Межличностные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:26, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта: изучить межличностную коммуникацию и ее особенности.
Задачи данной работы:
1.раскрыть понятие межличностной коммуникации;
2.изучить основные виды межличностной коммуникации;
3.исследовать межличностную коммуникацию по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностной коммуникации
Определение понятия межличностной коммуникации……………..5
Сущность и функции межличностной коммуникации……………...8
Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации…………………………………………………………16
Глава 2. Изучение межличностной коммуникации по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»…………………….23
Заключение…………………………………………………………………...26
Использованная литература…………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

ОТК КУРСАЧ.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

    Функциональный  параметр также играет значительную роль в успешной актуализации функции речевого взаимодействия, но не является решающим, за исключением тех случаев, когда допускается грубое нарушение принятых норм социальной дифференциации и ситуативной вариативности коммуникативных средств.

    Восприятие в контексте социально-психологических исследований трактуется как понимание и оценка человека человеком; причем не только и не столько его качеств, сколько его взаимоотношений с другими людьми. Наиболее изученными механизмами межличностного восприятия являются:

    а) идентификация - понимание другого  человека путем отождествления себя с ним;

    б) рефлексия - понимание другого через  размышление за него;

    в) эмпатия - понимание другого человека через эмоциональное сопереживание;

    г) стереотипизация - восприятие и оценка другого путем перенесения на него общепринятых характеристик какой-либо социальной группы или ее представителя.

    В контексте межличностной коммуникации восприятие - это, прежде всего, сложный  процесс приема и переработки  смысловой и оценочной информации, необходимое условие для актуализации межличностной коммуникации. Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, так как с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации.

    Среди объективных факторов, обусловливающих  восприятие, отмечаются особенности  речевого сообщения (высказывания, дискурса), которое может отличаться по своему типу (описание, повествование, аргументация и др.), по структуре (последовательности высказываний - уточняющих, обобщающих и т.п.) или по композиции дискурса (вступление, основная часть, заключение). [19, c.259]

    Имеет значение и постоянство восприятия - его относительная независимость  от сопутствующих ситуативных факторов. 
К субъективным факторам относят функциональные особенности процесса восприятия, обусловленные когнитивными характеристиками человека: осмысленность восприятия, дискретность этого процесса, обусловленность восприятия прошлым опытом человека, опережающий характер восприятия. Способность предвосхищения, как показали исследования отечественных психологов, носит вероятностный характер и является одной из важнейших характеристик процесса восприятия.

    Некоторые субъективные факторы, которые затрудняют адекватное восприятие, связаны с недооценкой или незнанием собственного <Я>. К таким факторам, в частности, относятся:

    -неумение отделить главное от второстепенного;

    -склонность обращать внимание на внешние детали речевого поведения;

    -зависимость от стереотипных представлений и предубеждений;

    -ошибочное представление о том, что данное поведение партнера является его постоянной характеристикой;

    -незнание обстоятельств, которые определяют речевое поведение партнера (в том числе и эмоциональное состояние);

    -зависимость правильной оценки от личностных отношений с партнером;

    -отсутствие  чувства юмора.

    Поэтому не лишены ценности конкретные рекомендации по совершенствованию способности  к восприятию, включающие задачи:

    -научиться наблюдать, замечать даже незначительные детали;

    -научиться слушать своего партнера;

    -определить, что для вас является лучшим индикатором понимания - взгляд, жест, выражение лица, одежда, акцент, тон или слова, речевые формулы;

    -фиксировать свои неточности в восприятии;

    -осознавать, как вас воспринимают;

    -развивать ориентацию на собеседника - проявлять со переживание, заинтересованность в партнере как в личности (см. ВееЬе. 1996. Р. 87-90). Практическая работа над адекватностью восприятия помогает сократить конфликтные ситуации и поддерживать оптимальные межличностные отношения в различных социальных группах и тем самым способствует интеграции общества.

    Воздействие через убеждение, проходящее в условиях межличностного общения, представляет собой еще более сложный процесс, механизмы которого изучены недостаточно глубоко. Воздействие как социально значимая функция коммуникации актуализируется на всех уровнях коммуникации в соответствии с их спецификой. Способы и частные приемы воздействия различны по форме. Они могут быть эксплицитными и имплицитными, непосредственными и опосредованными, намеренными и ненамеренными, реализоваться в устной и письменной формах речевой деятельности. Конечная цель речевого воздействия понимается как определенная организация деятельности партнера - объекта воздействия (реципиента).

    На  вербальном и невербальном уровнях  коммуникации могут быть использованы разнообразные способы воздействия - приказ, команда, предупреждающий  или регулирующий знак, речевое убеждение.

    Убеждение является наиболее сложным способом речевого воздействия на сознание индивида через обращение к его собственному критическому осмыслению информации и стимулированию рефлексии. Как метод речевого воздействия убеждение широко используется в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации.

    Убеждение - сложный процесс, обремененный этическими нормами, объективностью оценки социальных реалий, факторами достоверности и доверия, сопереживания и, безусловно, умением эффективно пользоваться коммуникативным кодом.

    Ряд условий, способствующих воздействию методом убеждения, является общим для межличностной и массовой коммуникации, например:

    -привлекательность и коммуникативная компетентность убеждающего: в данном случае происходит своеобразный перенос оценки личности как источника информации на оценку самой информации в плане ее истинности, достоверности (первичное восприятие, как доказано, более устойчиво);

    -внушение доверия, которое определяется моральным обликом убеждающего, его профессиональной компетентностью, доброжелательным отношением к реципиенту;

    -использование стереотипа, что связано со стремлением индивида к идентификации собственного <Я>;

    -ссылка на личный опыт других как наглядное свидетельство; при этом рассказ-повествование должен отвечать двум критериям - вероятности (<вполне может быть>) и достоверности (<это же так и было>);

    -использование  в речи повторений, сравнений,  контрастов и аналогий, поскольку  это создает у реципиента перспективу для рассуждений.

    Для эффективности убеждения в межличностной  коммуникации особую важность приобретает этический аспект. Американский исследователь Дж.Кондон к наиболее существенным особенностям этического аспекта межличностной коммуникации относит: искренность, социальную совместимость, точность выражений, исключающую обман или искажение информации, согласованность слов и поступков, доверие, недопустимость прерывания коммуникации. [14, c.278]

    Другой  американский специалист Ларсон комментирует эти положения в виде рекомендаций:

    -будьте откровенны в высказываниях о своих чувствах и убеждениях;

    -в обществах, где взаимодействие ценится больше, чем индивидуализм, важно добиваться социальной гармонии;

    -будьте точны при передаче информации, не допускайте искажения смысла;

    -избегайте намеренного обмана, это неэтично;

    -согласуйте смысл вербальных и невербальных средств коммуникации, чтобы они не противоречили друг другу;

    -не обрывайте своего партнера, не выслушав его до конца.

    Существуют  и рекомендации, касающиеся частных  приемов убеждения, которые рассчитаны на использование в своих целях психологических особенностей или эмоционального состояния реципиента. Так, например, чтобы получить от реципиента положительный ответ, рекомендуется построить свой дискурс таким образом, чтобы он спровоцировал по крайней 
мере трижды положительный ответ. Это усыпляет бдительность и сопротивляемость реципиента - в четвертый раз он скорее всего ответит <да>. Не рекомендуется начинать вопрос с если (вы сумеете закончить работу?), лучше спросить когда (вы сумеете закончить работу?). Допускается ответить на вопрос вопросом, если есть необходимость тщательнее продумать ответ по существу.

    Экспериментально  доказано, что при убеждении наиболее <сильными> являются первичный и  заключительный аргументы, особенно последний. По данным некоторых исследований эта закономерность зависит и от степени важности для реципиента обсуждаемой темы. При обсуждении неординарной, дискуссионной темы он ориентируется больше на первичный аргумент, при обсуждении малоинтересной темы ориентируется на заключительный аргумент. Существенно и такое наблюдение, что сторона, обладающая более <сильным> аргументом, имеет преимущество перед другой стороной. Это преимущество заключается в возможности повторить <сильный> аргумент несколько раз в разных вариантах.

    Таким образом, актуализация убеждения в межличностной коммуникации является сложным процессом, неразрывно связанным с процессом восприятия. Оба эти процесса обусловлены одновременным действием социологических, психологических, этических, эмоциональных и собственно коммуникативных факторов.

    Научно-технический прогресс во многом изменил образ жизни людей, расширив их коммуникативные возможности. Но вместе с тем нельзя не признать, что сами контакты стали более кратковременными и поэтому поверхностными. Успешность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей. Воодушевляет и то, что коммуникативные сферы, в которых актуализируется межличностная коммуникация, расширяются (в том числе и при помощи технических средств). Это очень динамичный тип коммуникации, ориентированный на разговорную речь, в которой индивид наиболее полно раскрывается как коммуникативная личность. 

    Глава 2. Изучение межличностной  коммуникации по работе И. Гофмана  «Представление себя другим в повседневной жизни»

    Эрвинг  Гофман, иногда Ирвин Гофман американский социолог канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии. 73-й президент Американской социологической ассоциации. Наиболее значительным вкладом Гоффмана является его исследование о символическом взаимодействии в игровой форме, которое он начал в 1959 году, когда вышла его книга «Представление себя другим в повседневной жизни», и не прекращал на протяжении всей жизни, расширяя сферу исследования.

    Гофман родился 11 июня 1922 года в Мэннвилле в провинции Альберта, в семье Макса и Анны Гофман. Когда он был ребенком, семья Гофмана вернулась в провинцию Манитоба. Сестра Фрэнсис Бэй говорила, что в детстве Эрвинг был большим шутником и они никогда не думали, что он достигнет каких-либо успехов. Начав свой путь в среднетехническом училище св. Джона в Дофине в провинции Манитоба, он избрал своей специальностью химию в Университете Манитобы в 1939 году. В 1945 году в Университете Торонто получил степень бакалавра гуманитарных наук, а в Университете Чикаго в 1949 и 1953 году — степень магистра гуманитарных наук и доктора философии. В 1952 году провёл год на Шетлендских островах, собирая материал о жизни локального сообщества для диссертации, которую защитил в 1953 году.

    В 1952 году женился на Анжелике Чоат, от которой у него родился один сын, Том. Анжелика Чоат, по профессии психолог, часто испытывая эмоциональные  проблемы и потребность в психиатрической  помощи, покончила с собой в 1964 году. Вероятно, интерес Гофмана к психиатрическим клиникам был связан с опытом пребывания его жены в них. С 1954 года жил в Вашингтоне, проводил много времени в психиатрических клиниках, наблюдая за пациентами этих «узилищ» (так называлась его книга, вышедшая в 1961 году).

    В 1981 году женился на канадке Джиллиан Санкофф, которая занималась лингвистикой и от которой у него родилась дочь, Элис. Его сестра Фрэнсис Бэй успешно сделала карьеру актрисы и вела напряженную жизнь, играя роли второго плана в многочисленных телевизионных шоу и кинофильмах с 1970-х по 1990-е годы. Наибольшую известность ей принесла роль «мраморно-ржаной» леди в комедийном телесериале Сейнфелда. 20 ноября 1982 года Гофман скончался от рака желудка.

    "Представление  себя другим в повседневной  жизни" - книга о законах и ритуалах социального поведения людей при встречах лицом к лицу. В ней - представление о "драматургическом", или "театральном" подходе автора к социологии, его анализ "сценической постановки" взаимодействия людей, приемы "театрализации" собственной деятельности и т. д. Наблюдения и аналитические описания ритуалов, мельчайших деталей социального взаимодействия в пространственно-временных контекстах подкрепляют идею автора о том, что личность не обладает сущностными характеристиками, а является эффектом удавшихся представлений и инсценировок, принятых другими.

Информация о работе Межличностные коммуникации