радио- и телепередач (Т. З. Адамьянц, Н. Н. Богомолова, С. В, Светана, М.В.Зарва,). Выбор стиля зависит и от предмета речи, и от общей обстановки, в которой происходит общение. Для привычной, повседневной обстановки характерен нейтральный стиль, для торжественно-приподнятых ситуаций - высокий стиль, в непринужденно-дружеской обстановке применяется чаще сниженный стиль. Единицами языка передаются кроме основного и дополнительные значения:

    a)  о сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилистическое значение);

    b)   о типах ситуаций, в которых эти единицы чаще всего употребляются (экспрессивно-стилистическое значение);

    c)    об общественной оценке явлений, обозначенных данными единицами языка (оценочно-стилистское значение).

    Выявлению механизмов взаимодействия  социальных и лингвистических  факторов, обусловливающих социальные функции языка в условиях массовой коммуникации рассматривал Шарль Балли - выдающийся швейцарский лингвист, писавший на французском языке. Он чситал, что одной из основных задач стилистики является исследование распределения языковых средств по сферам или средам общения и изучение различных эмоциональных окрасок речи, выражающих различные состояния и чувства людей. Он описал три источника выразительных, эмоционально окрашенных средств языка:

  а) характеризующих эмоциональный  оттенок (например, применение слова щуплый вместо худой);

  б) имеющих социальную окраску (например, использование выражений я накрылся, мне хана, вместо общеязыкового - я пропал).

     Для методики исследования массовой коммуникации существенными являются изучение принципов социолингвистических измерений вариативности языка (лингвистического, информационно-содержательного и коммуникативного)  и  обоснование  трехчастной модели  измерений

        [«я другой — третий (кто-то или что-то)]". 

Заключение

  Целесообразное  и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность выразительность, богатство, уместность.

      Точность – соответствие смыслового  содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм.

      Речь является точной, если говорящий  отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)  Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.

      Выразительностью речи называется  качество, возникающее в результате  реализации заложенных в языке  выразительных возможностей. Выразительность  может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.

     Богатство  – это широкое и свободное  использование языковых единиц  в речи, позволяющие оптимально  выразить информацию.

      Уместность – это употребление  в речи языковых единиц, соответствующих  целям, ситуации, условиям, содержанию  общения 
 

  Введение( заключение) 

Социальные  коммуникации представляют собой  взаимодействия между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией и передача сведений между людьми и группами.Роль канала коммуникации выполняют слова и предложения. Слово, по мысли Г. Г. Шпе-та, является- образом, формой, обликом, идеальной плотью мысли. Услышав слово, человек различает его:

  1. как голос человека;
  2. как голос конкретного человека;
  3. как знак особого состояния человека;
  4. как признак принадлежности человека к определенному со-циуму;
  5. как часть определенного языка;
  6. улавливая смысл слова;
  7. различая культурную форму слова;
  8. определяет отношение человека к произносимому им.

Естественно, в общении собеседники так или иначе используют   все восемь признаков слова. «Мысль рождается в слове и вместе с ним.  Даже и этого мало — мысль зачинается в слове. Оттого-т и нет мертворожденных мыслей, а только мертвые слова; нет пустых мыслей, а только — пустые слова; нет позорных мыслей, а только позорные слова; нет потрясающих мир мыслей, а только — слова»74. Слово, по Шпету, выполняет важные социальные функции, развивая и стабилизируя язык. В этом   смысле слова можно разделить на слово-образ и слово-термин. В первом случае слово в свободной форме может быть наложено на признак, случайно бросившийся в глаза (так происходит в поэзии) и, таким образом, слово как бы регистрирует новый опыт. Слово-термин находится в языково-понятийной системе и служит для упорядочения и сохранения культурного строя речи.

  В речевой деятельности используется стройно организованная система слов. Речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека. Речь возникла как средство координации совместной деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. Среди других (выражения, воздействия, мышления и пр.) наибольшее значение придается коммуникативной функции речи. Коммуникативная направленность речи ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Речевые коммуникации