Эффективность массовой комммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание

Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Содержание

Введение 3
Глава I. Средства массовой коммуникации 4
1.1 Историческое развитие массовой коммуникации 4
1.2 Структура и функции массовой коммуникации 8
Глава II. Эффекты воздействия массовых коммуникаций 18
2.1 Личность в сфере влияния СМК 18
2.2 Слухи – как фактор манипуляции в средствах массовой коммуникации 21
2.3 Телевидение и его механизмы эффективного воздействия 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая э.м.к..doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

      2.2 Слухи – как фактор манипуляции в средствах массовой коммуникации 

      Следует обратить внимание, что слухи являются сильнейшим манипулятором психическим  сознанием масс. Связанно это прежде всего с тем, что слухи передаются через межличностные контакты (посредством  общения) между индивидами. Причем возможно общение как между отдельными индивидами в варианте общения одного индивида с другим, так и общение одного индивида с группой, или же общение одной группы с другой. Во всех этих случаях на первый план выступает то обстоятельство, что индивиды психологически больше доверяют таким же индивидам как они («простым людям»)5.

      Следует обратить внимание, что подобную «особенность»  слухов активно используется в манипулятивных технологиях, или в т.н. информационно-психологических войнах, когда необходимо в короткое время добиться внедрения в сознание масс каких-либо установок, необходимых манипуляторами. В роли манипуляторов в таких случаях могут выступать заказчики подобных компаний в лице, например, политической партии, или представителей бизнеса, которым необходимо сформировать в сознании масс положительную характеристику о своем товаре, или же отрицательную характеристику — о товаре конкурента. И в этом случае (в случае манипулятивного воздействия на психику масс с целью манипуляций, т.е. обмана) мы можем заметить, что слухи бывают спонтанные и намеренные. В первом случае слухи начинаются сами, без намеренного распускания их со стороны имеющих какой-либо интерес манипуляторов. Во втором, слухи инициируются намеренно, и служат достижению каких-либо целей со стороны заинтересованных лиц.

      Слухи можно отнести к стихийным  процессам передачи информации. Когда  люди сталкиваются с чем-то, чему они  не могут найти объяснения со стороны  официальных источников — они  сами (главным образом бессознательно) домысливают «историю вопроса», причем, зачастую, все также бессознательно, искажая факты (точнее — отсутствие оных) в ключе, необходимом для них.

      Другими словами, содержательная часть слухов в равной мере сначала домысливается (и в этом случае часто выдается желаемое за действительное, тот есть о наличии произошедшего или намечаемого судится, исходя из субъективных оценок самого индивида, из его прогноза развития ситуации), а после искажается — при межличностных контактах (т.е. каждый из получателей слухов — при дальнейших коммуникациях что-то убирает, чем-то дополняет тот или иной слух — уже, опять же, в зависимости от собственного восприятия действительности). Кроме того, в способности распространения слухов играет роль вариант доступности (влияющий на быстроту). При этом на быстроту распространения слухов влияет и попадание в фактор ожидания других индивидов подобного (как в слухах) развития сценария отношений. Например, когда одна из газет («желтая пресса») пустила слух о разводе президента Путина с супругой и предстоящей его женитьбе на известной спортсменке, народ тотчас же подхватил подобный слух, да так, что он дошел до западных журналистов, был напечатан в ряде изданий западных СМИ уже как ожидаемый и достоверный факт, а один из лидеров западных стран даже поинтересовался у Путина (перед телекамерами журналистов — мол, правда ли это?).

      С чем связан такой слух? Он объясняется  рядом факторов, среди которых  и любовь к президенту В. В. Путину, и закрытая (для СМИ, а значит и  общественного обсуждения) жизнь самого В. В. Путина, и влияние на подсознание масс архетипа о той фискально-политической структуре, в которой начинал работу Владимир Владимирович, и, конечно же, определенная доля желания части жителей — подобного развития сюжета.

      Следует заметить, что путем анализа тех или иных слухов можно проследить некоторые «надежды и чаяния» народа, потому как мы уже заметили, что в слухах любая ситуация выражается так, как ее хотело бы видеть большинство, ну или как минимум — определенная часть населения. Потому как, если произойдет какое-либо событие, совсем не интересное кому-то (не совпадающее с их взглядом на данное обстоятельство) кроме самих участников — слух не получит своего распространения, и оборвется на отдельных коммуникантах (представителях народа, массы, толпы). Тогда как если содержательная наполняемость слуха попадет в зону интересов большинства — такой слух вполне имеет право на жизнеспособность в течение какого-то времени. И тут мы должны сказать, что слухи не бывают вечными. Через какое-то время слухи исчезают или совсем, или же вытесняются другими слухами.

      Кстати, необходимо обратить внимание, что  психологическая природа слухов простирается также в плоскости  вопроса об известности того либо иного человека, о становлении  человека известным, знаменитым. Если не брать во внимание такой способ обретения известности, как постоянное мелькание в СМИ, то следует заметить, что вопрос, когда какой-то человек становится вдруг известен, популярен, по-своему интересен, зависит от целого ряда обстоятельств, главной из которых выступает случайность.

      Нечто подобное происходит и со слухами. Предсказать, какая именно информация получит  распространение в виде слухов, практически  невозможно (если мы не говорим о  намеренном распространении слухов; хотя и там до конца все предсказать невозможно).

      Тогда как по специфике слуха, по его  смысловой нагрузке, по эмоциональной  наполняемости и еще целому ряду факторов — можно судить о настроениях, превалирующих в обществе. Ну и  конечно, важным фактором, повторимся, выступает то обстоятельство, что слухи символизируют собой не только настроения народа, но и его желания отреагировать на то или иное обстоятельство в русле такого развития сюжета, какое хотели бы видеть люди (зачастую в ущерб истинности событий; подменяя подобную истинность собственным — иллюзорным — взглядом на развитие того или иного сюжета слуха). Причем важно заметить, что слухи могут быть как правдивые, так и ложные, а то и исключительно ложные. Причем уже понятно, что отделить одно от другого способно время. Ну, или же те политические лидеры, которым верит народ. И если Ельцин в свое время уверял, что если произойдет обвал рубля, он «ляжет на рельсы» (предполагалось перед идущим на полном ходу поездом), то ему поверили не все, потому как рейтинг в народе Б. Н. Ельцина после его преступных для народа реформ оказался крайне низок (тем более что, как и предполагалось, дефолт случился; разве что Борис Николаевич на рельсы не лег.) Тогда как если сравнить подобное с произошедшим уже в 2008 году, когда сначала появились, а после стали активно муссироваться слухи о возможной деноминации, хватило выступления В. В. Путина, который вскользь сказал, что подобного не будет, и ему сразу поверили. Потому что рейтинг Владимира Владимировича в народе наоборот — необычайно высок, больше 70 процентов.

      «Анализ феномена слухов требует выявления  ряда характеристик — пространственно-временных, экспрессивных и информационных, — пишут Ю.А. Шерковин, А.П. Назаретян. — Закономерность распространения  изустно передаваемых сообщений внутри социальных групп в пределах некоторого пространства позволяет классифицировать слухи по… общему признаку — по уровню, на котором они циркулируют. Как следствие, можно выделить слухи «локальные», отмеченные внутри относительно небольшой социальной группы, которой может быть население деревни или городка, коллектив предприятия или учебного заведения, зрители кинотеатра или стадиона, пассажиры поезда или теплохода.

      Следующий уровень можно назвать «региональным»: это ситуация, при которой слухи  могут циркулировать в связи с ценностями и целями населения области или группы областей, республики, географического региона. Отмечен факт ограничения распространения слухов региональными рамками по принципу религиозности, этнического расселения, занятия определенными промыслами, подверженности общей опасности в стихийном бедствии. Наконец, следует выделить уровень «национальный» и «межнациональный». Придя в какую-то страну с «помощью» зарубежного радиоголоса, некоторой слух циркулирует в национальных рамках, утратив любые межнациональные черты. Временные рамки, в пределах которых может циркулировать слух, обычно ограничиваются контрпропагандистскими мерами и их эффективностью. Однако могут быть ситуации, в которых «локальный» слух, прекращенный своевременным информационным противодействием, возрождается в другом месте или превращается в «региональный». Возможны также ситуации, характеризуемые долговременным циркулированием одного и того же сюжета. По экспрессивной характеристике, составляющей тип эмоциональных состояний, отражаемых сюжетом слуха и типом доминирующей эмоциональной реакции, различают три типа слухов, характер которых достаточно ясно представлен в их обозначениях: «слух-желание», «слух-пугало» и «агрессивный слух».

      «Слух-желание» чаще всего представляет собой попытку выдать желаемое за действительное, причем в условиях, когда реальность приходит в противоречие с тем, что людям необходимо. Хрестоматийным примером такого слуха стало долгожданное и долго обсуждавшееся в середине XIXв. в среде русских крепостных крестьян освобождение. Молва утверждала, что освободят всех участников Крымской войны (отчего многие добровольно шли в армию), упоминались и другие условия. Эти слухи отражали страстное стремление крестьян к свободе и в то же время веру в доброго «царя-батюшку». Однако задержавшееся на несколько лет после окончания Крымской войны освобождение и несбывшиеся надежды порождали массовый протест, восстания и побеги. Циркуляция стихийно возникавших слухов, таким образом, в чем-то ускорила складывание ситуации, в результате которой царское правительство действительно вынуждено было отменить крепостное право. Слухи, отражавшие желания и надежды, в XX в. стали средством активной деморализации политического противника. В истории пропаганды зарегистрированы прецеденты преднамеренного распространения таких слухов с задачей деморализации людей в военных условиях. Гитлеровская агентура многократно распускала в США слухи типа: «Война к рождеству кончится»; «Германии не хватит нефти и на полгода»; «Через два-три месяца в Германии будет государственный переворот». Нечто подобное было в годы «странной войны» во Франции. Каждый раз, когда подходил фигурировавший в сюжете такого слуха срок, а желаемое не происходило, как правило, наступала заметная депрессия общественных настроений, усиление негативно окрашенных оценок и мнений. «Слух-желание», который мог иметь далеко идущие политические последствия, возник в дни переворота в Чили в сентябре 1973 г. В условиях крайней неопределенности по всей стране разнеслась «новость» о том, что сохранившая верность правительству Альенде бригада под командованием прогрессивно настроенного генерала Пратса движется к столице, «обрастая, как снежный ком, добровольцами». В такой форме этот сюжет был зафиксирован зарубежными агентствами, подхвачен прогрессивными радиостанциями и органами печати. К несчастью, слух оказался недостоверным. Карлос Пратс (находившийся в Сантьяго по домашним арестом) был доставлен на телевидение, «проинтервьюирован» перед широкой аудиторией, и это оказало временно деморализующее влияние на силы, готовые было сопротивляться перевороту.

      Из  приведенных примеров видно, что  «слух-желание» не является таким малозначительным и безобидным феноменом, каким может  выглядеть на первый взгляд. Стимулируемые  им ожидания закономерно сменяются фрустрацией, которая, в свою очередь, способна порождать либо агрессивность, либо апатию, нарушая нормальное функционирование социальных общностей.

      «Слух-пугало»  обычно выражает боязливое предвидение  каких-либо неприятных событий и  становится возможным благодаря довольно распространенной привычке не очень далеких или суеверных людей пессимистически ожидать худшего. Мотивом для воспроизведения «слуха-пугала» чаще всего служит удовлетворение от разделенного с кем-либо страха и тайная надежда на возможность опровержения пугающего сюжета. Но даже если опровержение не происходит из-за отсутствия у слушателя соответствующей информации, то разделенный страх переносится легче. «Слухи-пугала» часто возникают в периоды социального напряжения или острого конфликта (стихийное бедствие, война, революционная ситуация, государственный переворот и т. д.), и их сюжеты варьируют от просто пессимистических до откровенно панических. Преднамеренное распространение слухов такого типа давно стало излюбленным элементом идеологических, политических и экономических диверсий.

      Агрессивный слух обычно основывается на предрассудке и выражает собой резко негативное отношение некоторой группы людей  к объекту, фигурирующему в сюжете слуха. Элемент агрессивности часто  присутствует в пугающих слухах. «Агрессивные слухи», так же как и «слух-пугало», чаще возникают в период социальных напряжений, но преимущественно таких, которые связаны с межгрупповыми конфликтами. Очевидно, что деление на «слухи-желания», «слухи-пугала» и «агрессивные слухи» во многих случаях достаточно условно, поскольку один и тот же циркулирующий сюжет способен выражать различные отношения и эмоции в различных слоях антагонистического общества.

      Столь же условна классификация на основании  второй — информационной — характеристики, выражающей степень достоверности слухов, т. е. степень соответствия сообщаемых фактов существенным сторонам действительного события. По этому основанию слухи подразделяются на четыре типа: от абсолютно недостоверных (отражающих по существу только настроения аудитории) до относительно близких к действительности. Условность в данном случае определяется тем, что в процессе циркуляции сюжет слуха трансформируется, чем снижается степень его достоверности. Вместе с тем замечена и противоположная закономерность — повышение достоверности слухов, когда их сюжеты стимулируют события».

      Ю. А. Шерковин и А. П. Назаретян отмечают6, что тенденции в трансформации слуха (т.е. когда каждый из новых коммуникаторов привносит вслух что-то свое, опуская другие детали) выражаются тремя типами процессов: сглаживанием, заострением и адаптацией. Сглаживание в этом случае характеризуется тем, что в процессе передачи слуха исчезают те детали, которые основной части распространителей слухов могут быть неинтересны (например, марка и цвет машины при аварии, и т.п.) При заострении — как бы наоборот: высвечиваются детали, которые кажутся существенными (количество жертв при аварии, и т.п.)  «Подчеркну, — обращают внимание Ю.А. Шерковин, А.П. Назаретян, — что бессознательная оценка существенности или несущественности конкретных деталей определяется не только и не столько их объективным соотношением, сколько свойственной аудитории моделью мира — доминирующими ценностными ориентациями, ожиданиями, нормативными установками. В зависимости от них та или иная деталь может оказаться «сглаженной» либо, наоборот, «заостренной». Скажем, если одежда, цвет волос, глаз, имена участвовавших в драке людей отражают их национальную, религиозную, классовую принадлежность, а в регионе сложились напряженные отношения, слух может быстро приобрести агрессивную окраску, а соответствующие детали станут доминирующими (хотя в действительном событии могли играть второстепенную роль); цвета попавших в аварию автомашин становятся существенными деталями в культуре, где царят предрассудки цветовой символики; марки и номера автомашин — в аудиториях, связывающих с этими признаками социальную принадлежность водителей или пассажиров, и т. д.» Ну и третья тенденция по трансформации слухов, по мнению Ю. А. Шерковина и А. П. Назаретяна, это адаптация слуха к доминирующей аудитории (например, при вопросе о сравнении агрессивности белого американца или черного, симпатии со стороны белого населения будут в большинстве случаев на стороне белого, тогда черного при случае, обвинят в первую очередь). Причем все три перечисленные характеристики трансформации слухов (сглаживание, заострение и адаптация) могут дополнять друг друга, и по мере распространения слуха могут существенно отличаться от реальности. «Если же при этом распространение слуха направляется соответствующей деятельностью спецслужб, то его фабула может вообще не иметь объективного референта», — дополняют Ю. А. Шерковин и А. П. Назаретян.Следует заметить, что слухи играют важную роль в жизни индивида. Чаще всего такая роль простирается, большей частью, в области подсознания психики индивида. Но хорошо известно, что главенствующую роль в характере мыслей и поступков индивида играет именно бессознательное, подсознание. Именно там происходит зарождение мыслей индивида, трансформирующихся в последующие поступки.  

Информация о работе Эффективность массовой комммуникации