Электронная таблица Microsoft Excel

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:22, лекция

Описание

Excel – это электронная таблица, предназначенная для создания, хранения и обработки баз данных.
Для того чтобы запустить электронную таблицу Excel следует выполнить двойной щелчок мышью по соответствующему значку на Рабочем столе или выбрать из главного меню Windows команду Программы-Microsoft Excel .
После загрузки программы на экране монитора можно увидеть чистую страницу Рабочей книги.

Работа состоит из  7 файлов

Excel_экзамен_ЗО.doc

— 69.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

лекции глава 2.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

2.2. Классификация экономических автоматизированных информационных систем

В соответствии с характером обработки информация в ЭИС на различных уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем (рис. 2.4):

  • системы обработки данных (EDP-electronic data processing);
  • информационные системы управления (MIS- management information system);
  • системы поддержки принятия решений (DSS-decision support system).

Системы обработки  данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов (счетов, накладных, платежных поручений и т.п.) для внешней среды. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками,

46

 

администраторами и т.п.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.

Информационные системы  управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления; среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель или месяцев. Для таких задач характерны четко определенный алгоритм решения и регламентированность (периодическая повторяемость) формирования выходных документов. Например, свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение таких задач выполняется руководителями различных служб предприятия (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.п.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.

Системы поддержки принятия решений (СППР) используется в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм и организаций), выполняющем стратегическое долгосрочное планирование на несколько лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.п. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например, при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Как правило, задачи СППР имеют нерегулярный характер, для них свойственны недостаточность имеющейся информации, её противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность методов решения.

В зависимости от охвата функций и уровней управления в организации различают интегрированные и локальные ЭИС. Интегрированная ЭИС, объединяя все три рассмотренных ранее типа ЭИС, автоматизирует все функции управления на всех уровнях. Такая система является многопользовательской и функционирует на основе компьютерной сети. Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях. Такая ЭИС может быть либо однопользовательской, либо функционировать в отдельном подразделении организации.

47

 

 

Рис. 2.4. Типы информационных систем

 

 

 

 

 

 

48

 

Если экономическая  система имеет территориально распределенную структуру, ее подразделения удалены друг от друга на значительное расстояние и оснащены разнородными техническими средствами, то ЭИС такой системы называют корпоративной информационной системой. Понятие «корпоративная информационная система» (КИС) сформировалось за последние несколько лет в результате взаимодействия двух активно протекающих процессов. С одной стороны, это стремительное развитие информационных технологий (телекоммуникации, хранение больших объемов разнородных данных, распределенная обработка данных и т.п.). С другой стороны - развитие бизнеса, управление которым предполагает принятие обоснованных решений путем быстрого доступа и обработки большого количества разнородных территориально распределенных данных.

В современном понимании  корпорация - это крупное предприятие (организация, фирма), в состав которого входит множество функциональных подразделений. Соответственно, под КИС понимают автоматизированную информационную систему, обеспечивающую поддержку управления функционированием корпорации Обычно называют следующие характерные особенности КИС:

  • территориальная   распределенность   функциональных   подсистем   (несколько удаленных друг от друга производственных площадок);
  • разнородность (гетерогенность) программной и технической среды (различные 
    типы    ЭВМ,    операционные системы,    используемые    СУБД,    приложения 
    пользователей);
  • наличие специфических программных средств поддержки управления на всех 
    уровнях иерархии    корпорации (нижний, средний и высший управленческий 
    персонал);
  • большое количество пользователей различного уровня управления и разной 
    квалификации.

Как правило, современные  крупные организационно-экономические  системы (банки, торговые фирмы, добывающие компании и т.п.) имеют именно распределенный характер, поэтому их эффективное функционирование практически невозможно без объединения СОД, ИСУ и СППР в рамках корпоративных ЭИС.

49

 

2.3. Структура автоматизированной информационной

системы

Изучение АИС, как и любой другой системы, предполагает выделение отдельных ее элементов и объединение этих элементов в подсистемы. При рассмотрении АИС элементы системы называют компонентами.

Компонент АИС - часть АИС, выделенная по определенному признаку или 
совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое.

Подсистема АИС - часть АИС, состоящая из взаимосвязанных компонентов и выделенная по функциональному или структурному признаку, отвечающему конкретным целям рассмотрения.

При анализе АИС можно  выделять различные компоненты системы: функциональные и обеспечивающие подсистемы, комплексы технических средств, функции, функциональные задачи, отдельные прикладные программы, программные комплексы и т.п. Целесообразно учитывать два различных аспекта этого анализа, позволяющие в определенном смысле упорядочить и упростить работу по изучению или проектированию системы: функциональный и конструктивный. Функциональный аспект связан с изучением функционального назначения АИС без учета конструктивных особенностей ее построения. При этом выделяются функции системы, каждая функция разделяется на функциональные задачи, и анализируются взаимосвязи этих функций и задач. Группы функций и задач объединяются в функциональные подсистемы. Конструктивный аспект связан с рассмотрением конструктивных элементов и подсистем АИС, которые должны быть разработаны при создании АИС, как промышленного изделия. При этом изучаются технические средства автоматизированной системы, базы данных, используемые программы, комплекты документации и т.п.

Выделение двух аспектов изучения АИС позволяет выделить функциональную и обеспечивающую часть системы.

2.3.1 Функциональная часть автоматизированной информационной системы

Функциональная часть  АИС определяется совокупностью  функций АИС, их разбиением на функциональные задачи и группировкой функций и функциональных задач в функциональные подсистемы (рис. 2.5).

50

 

Задачей АИС (функциональной задачей) называется некоторый процесс обработки информации с четко определенным алгоритмом и заданными множествами входных и выходных данных (например, начисление сдельной заработной платы, оформление заказа на закупку и т.п.).

Как правило, задача является частью более крупного процесса, называемого функцией АИС. Например, задача «оформление заказа на закупку» является частью функции «заказы на закупку», которая включает также задачу «отмена заказа на закупку».

 

Рис. 2.5, Схема функциональной части АИС

Комплекс функциональных задач, характеризующихся высокой степенью информационных взаимосвязей, образует функциональную подсистему.

Состав функциональных подсистем  во многом определяется особенностями  экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности. Функциональные подсистемы ЭИС могут строиться по различным принципам:

  • предметному;
  • функциональному;

 

 

 

 

 

 

 

51

 

  • проблемному;
  • смешанному (предметно-функциональному).

Так, с учетом предметной направленности использования ЭИС  в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами:

  • управление сбытом готовой продукции;
  • управление производством;
  • управление материально-техническим снабжением;
  • управление финансами;
  • управление персоналом.

При этом в подсистемах  рассматривается решение задач  на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали (табл. 2.1).

Таблица 2.1.

 

 

Имея в виду основные функции управления организационными системами, выделяют аналогичные подсистемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52

 

  • планирование;
  • учет и контроль;

 

  • регулирование (оперативное управление);
  • анализ.

На практике часто применяется  смешанный предметно-функциональный подход, согласно которому функциональная часть ЭИС определяется путем разделения ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре организации, а также характеру выполняемых функций. Используя этот подход, выделяют следующий типовой набор функциональных подсистем ЭКС предприятия.

Функциональный принцип:

  • перспективное развитие;

* технико-экономическое планирование;

  • бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности.

Предметный принцип (подсистемы управления ресурсами):

* техническая подготовка производства;

  • управление основным производством;
  • управление вспомогательным производством;
  • управление качеством продукции:
  • управление материально-техническим снабжением;
  • управление реализацией и сбытом готовой продукции;
  • управление кадрами.

Подсистемы, построенные  по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами (рис. 2.6).

2.3.2. Обеспечивающая часть АИС

Обеспечивающая часть  автоматизированной информационной системы представляет собой совокупность компонентов (подсистем), с помощью которых выполняются функции и функциональные задачи АИС.

 

53

Подсистемы, входящие в  обеспечивающую часть АИС, называют обеспечивающими подсистемами. В составе обеспечивающей части обычно выделяют следующие основные подсистемы (рис. 2.7):

  • информационное обеспечение;
  • математическое обеспечение;
  • программное обеспечение;
  • техническое обеспечение;
  • организационное обеспечение;
  • правовое обеспечение.

 

Рис. 2.6. Функциональные подсистемы ЭИС, выделенные по функционально-

 предметному принципу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54

Информационное  обеспечение (ИО) - совокупность единой системы документации и кодирования технико-экономической информации, унифицированных форм документов и информационной базы. Важнейшей частью

ИО является информационная база, представляющая собой упорядоченную совокупность сведений об объектах предметной области, определяемой назначением ИС. В составе информационной базы можно выделить две части: внемашинную и машинную информационные базы.

Внемашинная   информационная  база  ИС   -    совокупность     документов, предназначенных   для непосредственного восприятия человеком без применения средств   вычислительной  техники.   Машинная   информационная   база   АИС -совокупность данных, хранящихся на носителях данных в ЭВМ.

 

Рис. 2.7. Основные обеспечивающие подсистемы АИС

лекции глава 3.doc

— 147.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

лекции глава 4,5,6,7.doc

— 1.16 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Электронная таблица Microsoft Excel