Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:10, реферат
Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.
Введение …………………………………………………………………..3   
1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) 
в образовании………………………………………………………………4 
1.2. Понятие информационных технологий обучения.  Средства ИКТ, применяемые в образовании……………………………………………………………….7 
1.3 Информатизация  образования……………………………………….9
 а) Цели применения средств ИКТ в  образовании.
 б) Направления применения средств ИКТ в образовании. 
 Заключение……………………………………………………………….19 
 Список  литературы………………………………………………………20
На сегодняшний день учебная деятельность в рамках системы традиционного и открытого образования с большей или меньшей степенью обеспечена теорией и практикой разработки и использования средств современных ИКТ, важнейшими компонентами которых являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. В то же время, сфера внеучебной деятельности учебных заведений на практике использует преимущества подобных средств и технологий достаточно редко, а порядок подобных использований носит отпечаток эпизодичности и бессистемности.
И, наконец, нельзя не отметить очевидную целесообразность использования ИКТ в межличностном внеучебном общении (использование электронной почты, тематических телеконференций, чатов, форумов и пр.) и организации досуга студентов (использование электронных художественных и развлекательных изданий, учебно-игровых и игровых средств). В данных областях от качества и уровня содержательно-методической проработанности соответствующих информационных средств существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.
Учитывая прогрессирующий массовый характер стихийной информатизации, педагоги и сотрудники учебных заведений не должны оставаться в стороне от информатизации вышеперечисленных и некоторых других сфер внеучебной деятельности обучаемых. Более того, необходима разработка новых и модернизация существующих средств ИКТ с целью более качественного воспитания молодежи, выработки у студентов стремления работать в коллективе, расширении “информационного багажа” будущих выпускников.
     Одним 
из перспективных методических и 
технологических подходов к унификации 
учебной и внеучебной деятельности, 
равно как и подходов к унификации 
средств ИКТ является студенческое проектирование. 
Действительно, разнообразные проекты 
все чаще применяются в учебной и во внеучебной 
работе студентов. 
          Под проектами понима
     Обширной 
сферой применения компьютерных и телекоммуникационных 
систем в современном учебном 
заведении является организационно-управленческая 
деятельность. В ее автоматизации используются 
многие программные системы и оболочки, 
такие как электронный деканат, планировщики 
занятий, системы бухгалтерского учета, 
расчета учебной нагрузки и тарификации, 
электронные базы данных об обучаемых, 
преподавателях, средствах обучения и 
многие другие. 
          Формируемые средства ИКТ целесообразно 
поставить на службу администрации образовательного 
учреждения. В качестве подтверждения 
этих слов можно привести данные зарубежных 
аналитиков: на предприятиях и учреждениях, 
успешно реализовавших проекты перехода 
к работе с электронными документами, 
отмечено:
     Актуальность 
использования информационных технологий 
в управлении учебным заведением 
обусловлена такими факторами как 
постоянно растущий объем информации 
о ходе протекания и результатах 
образовательного процесса, потребность 
в оперативных данных, позволяющих принимать 
оптимальные управленческие решения по 
результатам деятельности педагогов, 
сотрудников и студентов, необходимость 
многогранного анализа образовательной 
деятельности, прослеживания динамики 
изменений и своевременной корректировки 
хода обучения. 
        Средства ИКТ, нацеленные на автоматизацию 
организационно-управленческой деятельности 
учебного заведения могут быть унифицированы 
и представлять собой программный 
комплекс, обеспечивающий 
полный набор сервисных 
служб и информационных 
ресурсов, обслуживающих 
учебный процесс. Состав и содержание 
информационных ресурсов определяется 
в соответствии со спецификой функционирования 
традиционного или открытого учебного 
заведения, а набор сервисных служб обеспечивается 
типовым и специализированным программным 
и аппаратным обеспечением.   
 
 
 
 
     
 
 
 
 
Заключение.
Таким образом, процессы информатизации современного общества характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий.
Информатизация образования относится к числу крупномасштабных инноваций последних десятилетий. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Кроме того, применение информационных и коммуникационных технологий позволяет оптимизировать процесс управления в сфере образования.
В настоящее время принято выделять основные направления внедрения компьютерной техники в образовании, среди них: интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий, развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества, работа на выполнение социального заказа общества.
Соответственно целям, выделяют основные направления применения информационных технологий: в качестве средств и инструментов обучения, как средство творческого развития обучаемого, в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, психодиагностики, для интенсификации и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Учитывая недостаточную оснащенность многих учебных заведений компьютерной и телекоммуникационной техникой, принципы построения организационно-управленческих средств ИКТ должны обеспечивать разным учебным заведениям независимо от технической оснащенности равные возможности по предоставлению образовательных услуг.
    Список 
литературы. 
1. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические технологии в образовании. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009. – 282с.
2. Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии. – М.: Изд-й центр, 2004. – 208с.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2005. – 192с.
4. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.
5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 1994.
Информация о работе Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование