Межличностные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:26, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта: изучить межличностную коммуникацию и ее особенности.
Задачи данной работы:
1.раскрыть понятие межличностной коммуникации;
2.изучить основные виды межличностной коммуникации;
3.исследовать межличностную коммуникацию по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностной коммуникации
Определение понятия межличностной коммуникации……………..5
Сущность и функции межличностной коммуникации……………...8
Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации…………………………………………………………16
Глава 2. Изучение межличностной коммуникации по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»…………………….23
Заключение…………………………………………………………………...26
Использованная литература…………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

ОТК КУРСАЧ.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

    В книге рассматриваются способы, какими индивид в самых обычных  рабочих ситуациях представляет себя и свою деятельность другим людям, способы, какими он направляет и контролирует формирование у них впечатлений о себе, а также образцы того, что ему можно и что нельзя делать во время представления себя перед ними. Применяя эту модель, автор старался не пренебрегать ее очевидной недостаточностью. Существует и третий участник представления — публика (или аудитория), участник очень важный и тем не менее такой, которого не было бы там, если бы сценическое представление вдруг стало реальностью. В действительной жизни эти три участника сжаты в два: роль, которую играет один, приспосабливается к ролям, исполняемым другими присутствующими и эти другие составляют также и публику.

    Гофман  выделяет два различных вида коммуникации (знаковой активности): произвольное самовыражение, которым люди дают информацию о себе в общезначимых символах, и непроизвольное самовыражение, которым они выдают себя (например, нечаянно выдают каким-то жестом свое не достаточное для декларируемых претензий на определенный социальный статус воспитание). Второй вид коммуникации — обычно непреднамеренный, невербальный и более театральный — интересует Гофмана в первую очередь. Но при использовании обоих каналов коммуникации действуют объективные ограничения непосредственного взаимодействия между людьми (необходимость выпячивания одних фактов и сокрытия других, идеализация и т. д.). Эти ограничения влияют на его участников и преобразуют обыкновенные проявления их деятельности в театрализованные представления. При этом вместо простого исполнения рабочей задачи и свободного проявления чувств люди начинают усиленно изображать процесс своей деятельности и передавать свои чувства окружающим в нарочитой, но приемлемой для других форме.

    Таким образом, вклад Эрвинга Гофмана в теорию межличностной коммуникации велик. Я полностью согласна с его точкой зрения о социальном поведении людей и взаимодействия их друг с другом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Коммуникативная личность – самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 16%, письмо – 9%).

    Для специалиста по связям с общественностью важно понимать, какие способы межличностной коммуникации ведут к достижению поставленных целей в общении.

    1. Убеждение - сознательное воздействие  на другого человека с целью  изменения их суждения, отношения,  намерения или решения. Средства такого вида влияния: получение согласия на каждом шаге аргументации, предъявление адресату четко сформулированных аргументов в приемлемом ему темпе и в понятных для него терминах.

    2. Внушение - сознательное воздействие на человека, направленное на изменение его состояния, отношение к чему-либо и т. д. (личный магнетизм или авторитет, отчетливая и размеренная речь, выбор наиболее внушаемых партнеров).

    3. Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку. Передаваться и усваиваться то состояние может как произвольно, так и непроизвольно (интригующее вовлечение партнеров в выполнение действия, прикосновение и телесный контакт и т. д.).

    4. Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого произведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным (публичная известность, демонстрация высоких образцов мастерства, явление примера доблести, милосердия).

    5. Формирование благосклонности - развитие у адресата положительного отношения к себе (проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывание благоприятных суждений об адресате, оказание ему услуги).

    6. Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия (ясные и вежливые формулировки, проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям).

    7. Принуждение - требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами (объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений).

    8. Манипуляция - скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чеу-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне и признавал себя ответственным за них (нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тесном приближении или даже касании, резкое ускорение или, наоборот, замедление темпа беседы, введение в заблуждение, замаскированные под малозначительные и случайные высказывания, оговорки и клевета).

    Итак, понятие «межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между людьми, выработку ими стратегии взаимодействия, то общее, что было сформировано вступившими в контакт индивидами.

    Ознакомившись с книгой Эрвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» я узнала много о межличностной  коммуникации, ее видах и функциях. 
 

    Использованная  литература

1.Андреева Г.М., Социальная психология. Учебник  для высших учебных заведений.  М.: Аспект Пресс, 2002., 378 с. 
2.Анохин П.К., Кибернетика и интегративная деятельность моз-га//Вопросы психологии, 1966, №3, с. 10-31

3. Бернштейн  Н.А., Биомеханика и физиология  движений/под ред. В.П. Зинченко. М.: Изд-во «Институт практической  психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997., 608 с. 
4. Бернштейн Н.А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., «Медицина», 1966.

5. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д., Психология  межличностных коммуникаций. Пер.  с англ. СПб.: Речь, 2000. 
6. Вебер М., Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 
7. Выготский Л.С., Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. (Собрание трудов), М.: Изд-во «Лабиринт», 2001.

8. Гальперин  П.Я. О предмете психологии (Доклад  на заседании Московского отделения  Общества психологов 23 ноября 1970 г.)//Вопросы  психологии, 2002, №5, с. 4-13 
9. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни/Пер. с англ. и вступ. Статья А.Д. Ковалева -М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.,304 с. 
10. Давыдов В.В., Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н. Леонтьева//Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1979, №4

11. Кистяковская  М.Ю., Коммуникации. -М., 1970-224 с.

12. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное  общение. СПб., 2001. 
13. Леонтьев А.А., Психология общения 3-е изд. М.: Смысл, 1999., 365 с.

14. Лурия А.Р., Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1998.-336 с.

15. Семенова В.В.  Качественные методы: введение в  гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998 - 292 с.

16.Трескою С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989.

17. Тышковский А.В., Социальная психология делового общения в групповой дискуссии. Учебное пособие/ГУУ. М., 2001. - 55 с.

18. Хараш А.У.  Смысловая структура публичного  выступления (об объекте смыслового  восприятия)//Вопросы психологии. 1978. №4 
19. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность, в 2 т., М.: «Педагогика», 1986. 
20. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб. Питер Пресс, 1997. 608 с.
 

1.   http://referat.yabotanik.ru/mass-media-i-reklama/mezhlichnostnaya

2.   http://www.russcomm.ru/rca_biblio/b/berger.shtml

     
     

 
 
 
 
 


Информация о работе Межличностные коммуникации