Межличностные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:26, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта: изучить межличностную коммуникацию и ее особенности.
Задачи данной работы:
1.раскрыть понятие межличностной коммуникации;
2.изучить основные виды межличностной коммуникации;
3.исследовать межличностную коммуникацию по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностной коммуникации
Определение понятия межличностной коммуникации……………..5
Сущность и функции межличностной коммуникации……………...8
Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации…………………………………………………………16
Глава 2. Изучение межличностной коммуникации по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»…………………….23
Заключение…………………………………………………………………...26
Использованная литература…………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

ОТК КУРСАЧ.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты межличностной  коммуникации

    1. Определение понятия межличностной коммуникации……………..5
    2. Сущность и функции межличностной коммуникации……………...8
    3. Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации…………………………………………………………16

Глава 2. Изучение межличностной коммуникации по работе И. Гофмана  «Представление себя другим в повседневной жизни»…………………….23

Заключение…………………………………………………………………...26

Использованная  литература…………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Успешность  работы специалиста по связям с общественностью  во многом характеризуется его коммуникативным способностям, умением избегать конфликтов, знанием принципов психологии социального влияния и применять их на практике.

    Большую роль в становлении и развитии тих способностей играет межличностная  коммуникация.

    Люди  с момента рождения  оказываются  погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той  же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.

    Американские  психологи Ф.Зимбардо и М.Ляйппе подчеркивают, что мы свободны в  своем выборе, но будучи, как и  все остальные, составной частью социального мира, не в состоянии  избежать мягкого или жёсткого воздействия  окружающих, способного склонить чашу весов наших решений в ту или иную сторону. Более того, мы далеко не всегда хотим избежать влияния со стороны тех, кто мудр, справедлив и заботится о нашем благополучии.

    Центральным моментом определения общения является не «передача информации», а взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива, причем взаимодействие понимается как обмен идеями, интересами, а так же формирование установок, усвоение общественно-исторического опта. А.А.Леонтьев указывает, что взаимодействие опосредовано общением и благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие.

    Цель  курсового проекта:  изучить межличностную  коммуникацию и ее особенности.

    Задачи  данной работы:

    1.раскрыть  понятие межличностной коммуникации;

    2.изучить  основные виды межличностной коммуникации;

    3.исследовать межличностную коммуникацию по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»

    Объектом  курсового проекта является межличностная коммуникация, а предметом межличностная коммуникация в работе И. Гофмана.

    Разработанность проблемы заключается в том, что массовая коммуникация изучалась прежде всего в плане особенностей функционирования языка в условиях массовой коммуникации как вида социального общения. С этой целью исследовались особенности функциональных стилей периодической печати (В.Г.Костомаров, АД.Швейцгр, Г.Я.Солганик), радио- и телепередач (М.В.Зарва, С.В.Светана). Л.П.Крысин занимался изучением принципов социолингвистических измерений вариативности языка - лингвистического, информационно-содержательного и коммуникативного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты  межличностной коммуникации

    1. Определение понятия межличностной коммуникации

    Понятие коммуникация происходит от латинского communication- обмен, связь, разговор. Коммуникация- процесс, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения; символы и знаки, а так же средства для их передачи в пространстве и сохранения во времени.[7, c.23]

    Явление, обозначаемое ныне понятием «коммуникация», существует столько, сколько существует жизнь на земле. Данные многих наук свидетельствуют о том, что с возникновением жизни на земле существовало бессознательное общение живых существ, в процессе поиска источников воды, пищи и их добывания, и с появлением человека - сознательных трудовых действий, производства потомства, защиты от врагов. Коммуникация, таким образом, является процессом ряда аудиовизуальных действий, направленных в самом общем смысле на сообщение, событие всего живого на земле.

    Межличностная коммуникация – это процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга.

    Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику как типа коммуникации. 
Неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняются самими условиями человеческого бытия - человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью.[1, c.58]

    Необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное (<слово не воробей>). 
Непосредственная обратная связь является непременным условием осуществления межличностной коммуникации.

    Межличностные отношения - определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Эти отношения складываются в результате деловых и творческих контактов - официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор.

    Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение  и возможное возобновление), непосредственно  связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания. 
В свою очередь, на характер межличностных отношений оказывают влияние условия, в которых происходит общение. Это может быть анонимное общение - взаимодействие между незнакомыми людьми (в самолете, зрительном зале и т.п.), функционально-ролевое общение (взаимоотношения между членами профессионального коллектива), личное или интимное общение (в группе друзей, в семье).

    Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации - можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений. 
Попытки смоделировать процесс межличностной коммуникации предпринимались не раз на основе различных подходов к пониманию ее сущности и функций. Сложность моделирования объясняется и тем, что межличностная коммуникация актуализируется в различных формах. Это может быть беседа - непосредственная коммуникация (с глазу на глаз или в присутствии Других лиц) или опосредствованная (через телефонную, компьютерною связь). Межличностная коммуникация может осуществляться в форме интервью, дебатов, публичных или судебных слушаний. Это так называемые структурированные формы, каждая из которых имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями и коммуникативной ситуацией.[11, с.213]

    В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие: кто передает информацию (отправитель), что передается (содержание информации), кому передается информация (получатель), каким способом передается информация (канал), обратная связь (непосредственная или опосредованная).

    В описательных моделях выделяются еще  два компонента - результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные  и пространственные характеристики и т.п.). Первый компонент не всегда поддается объективному определению, поскольку результативность для каждого коммуниканта может иметь свою оценку. Сложно определить и место обоих компонентов как составляющих модели, так как их связи с базовыми компонентами неустойчивы и разнонаправлены.

    В объяснительно-функциональных моделях  внимание обращено главным образом  на актуализацию межличностной коммуникации как процесса. Основными компонентами являются механизмы, которые управляют  процессами, например, восприятия и понимания информации, воспроизведения информации, обработки информации партнерами и др. В описательной части модели дается перечень основных механизмов и целых блоков необходимых знаний; в графической форме модель представляет собой сложную схему связей между этими механизмами и блоками. Так, например, модель аналитико-синтетической обработки информации партнерами в процессе общения включает 31 компонент, среди которых особо выделяются специфические механизмы общения, такие, как механизм выявления намерения партнера, механизм поддержания общения, механизм выразительной речи, а также целый ряд блоков знаний, в частности блок знаний о средствах невербальной коммуникации, блок самопознания, блок идентификации, блок рефлексии, блок прогнозирования развития образа партнера, блок психологической защиты, блок организации совместной деятельности и др. (Узилевский Г.Я. 1996. С. 30-32).

    Хотя  данные модели не дают обобщенного  представления о межличностной  коммуникации как целостном процессе, поскольку ориентированы на актуализацию частных аспектов общения, они, тем не менее, обладают рядом достоинств: имеют динамичный характер - отражают прямые и обратные связи механизмов и блоков знаний; при необходимости роль каждого блока знаний, например социологических, может быть конкретизирована применительно к аспекту общения. Сравнение компонентов и их связей в нескольких моделях, отражающих разные аспекты общения, позволит выделить ключевые механизмы и блоки знаний, участвующие в актуализации межличностной коммуникации как особого типа.[10, c.112] 

    1. Сущность  и функции межличностной  коммуникации

    Сущность  процессуальных явлений, к которым  относится и межличностная коммуникация, определяется их функциями. Помимо базовых  функций коммуникации (информационной, экспрессивной и прагматической), в межличностной коммуникации особо выделяются социально значимые функции - взаимодействие и воздействие, которые актуализируются в речевых актах в целом ряде частных функций. В основе этих функций, как можно было убедиться, лежит главный принцип - мотивационный. Поэтому неудивительно, что исследователи социальной коммуникации обращаются прежде всего к мотивационным теориям, объясняющим сущность и функции межличностного взаимодействия, в рамках которого осуществляется и межличностная коммуникация.

    Несмотря  на различные интерпретации проблемы, мотивационные теории можно объединить в две группы - мотивационные теории равновесия (баланса - дисбаланса) и  мотивационные теории удовлетворения потребностей.

    К первой группе относится теория Ф.Хейдера о когнитивном балансе. Она базируется на двух постулатах:

    а) наличие общечеловеческой тенденции  к совместимости - люди обречены на совместимость, поскольку живут  в одном мире, связаны общей  судьбой;

    б) наша реакция на что-либо или кого-либо фактически варьируется в пределах позитивного и негативного (<нравится> - <не нравится>). В этой трехчастной модели <я - другой - третий (кто-то или что-то)> не учитываются постоянно видоизменяющиеся ситуативные условия, которые влияют на создание гармонии и на возникновение конфликта в межличностном общении. [13, c.96]

    Теория  Фестингера, так называемая когнитивная  теория диссонанса связана с конфликтными ситуациями, обусловленными несогласованностью когнитивных структур коммуникантов. Для достижения баланса в межличностных отношениях, лежащих в основе взаимопонимания, необходимы специальные коммуникативные действия, направленные на устранение конфликтной ситуации. К этой же группе теорий можно отнести теорию американского социолога Э.Гоффмана - <управление впечатлением>. Согласно этой теории, социальные ситуации, в которых происходит общение, напоминают скорее драматические спектакли, где актеры пытаются создавать и поддерживать благоприятное впечатление. На первый взгляд, это так, ведь межличностная коммуникация актуализируется в диалогических дискурсах, представляющих собой мини-сценарии, в которых за каждым закреплена коммуникативная роль, согласующаяся в известной степени с его социальным статусом. Но разве партнеры всегда создают и поддерживают <благоприятное впечатление>, особенно когда дело доходит до конфликта, когда мотивационные струны диалога напряжены до предела? В отдельных случаях агрессивное поведение может сознательно или бессознательно усиливаться, разрушая <благоприятное впечатление>. 
      Ко второй группе относится мотивационная теория американского социолога А.Маслоу, в основе которой лежит принцип стремления к росту удовлетворения личных потребностей. К этой же группе можно отнести довольно известную теорию социального обмена американских социологов Дж. Хоманса и Р.Эмереона. Согласно этой теории, люди взаимодействуют друг с другом на основании своего опыта, учитывая при этом необходимые затраты и возможные вознаграждения. Процесс социального взаимодействия и, соответственно, коммуникация как его часть понимается как постоянный обмен <выгодами>. Нетрудно угадать за этим обобщением изживший себя примитивный постулат бихевиоризма. [8]

Информация о работе Межличностные коммуникации